Чтобы заменить один лифт в доме, жильцам нужно копить 30 лет

Собкоры "РГ" вместе с представителями коммунальных служб посчитали: если в среднестатистической девятиэтажке выйдет из строя лифт, то копить на новый, исправно отчисляя деньги в фонд капремонта, жильцам придется не меньше 30 лет.

Чтобы заменить один лифт в доме, жильцам нужно копить 30 лет
© Российская Газета

Почти каждый десятый лифт в стране, по данным Национального лифтового союза (НЛС), сегодня устарел и требует замены. В общей сложности это 66 тысяч подъемников, у которых истек нормативный срок службы - 25 лет. Вообще все эти лифты, по требованиям технического регламента Таможенного союза, должны были вывести из эксплуатации уже к 15 февраля этого года. Но задача для регионов оказалась явно неподъемной, и срок службы лифтов по согласованию с Евразийской комиссией пришлось продлить еще на пять лет. После этой даты, как говорят эксперты, их уже точно нельзя будет эксплуатировать.

Означает ли это, что в лифт сейчас лучше не садиться, и что назавтра они начнут через один падать. Как отмечают в НЛС, проблема действительно серьезная, но все же не катастрофическая. Нормативный срок службы - 25 лет - производитель определяет исходя из средних параметров износа, когда лифт оптимальнее всего заменить или капитально отремонтировать. Если лифт обслуживает серьезная организация, которая внимательно следит за его состоянием, реагирует на каждый сбой и вовремя ремонтирует, техника может служить и после этого срока.

56 тысяч лифтов, по данным НЛС, устареют к 2030 году

"Лифт можно сравнить с автомобилем, это вам не велосипед, - говорит президент Национального лифтового союза Виктор Тишин,- подъемники нуждаются в особом техническом контроле и постоянном аудите. Лифт монтируют всего 25 дней, а эксплуатируют 25 лет. Грамотная эксплуатация лифтов особенно важна сейчас, когда мы вынужденно продлили сроки их работы. Поэтому необходимы постоянные плановые проверки и контроль специалистов Ростехнадзора на всех этапах,- от монтажа до эксплуатации. Нужны и внеплановые проверки по сигналам жителей".

К слову, действуют серьезные штрафы: до миллиона рублей могут взыскать с юридических лиц за нарушения при эксплуатации лифтов.

То есть большинство лифтов при грамотном подходе должны дотянуть до 2030 года. А что дальше?

"Сегодня мы ежегодно меняем 16 тысяч лифтов, но при этом за это же время еще 10 тысяч устаревают, исчерпывают свой нормативный срок службы, - говорит Светлана Разворотнева, зам председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. - По подсчетам специалистов, за оставшиеся пять лет нам нужно будет заменить не менее 120 тысяч лифтов. Делим эту цифру на пять, и становится понятно, что темпы, конечно, нужно наращивать. Даже по предварительным подсчетам каждый год нужно будет менять не меньше 24-25 тысяч подъемников в регионах страны".

Но как подсчитали в НЛС, даже если взять сегодня все деньги из фонда капремонта и направить их на замену лифтов, то удастся обновить только 60% всего лифтового хозяйства регионов. И это при том, что придется отказаться от ремонта крыш, фасадов, замены коммуникаций. Что, конечно, невозможно в принципе. Необходимо понимать, что на замену лифтов из общего котла капремонта идет около 10 процентов. Остальные уходят на неотложный капремонт, то есть на все те же крыши, канализации и водопроводы.

Почти каждый десятый лифт в стране устарел и требует замены

Стандартный подъемник в девятиэтажке вместе с его монтажом стоит сегодня больше трех миллионов рублей.

Вот сколько нужно, по подсчетам собкоров "РГ" при участии коммунальщиков, будет копить на лифт. Возьмем для примера Воронеж. Сумма взносов на капремонт (при условии стопроцентной собираемости) в год составляет в городе: для стандартной девятиэтажки с 4 подъездами - 1,2 миллиона рублей, девятиэтажки с 3 подъездами - 1,66 миллиона, для 16-этажки с 1 подъездом - 1,1 миллиона. Дома мы выбрали самые типовые.

Таким образом, на лифт, казалось бы, можно накопить всего за два-три года. Но это только при условии, что ни на что другое не тратить. Если учесть, что на лифты идет десятая часть средств из фонда капремонта, то ждать жильцам нового лифта придется не меньше 20-30 лет. К слову, необходимо учесть и то, что собираемость взносов по отдельным домам может быть немногим более 50 процентов. С учетом этого фактора, в "листе ожидания" можно простоять еще дольше.

Конечно, не вся замена лифтов проходит исключительно за счет тех денег, которые жильцы перечислили в фонд капремонта. В регионах для этого работают и специальные программы. Разработан, например, механизм ускоренной замены лифтов за счет спецсчетов в банках, когда можно растягивать платеж кредитному учреждению за счет будущих платежей. Эта технология дает хороший эффект. Есть программы, когда власти софинансируют замену подъемников. В Санкт-Петербурге, например, где очень много исторических зданий, при этом низкие взносы на капремонт, замена лифтов субсидируется за счет городского бюджета. Но ситуация с числом устаревших подъемников в разных регионах очень разная.

Так, по словам Светланы Разворотневой, довольно богатая Самарская область, например, находится сейчас в явных аутсайдерах, это один из регионов, где больше всего старых лифтов.

В число антилидеров входят также Ульяновская, Ярославская и Астраханская области. В них больше половины лифтов изношены. В Крыму к 15 февраля 2025 года предельного возраста в 25 лет достигнут 80% всех лифтов, а в Удмуртии есть кабины, которым уже больше 40 лет. А это значит, специальные программы нужно усиливать и разрабатывать новые схемы финансирования замены лифтов.

И еще одна проблема, на которую обращают внимание эксперты Национального лифтового союза, и которую необходимо решить за предстоящую "пятилетку". Это пока еще сохраняющаяся зависимость от импортных поставок техники. Так, по словам Петра Харламова, генерального директора ассоциации "Российское лифтовое объединение", соотношение устанавливаемой импортной и отечественной техники сейчас 25 к 75. То есть российской значительно больше, но все же число зарубежных поставщиков нужно сокращать, чтобы не попадать от них в зависимость при обслуживании техники. Благо, как говорят эксперты, сейчас к поставкам подъемников активно подключился Могилев. Ну, это почти что наши, говорят в Лифтовом союзе.

Между тем

Куда обращаться, если в доме опасный лифт?

Нужно написать заявление в вашу УК и в организацию, обслуживающую лифты в доме. Если они не реагируют, обратиться в Жилинспекцию и в Ростехнадзор. Если и это не привело ни к каким результатам, жаловаться в прокуратуру.