Международный конкурс Хиблы Герзмава открылся в Москве эффектным гала-концертом
В залах Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко открылся Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров, появившийся на музыкальной карте России по инициативе знаменитой оперной певицы Хиблы Герзмава: он проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и минкультуры.
В преддверии конкурсных будней (а самых удачливых участников ждут три тура) состоялся праздничный гала-концерт. Здесь выступили избранники Первого конкурса - певцы Ольга Маслова, Вячеслав Васильев, Глеб Перязев, Ливей Хоу, Мария Лупарева, Екатерина Савинкова и пианисты Василий Попов, Марк Ваза и Елена Вардазарян. Звездное жюри представили роскошные Хибла Герзмава и аргентинский тенор Хосе Кура.
Программа концерта, прошедшего в сопровождении оркестра МАМТа под управлением дирижера Арифа Дадашева, отражала художественную структуру конкурса: два отделения и четыре части. Сначала опера - русская и зарубежная. После паузы - камерная вокальная музыка и попытка представить легкий жанр - оперетту и ту оперу, которую, порой неожиданно, решили "закомиковать". Например, "Манон" Массне, "Сицилийскую вечерню" Верди или "Порги и Бесс" Гершвина... Главное, что действо, поставленное членом жюри, режиссером Александром Тителем, получилось эффектным.
Конкурс круто изменил творческую жизнь многих лауреатов, участвовавших в гала-концерте. Так, Алексей Кулагин и Ольга Маслова, оказавшись в зоне внимания мощного менеджера и члена жюри конкурса итальянца Алессандро Ариози, теперь - певцы с отличной европейской репутацией. Улучшили позиции и другие певцы и пианисты, заслужившие награды первого конкурса.
Но жизнь готовит свои вызовы: не всем перволауреатам выступление на нынешнем гала удалось записать в свой актив. Явно мешало волнение, а иногда и промах с предпочтением репертуара. Выбор арии Наташи "С тех пор, как бросилась я в воду" из "Русалки" Даргомыжского или Монолог Бориса "Скорбит душа" из оперы Мусоргского "Борис Годунов" оказались для исполнителей в этот вечер невыигрышными. Да и акустическая специфика театра требует особых сценографических решений.
Аргентинский тенор предстал в образе вердиевского Отелло не просто каноническим ревнивцем, но и явно вдохновленным дуэтом с главной героиней...
Впрочем, когда на сцену вышли выдающиеся мастера - Хибла Герзмава и Хосе Кура - все казавшиеся объективно мешающими условности исчезли.
Аргентинский тенор предстал в образе вердиевского Отелло не только каноническим ревнивцем, но и пылким, и любящим - и явно вдохновленным дуэтом с главной героиней - вдохновительницей конкурса. А Хибла Герзмава была не только его прекрасной Дездемоной, но и изумительной Манон Леско из оперы Пуччини.
Дар истинной примадонны и искренний талант умной и заботливой наставницы позволили певице создать не просто конкурс имени себя (примеров которых в мире немало), а особое пространство: здесь молодые музыканты получают шанс предъявить миру свое дарование и получить не только поощрение в виде призов, но профессиональную поддержку.
В этом году на конкурс было подано 978 заявок (беспрецедентно расширены возрастные рамки, так что на равных предстоит состязаться и зрелым, и совсем юным музыкантам) из 23 стран. В итоге к очному этапу борьбы были допущены 40 певцов и 25 пианистов. Самые "страшные" первые номера при жеребьевке достались россиянкам - меццо-сопрано Юлии Меннибаевой и пианистке Татьяне Светашовой, представляющей еще и Австрию.
После того как стихнут соревновательные баталии, 22 и 23 января настанет черед эксклюзивного проекта конкурса - "Уроков с Мастерами" от членов жюри Хиблы Герзмава, Александра Тителя, Хосе Куры, пианистки Екатерины Ганелиной, певицы Марины Мещеряковой и знаменитого вокального коуча итальянки Кармен Санторо. А 24 января состязание с рекордным призовым фондом в 12,5 миллиона рублей назовет победителей: лауреаты получат по 2,5 миллиона, каждый в своей номинации.