На выставке #ТретьяковкаНаВДНХ можно увидеть уникальные горельефы
В павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ проходит выставка Третьяковской галереи. Среди масштабных экспонатов, представленных на ней, особо обращают на себя внимание два горельефа. Первый создан коллективом из восьми скульпторов во главе с народным художником СССР Евгением Вучетичем. Второй — работа Исидора Фрих-Хара, одного из самых самобытных советских скульпторов-керамистов.
Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» — одна из самых выдающихся работ Евгения Вучетича, автора монументов «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!».
На горельефе представлено торжественное шествие советского народа (людей разных национальностей, профессий и возрастов) на фоне самых известных сооружений эпохи социализма — высотки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, плотины ГЭС и других. На площади 90 квадратных метров скульптор изобразил более 1,5 тысячи человек, в том числе около 30 основных персонажей показаны на первом плане. При реставрации и исследовании исторических документов выяснилось, что их прототипами были реальные люди. Так, пожилой человек слева напоминает академика Ивана Павлова, в нарядно одетой женщине рядом с ним можно узнать знаменитую актрису Аллу Тарасову, а человек с цветком хлопка справа — это дважды Герой Социалистического Труда Назарали Ниязов. Бронзовый скульптурный портрет знаменитого хлопкороба, созданный Евгением Вучетичем в 1948 году, тоже представлен в экспозиции #ТретьяковкаНаВДНХ.
Созданный к открытию павильона «Центральный» в 1954 году горельеф позднее был скрыт за листами фанеры. Его обнаружили в 2014-м при реставрации павильона. Это произведение искусства стало одной из самых значительных находок на ВДНХ. Однако оказалось, что часть элементов отсутствует. Узнав о начале реставрации, горожане начали возвращать реставраторам фрагменты монументального произведения. Так подлинные детали горельефа вернулись на свои исторические места.
Специалисты восстановили отбитые фрагменты скульптур, удалили грязь, пятна и поздние тонировки, укрепили склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие. Кроме того, мастера заделали трещины и технологические стыковочные швы, воссоздали красочное покрытие в авторском цвете, придали бронзовый оттенок поверхности. На восстановление этого считавшегося утраченным произведения искусства потребовалось чуть более года.
Горельеф «Жить стало лучше, жить стало веселее» («Праздник в азербайджанском колхозе») выполнен в технике майолики. Его размеры составляют 153 на 265 сантиметров. Произведение отражает взгляд автора на коллективизацию, при этом в нем нет преобладания идеологии над художественным образом.
Исидор Фрих-Хар известен как выдающийся скульптор-керамист, создававший утилитарные предметы, произведения малых форм, работы станкового и монументально-декоративного характера, включая крупные рельефы, оформление светильников и фигуры для фонтанов. В 1926 году он начал трудиться на Тверской фарфоро-фаянсовой фабрике имени М.И. Калинина в Кузнецове, где позднее основал экспериментальную художественную лабораторию. Там же был создан и горельеф для ВДНХ.
#ТретьяковкаНаВДНХ стала первой художественной выставкой в павильоне, который открылся для посетителей после масштабной реставрации в рамках программы «Возрождение ВДНХ». Здесь представлена живопись и скульптура ведущих мастеров 1930-1960-х годов ХХ века, а также современных художников. В восьми выставочных залах площадью 2,5 тысячи квадратных метров в уникальных климатических витринах можно увидеть более 30 работ. За два месяца с момента открытия выставку посетили около 45 тысяч человек, передает официальный сайт мэра Москвы.