На станции метро "Деловой центр" открылась выставка "Степан Эрьзя и весь мир"

Для того, чтобы поближе познакомиться с творчеством знаменитого скульптора Степана Эрьзи, достаточно чуть задержаться на станции Московского метрополитена "Деловой центр". Именно там открылась выставка "Степан Эрьзя и весь мир", и ее посетителем может стать каждый пассажир подземки.

На станции метро "Деловой центр" открылась выставка "Степан Эрьзя и весь мир"
© Российская Газета

С творчеством Степана Эрьзи столичный метрополитен знакомит москвичей и гостей столицы уже не первый год. "В октябре прошлого года снимки детских работ, посвященных творчеству советского мастера, можно было увидеть в переходе между станциями "Проспект Вернадского" БКЛ и Сокольнической линии", - рассказал заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.

Эрьзя внес большой вклад в развитие скульптуры тем, что он он начал широко использовать для своих работ дерево. В этом году экспозиция представляет снимки двадцати работ скульптора от ранних до более поздних, большинство из которых находятся в музейных коллекциях, например, в "Эрьзя-центре" на Автозаводской, но есть фотографии работ, находящихся в частных коллекциях.

Большинство работ удалось сохранить благодаря Международному фонду искусств имени С.Д. Эрьзи, который уже несколько лет ведет кропотливую работу по поиску и реставрации малоизвестных, недоступных работ скульптора. Например, на первой в новой экспозиции фотографии изображена малоизвестная работа "Размышление". Она была отреставрирована в 2009 году, впоследствии с нее был изготовлен слепок для экспонирования в России и Европе. С 2010 года этот слепок выставлялся в России в рамках проекта "Русский скульптор Эрзя и весь мир".

Одна из самых интересных работ на выставке - "Портрет норвежской женщины", созданный скульптором в 1912 году. Скульптор тогда жил в Париже, где познакомился с известным аргентинским меценатом и большим ценителем искусства Антонио Сантамариной. Он скупал работы скульпторов и отдавал их в музеи Южной и Северной Америки. Эрьзя заключил с Сантамариной контракт, по условиям которого при досрочном разрыве деловых отношений все работы Эрьзи переходили агенту. Но вскоре Эрьзя уличил мецената в мошенничестве и отказался с ним работать. В результате многие работы, в том числе и "Портрет норвежской женщины", отошли Сантамарине.

Еще одна не менее интересная работа - "Сидящая девочка". Это, пожалуй, единственный детский образ в обширном наследии Степана Эрьзи. Скульптуру Эрьзя создал в 1918 году на Урале. Некоторые специалисты утверждают, работа создавалась по детской фотографии ученицы Эрьзи - Елены Мроз.

Представлена в экспозиции и фотография уникальной скульптуры Иоанна Крестителя, созданная в 1914 году. Эрьзя сделал ее для церковного прихода в городке Феццано (Италия). Почти сто лет скульптура провела в церковных подвалах, пока ее не отреставрировал флорентийский мастер-реставратор Даниэль Анжелотто. Реставрационный анализ показал необычный состав материала, из которого выполнена скульптура - цемент и оливковое масло. Этот состав Степан Эрьзя придумал сам. Таким образом он достиг визуального сходства с медью, которую мастер не мог себе позволить из-за бедности. Каркас статуи по этой же причине был деревянным. Копия, представленная на выставке в РГБ, выполнена профессором Академии Брера и Неаполя Аугусто Джуфреди и профессором Каррарской академии художеств Симоном Виццони и была вывезена в Россию по инициативе Фонда в 2010 году.

Кстати

Метро в Москве становится все более "культурным". С апреля 2024 года стартовал культурно-просветительский проект Департамента транспорта Москвы и Московского метрополитена "Искусство в метро". Теперь горожане с творческим потенциалом могут не только петь, но и рисовать в метро, а пассажиры получать все больше положительных эмоций и впечатления от поездки. В программе проекта значатся и другие выставки, а так же различные мастер-классы.