Культурный код Страны Советов

Рассматриваем самые интересные экспонаты выставки #ТретьяковкаНаВДНХ

Культурный код Страны Советов
© Вечерняя Москва

Угадать шедевры русской живописи, впечатлиться достижениями советской культуры и сделать шаг навстречу коммунизму предлагает новая выставка #ТретьяковкаНаВДНХ. Она открылась в павильоне №1 «Центральный» в конце прошлого года и уже приобрела массу поклонников. Переходя из зала в зал, в полотнах, мозаиках и скульптурах выдающихся художников ХХ века гости открывают для себя разные стороны искусства соцреализма, а заодно — идеологию Советского Союза, которую он и призван был отражать.

Шахтер, Рабочий и Девушка с веслом

Совместный проект Государственной Третьяковской галереи и ВДНХ, несомненно, заслуживает интереса. Не менее трех десятков знаменитых работ временно переехало из фондов галереи в самое монументальное здание Выставки. Экспозиция стала первым культурным событием, которое случилось в павильоне «Центральный» после его масштабной реставрации. Работы Александра Дейнеки, Василия Яковлева, Аркадия Пластова, Сергея Лучишкина, Веры Мухиной и других знаковых художников так органично вписались в пространство величественных залов, как будто были для них созданы. Что, впрочем, неудивительно: и произведения искусства, и сам павильон являются символами эпохи, поэтому выставка #ТретьяковкаНаВДНХ стала культурным кодом и одновременно порталом в недавнее прошлое.

Под высоким куполом центрального зала расположены по кругу скульптуры, прославляющие труд рабочих и крестьян. В граните и бронзе здесь замерли «Девушка с веслом» Ивана Шадра, «Шахтер» Сарры Лебедевой, «Юная стахановка хлопковых полей» Марины Рындзюнской, «Рабочий» Вадима Соколова и другие легендарные изваяния. В центре круга — шедевр Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», который в 1937 году стал сенсацией на Всемирной выставке в Париже.

В соседнем зале, на фоне монументального горельефа «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», который более 70 лет назад специально для Центрального павильона создавала группа скульпторов во главе с Евгением Вучетичем, можно увидеть панно Исидора Фрих-Хара «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Триумфальное шествие советского народа навстречу коммунизму дополняет изобилие азербайджанского застолья, а рядом расположены созданный Евгением Вучетичем бронзовый бюст героя соцтруда Назарали Ниязова, разработавшего новый метод орошения хлопковых плантаций, и скульптура матери, прижимающей ребенка к груди, работы Екатерины Белашовой.

Игра парадоксов и «Гимны Московии»

Несколько залов украсили привезенные из Третьяковки полотна известных художников. Одни картины прославляют труд советских колхозников и радости сельской жизни, другие воспевают женщин новой формации — бригадиров и передовиков производства. Мозаика Александра Дейнеки «Хорошее утро» и пятичастная композиция Сергея Лучишкина «Спартакиада народов СССР» посвящены спортсменам и красоте человеческого тела, в котором, как известно, живет здоровый дух.

Одними из самых любопытных экспонатов выставки стали работы современных художников. Проект Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, созданный к 160-й годовщине Третьяковской галереи и открытию нового варианта экспозиции ХХ века на Крымском Валу, предлагает зрителям увлекательную игру парадоксов. В четырех полиптихах, названных по временам года, художники соединили самые известные шедевры русской живописи. В полиптихе «Осень» Девочка с персиками обедает в компании Пушкина и маршала Жукова, мимо богато накрытого стола в это время проходят молодожены с картины «Неравный брак», а по соседству Иван Грозный вновь убивает своего сына в компании Охотников на привале. В полиптихе «Зима» былинные Три богатыря выстроились на одном плане с Александром Невским и Максимом Горьким. Рядом с писателем собака утешает школьника, опять получившего двойку, на горизонте летит Иван-царевич на Сером Волке, а навстречу ему несется кустодиевская Тройка.

— Полиптихи очень привлекают детей и подростков, посетителей постарше больше интересуют скульптуры и горельеф. В целом, выставка стала успешной: экскурсии проходят каждый день. Не последнюю роль здесь играют интерьеры нашего павильона, которые подчеркивают содержание привезенных экспонатов. Шедевры социалистического искусства словно оказались в своем мире, для которого они и создавались, который должны прославлять, — считает экскурсовод ВДНХ Екатерина Овчинникова.

В центре экспозиции, на одной из стен павильона, установили видеоинсталляцию «Гимны Московии» современного автора Дмитрия Венкова. Перевернутые архитектурные доминанты столицы — сталинские высотки, главные проспекты, знаковые здания, небоскребы Москва-Сити — плывут на фоне яркого голубого неба под звуки переделанного гимна СССР. «Путешествие» по безлюдному городу сквозь сталинский ампир, советский модернизм и современную застройку словно стирает временные рамки и превращает Москву в город будущего, объединивший разные эпохи и культуры.

Выставка #ТретьяковкаНаВДНХ продлится до сентября 2025 года.