Баранки повесить, поставить самовар. Как пёс Кузя 11 лет охраняет затерянные в Омске хоромы
В самом центре города, если петлять между плотной жилой застройкой, заборами и гаражами, можно наткнуться на деревянный дом, будто из русской сказки. Сюжет классический: чтобы найти что-то ценное, нужно преодолеть некоторое количество испытаний. "Обряд инициации" проходит особняк на улице Театральной, 7, известный как дом купчихи Кузьминой. Образец резного деревянного зодчества, объект культурного наследия и музей жизни омичей. Правда, пока он, хотя и находится в ста шагах от популярных променадов - улиц Ленина и Валиханова, вряд ли известен большинству горожан. Чего не скажешь о Кузе. За 11 лет он изучил все уголки старинного купеческого дома, воспитал не одно поколение котят и, возлегая на любимом диване, встречает редких гостей возрождаемого здания. - Он наш младший научный сотрудник практически. Его принесли сюда маленьким, подобрали выброшенным щенком на остановке, - рассказала заведующая музеем городского быта Татьяна Раскевич. Но пёс, пусть и милый, не главный герой этой истории. Музей без выставок С 2012 года здесь не бывает сторонних посетителей. Музей городского быта, созданный в 1992-м известным краеведом, общественным деятелем Владимиром Селюком и в 2006-м обосновавшийся в памятнике истории и архитектуры, находится здесь и сейчас, являясь филиалом городского музея "Искусство Омска". Но дело в состоянии здания. Ещё 13 лет назад надзорные органы настаивали на его аварийности, необходимости срочного восстановления , отмечая, что "мероприятия по плану ремонтно-реставрационных работ не производились ". Срочность, приземлённая на реальность, осуществилась в июле 2024 года, когда процесс стартовал . Ему предшествовало обследование, подготовка проекта , где, к примеру, прописывался запрет на установку пластиковых стеклопакетов. - Себя я считаю коренным омичом и это здание знаю давно, ещё когда здесь Владимир Селюк находился. Он очень долго пытался найти возможность для реставрации. Рад, что наконец приступили к работам, потому что, когда видишь и находишься внутри, ты чувствуешь дух старины и поражаешься нашим предкам, как они грамотно всё строили. Сегодня это бывает сложно повторить, - поделился с "Омск Здесь" исполнитель работ Роман Чернов, который ранее занимался реставрацией фасадов в рамках реконструкции улицы Валиханова, Ленина, мемориала на бульваре Победы. - Здесь совсем недалеко от улицы Ленина, достаточно свернуть, встроить в экскурсионные программы. Расчистить стихийную поросль, на веранде поставить самовар, баранки повесить – и сидеть пить чай, наблюдать за жизнью вокруг. Очень любопытная была бы точка туристического маршрута. По словам подрядчика, работы начали с фасадов, очистили их от наслоений, грязи, пропитали специальными препаратами и покрыли цветом так, чтобы сохранить рисунок дерева. Укрепили фундамент, восстановили веранду, парадное крыльцо, кровлю, где вскрылся большой процент сгнивших материалов, следы огня. Этого строители не ожидали. Сейчас идёт реставрация деревянной резьбы, которой насыщен почти каждый квадратный метр внешнего облика здания. Как вспоминает Татьяна Раскевич, Омск в начале 20 века, особенно после знаменитой международной выставки 1911 года , расцвёл в украшениях домов, "это был красивый период в истории города". Но за сто минувших лет многие элементы купеческого жилья были повреждены, утрачены. Их заменяют современным крафтом. Постепенно планируется заняться внутренней отделкой, восстановить лепные элементы. Консультации и технический надзор ведёт омский краевед, историк Игорь Коновалов . - То, что у нас больше не капает сверху, это уже замечательно, - считает хранительница учреждения. - В этом была большая проблема. Теперь будем ждать интерьеры. Процесс идёт, поэтому мы довольны. Хоромы без купчихи Как музей без гостей, так и дом, приписываемый купчихе, жил без неё. В 1913 году землю приобрёл присяжный поверенный Аарон Мариупольский и к 1915-1917 годам поставил особняк, или хоромы, говоря по заветам домового строительства. Одноэтажный, деревянный, на кирпичном фундаменте и с железной крышей, позже крытой шифером, выступающими флигелями и даже роликовыми металлическими "жалюзи" на окнах, утраченными к настоящему времени. В оформлении использовались мотивы русской архитектуры в виде полотенец (резных досок), геометрический и солярный, то есть отсылающий к солнцу, орнамент. Но уже в 1918-м Мариупольского приговорили к трём месяцам заключения за контрреволюционную деятельность и саботаж, отмечалось в историко-культурной экспертизе. Есть версия, что семья, опасаясь дальнейших репрессий, продала дом. Потому что, когда в 1924 году его муниципализировали, значилось два владельца – прежний Мариупольский и Евдокия Кузьмина, также известная владением коммерческим клубом на Лермонтова, 6 (бывший кинотеатр "Пионер"). Хотя именем купчихи и называют этот дом, в нём она не пробыла ни дня, рассказала заведующая музеем. То есть процесс передачи собственности не состоялся: в том же 1918 году, через месяц после ареста, здание заняла секция Омской организации венгров-интернационалистов (о чём напоминают таблички на фасадах, и именно так объект занесён в реестр культурного наследия), а в 1920-1923-х здесь размещался приют для беспризорников, невольно ставших "последствием" Гражданской войны. В следующие 80 лет особняк был связан со здравоохранением. С 1925 года это противотуберкулёзный диспансер, с 1956-го - соматическое отделение детской больницы, с 1972-го – станция скорой помощи. За это время менялась внутренняя планировка соответственно потребностям, исчез сад, где дышали воздухом пациенты, но в немалой степени сохранилось наружное убранство. Внезапного лута, как в случае с генерал-губернаторским дворцом , пока не нашлось. Большие надежды Завершения реставрации, которое должно состояться в ноябре этого года, ждут около 50 тысяч экспонатов, собранных по большей части стихийно. " Что приносили - то и наше ", - пояснила Татьяна Раскевич. - " И большое им спасибо, что приносили сюда, а не на помойку ". Артефакты вроде старинных шкафов, мясорубок, табличек "Соблюдайте тишину!" и, конечно, как без портретов Ленина. Неожиданно было только заметить надпись Pepsi. С другой стороны, это тоже часть культуры и даже культа конца 20 века, которая может стать предметом экспозиции будущего музея 21 века, как в той же "Кибердеревне" (12+). Пока свидетели прошлого хранятся здесь же и в "Искусстве Омска". Но есть нюанс. Проблема, по мнению главы филиала, в том, что он довольно маленький по площади. Группе из 15-20 человек будет тяжело развернуться, не говоря уже об организации технических и вспомогательных помещений. Главный вопрос, который мучает хранительницу быта, где устроить само хранилище. - Я вижу это место не банальным музеем городского быта, которых полно по всей стране с ложками, чашками, стульями и столами, а музеем семейных историй тех людей, которые жили в этом городе того времени. Это и военные, и чиновники, и купцы, и те, кто лечил, учил и так далее. У меня есть четыре кандидатуры, жившие в таких же домах. Кто именно - пока тайна, - не стала раскрывать всего заведующая музеем. - Но есть их личные вещи, документы, фотографии. Например, гимназистка с дневником, воспоминания которой как раз приходятся на 1915-1916 годы. Не знаю, как решат в итоге, но я предполагаю обустроить четыре интерьера, четыре квартиры, в каждой из которых свой шкаф как символ дома, в котором живут. А вокруг него будет всё остальное наполнение - столы, стулья, чашки, ложки, то есть то, что мы хотим увидеть в музее городского быта. Но главное, конечно, это рассказ о людях, которые здесь жили, чем они занимались. Своя маленькая вселенная В федеральном законе об объектах культурного наследия есть такой термин, как достопримечательное место - центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки. Под охрану попадает не один конкретный дом, а ландшафтные, архитектурно-стилистические характеристики, все ценные элементы застройки и благоустройства. В Омске локаций с таким статусом нет, хотя могли бы быть . Хотелось бы, конечно, как говорит Татьяна Раскевич, воссоздать не просто музей, а усадьбу с садом, какой она была изначально, организовать музейный комплекс, если переместить на соседние участки другие сохранившееся и такие же затерявшиеся образчики деревянного зодчества. Технологии это позволяют. Не позволяют виды на землю. " Нас со всех сторон подрезали, обстроили ", - заметила спикер. Рядом есть два участка, которые на данный момент условно свободны, на одном из них организован подъезд к музею, место складирования материалов. Предназначены они, по информации Роскадастра, для точечной жилой застройки (включая офисы и подземный паркинг), от которой по современным принципам градостроительства принято отказываться. - Площадь здания составляет площадь 320 кв. м. Земельный участок под ним также закреплён на праве оперативного управления за музеем "Искусство Омска" и занимает более 900 кв. м. Мы полагаем, здесь можно организовать интересное музейное пространство с экспозициями, отражающими различные эпохи городского быта, - прокомментировал "Омск Здесь" замдиректора департамента культуры мэрии Владимир Широков. - Так как благоустройство территории не относится к охране объекта культурного наследия, в этом году мы будем дополнительно разрабатывать концепцию прилегающего пространства. Тогда уже будем смотреть, как вписать музейное пространство в окружающую территорию, которая, действительно, очень разнородная. Будем привлекать специалистов, архитекторов, чтобы это всё качественно, достойно совместить. Фото: Илья Петров