Главный архитектор Москвы: Город невозможно построить раз и навсегда
Архитектурные конкурсы в столице вот уже больше десяти лет как стали обыденным делом. Они проводятся перед началом почти всех значимых проектов - будь то новостройка или реконструкция исторического здания. Что это дает городу и самим архитекторам? Об этом разговор корреспондента "РГ" с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым.
Театральный марш
Сергей Олегович! Вступив двенадцать лет назад в свою должность, вы с самого начала задались целью шире привлечь к застройке города молодых архитекторов. Во многом этому способствовали архитектурные конкурсы, которые вскоре стали для Москвы нормой. Вы не считали, сколько их прошло? А главное, оправдались ли надежды, возлагаемые на них?
Сергей Кузнецов: Одно время считали. Дошли до сотни и считать перестали. Конечно же, жизнь доказала, что конкурсная практика очень важна. Во многом благодаря ей у нас сейчас как нигде в мире развито архитектурное сообщество, на рынке присутствует огромное количество архитекторов, причем самого разного возраста. Если сравнить, сколько их было тогда, 12 лет назад, и сейчас, наверняка стало раз в пять больше. О высоком классе их работы говорит то, что многие нередко получают престижные международные премии. Буквально недавно, например, в Сингапуре, на Word Architecture Festival награду получил проект креативного кластера, разработанный московской компанией IND для столицы Саудовской Аравии в номинации "Культура". Жюри фестиваля оценило то, как органично в работе москвичей традиционная арабская архитектура сочетается с современными требованиями к инновационным общественным пространствам - тенью, садами, водоемами.
А то, что в ходе конкурсов, когда проходит мозговой штурм разных архитекторов, и рождается проект решения какой-то конкретной задачи, я считаю больше бонусом.
И все-таки давайте поговорим именно о конкретных проектах, над которыми работают столичные архитекторы в рамках объявленных архитектурных конкурсов. Итоги одного из них должны быть подведены на днях - на обновление фасадов Театра Олега Табакова. Его здание, построенное в 2016 году, по сути, новое. Почему возникла потребность обновлять его облик?
Сергей Кузнецов: Это инициатива театра. В рамках конкурса мы просто пытаемся помочь реализовать идею, которая давно витает. Но само здание и правда не украшает ни Садовое кольцо, где стоит, ни город целиком. Весь его объем на ножках выглядит каким-то хаотичным, не стройным. И то, что руководство театра пытается придать ему благородный вид, на мой взгляд, достойно уважения.
Наверное, это связано с тем, что театр начинали строить в трудные времена - в 90-е годы, и строили очень долго...
Сергей Кузнецов: Проект действительно был очень старый и затяжной. К слову, и другие театры, выходцы из того времени, в Москве получились тогда не лучше. Единственное исключение из того периода - симпатичное здание театра Петра Фоменко.
Был еще объявлен конкурс на реконструкцию театра зверей "Уголок дедушки Дурова". Стоит задача привести в порядок исторические здания?
Сергей Кузнецов: Театр, созданный в 1912 году Владимиром Дуровым на улице Старой Божедомке, которая теперь носит его имя, - первый и единственный в мире, где выступают животные. Его историческое здание с музеем и "Мышиной железной дорогой" обладает ценностью и, как знаковый объект модернисткой архитектуры, носит статус объекта культурного наследия регионального значения. Поэтому его можно только реставрировать. Но есть у него и пристроенные позже зверинец, большая сцена, вольеры и еще одна сцена свежей постройки - 2022 года. В общей сложности шесть зданий. Но из-за тесноты там давно уже плохо и животным, и людям. Поэтому принято решение театр перестроить - что-то разберут и построят заново, ну а здание-памятник отреставрируют.
Цель - создать комфортные условия для зрителей и улучшить условия содержания зверей, продумать также более удобные подходы и подъезды. Архитекторам такое сочетание добавляет сложностей, но в любом случае, театр в обновленном виде останется ближе к изначальному, историческому.
Объявлен и конкурс на реконструкцию цирка на проспекте Вернадского. Что планируется в рамках этого обновления?
Сергей Кузнецов: Здание цирка на Вернадского действительно планируется реконструировать. Оно служит цирку уже более полувека. За это время серьезно изменились подходы к условиям содержания животных и цирковому искусству. Нынешние помещения устарели и нуждаются в серьезном обновлении. Там есть только зал и вокруг него галерея. Понятно, что сейчас в них тоже ничего не умещается. Современные зрелищные заведения так не живут, чтобы зритель только пришел, посмотрел шоу и ушел. Во всем мире посетители приходят сильно заранее, обедают там или ужинают, часто в таких местах располагаются выставки.
В рамках реконструкции планируется не только обновление существующих пространств для комфортного пребывания посетителей, но и расширение зрительного зала, который сможет вмещать до 5 тысяч человек. Кроме того, общую площадь циркового комплекса планируется увеличить до 80 тысяч квадратных метров. Там могут быть созданы новые территории для животных, общественные пространства и зоны для питания, что сделает посещение цирка более комфортным и приятным для всех гостей. Основное пространство цирка станет более интерактивным и технологичным, что позволит внедрить современные элементы в представления и сделать их еще более захватывающими.
А почему конкурс объявлен закрытый?
Сергей Кузнецов: Заявки могут подать все, кто хочет. Но выбрана из них будет концепция, наиболее удовлетворяющая требования. Собственно, точно так же проходил конкурс на создание парка "Зарядье": сначала сбор заявок, потом отбор финалистов, которые получают грант на разработку на платной основе более развернутой концепции. На мой взгляд, нормальная схема.
Много заявок поступило?
Сергей Кузнецов: Количество - не самоцель. Главное - получить классный проект.
Есть интересные идеи?
Сергей Кузнецов: Есть, мы работаем с ними.
У вас прозвучало еще одно условие проведения конкурса: привлекаются только компании, имеющие опыт работы с объектами культурного наследия...
Сергей Кузнецов: Да, для знаковых проектов мы подбираем команды, имеющие релевантный опыт.
Значит, новички туда со своими идеями не попадут?
Сергей Кузнецов: Для каждого объекта необходимы соответствующие навыки и опыт, в городе проводится множество конкурсов на разработку проектов, многое строится. Так что без работы никто не останется.
Реновация - простор для архитекторов
Я помню, проходил целый ряд конкурсов при запуске программы реновации жилья. Были выбраны победители. Где же их проекты?
Сергей Кузнецов: Ни одни проект не пропал. Все районы в рамках реализации этой программы разбиты по зонам покрытия тех конкурсов. Проекты, которые разрабатываются, имеют отсылку на конкурсные материалы.
В Северном поселке реализуется проект строительства жилого комплекса из крупногабаритных модулей. Его тоже рассматривают для использования в этой программе. Ну какая там может быть конкурсная архитектура? Квартира ставится на квартиру, как кубики в конструкторе...
Сергей Кузнецов: Компания "Монарх" отрабатывает эту технологию пока лишь в экспериментальном порядке. Если выяснится, что она жизнеспособна и будет внедряться широко, обязательным условием станет и то, чтобы дома были разными и интересными. И отличаться они будут друг от друга и формами, и планировками, и фасадами.
В процессе строительства Большой кольцевой линии москвичи уже оценили, какие интересные станции рождаются в рамках проведения архитектурных конкурсов в метро. После запуска этого кольца многие горожане ездили, например, специально для того, чтобы увидеть станции, построенные по проектам победителей - "Нагатинский затон", "Терехово", "Мневники", "Марьину рощу", "Рижскую", "Кленовый бульвар"... Сейчас проектируются и строятся еще три новых радиальных ветки подземки. Их станции будут выставлены на конкурсы?
Сергей Кузнецов: Обязательно!
В Москве как никогда строится много мостов. Проекты новых переправ отбираются тоже с помощью конкурсов?
Сергей Кузнецов: Конкурсы на два больших моста - на ЗИЛе и на Пресне - мы провели, и мосты получились замечательные. Но вывод для себя сделали такой: на создание новых мостов нужно просто приглашать инженерные компании, работающие в этой области. Дело в том, что не так уж много у нас пока команд, которым можно доверить сооружение таких сложных объектов.
Промзоны, территории, на которых идет масштабная реорганизация, иначе как "ржавым поясом Москвы" раньше не называли. Есть ли шанс, что новые предприятия, которые создаются там, не будут снова уродовать город?
Сергей Кузнецов: Мы все делаем для этого. Современная проминдустрия не предусматривает заводы вроде "Красного октября", как в период расцвета кирпичной архитектуры. В наши дни спрос скорее на более утилитарные и масштабные проекты, но мы следим за качеством архитектурных решений и таких объектов. Например, недавно согласовали технопарк для Ростеха, который создается на северо-западе Москвы, на территории Тушинского аэродрома. Он и оформляется в авиационном стиле. В частности, основное здание будет в виде динамичной клиновидной формы, напоминающей крыло самолета. Выразительности фасаду добавят скошенные межоконные простенки, выполненные в виде прямоугольных трапеций. Крупноформатное остекление придаст композиции целостность, а акцентные элементы сделают его заметным и художественно-выразительным. При этом здание гармонично впишется в существующий силуэт города.
На бывших промзонах создаются и новые центры притяжения Москвы - с жильем, культурной и социальной инфраструктурой...
Сергей Кузнецов: Некоторый опыт современной яркой архитектуры в таких местах уже есть. Например, на ЗИЛе с его спорткомплексами и парками, на территории "Серпа и молота" с его ЖК. Впереди - большой проект обустройства зоны "Южного порта" - с набережными, новыми жилыми кварталами, судостроительным заводом, кораблями и яхтами...
Хорошо тебе критиковать…
За последние годы Москва заметно подросла. А новые небоскребы строятся?
Сергей Кузнецов: Строятся, и много. И я рад этому. Высотные здания меня интересовали с детства. Читал кучу журналов, много разной другой периодики. И все время думал: почему у нас самое высокое в городе здание - МГУ? Это же всего 30 этажей, 240 метров! И задавался вопросом: ну где же наши небоскребы? Их строительство - интереснейшая задача!
Мне повезло - еще совсем молодым человеком вместе с Сергеем Чобаном, задолго до создания нашей совместной компании, я принял участие в разработке проекта башни "Федерации" - первого в Москве небоскреба, в котором башня "Восток" высотой 374 метра. Этот проект развивался долго. Начался он в 2003 году, а закончился - в 2018-м. За это время и наша компания появилась, которая доделывала проект уже как генпроектировщик.
А вы за это время стали еще и главным архитектором Москвы...
Сергей Кузнецов: А небоскребы люблю по-прежнему. Сейчас, например, возводится небоскреб в Москва-Сити, на первом участке, который долго пустовал. Высота у него - 370 метров, то есть близкая к максимальной в Москве. Для нашего города предел сегодня - 400 метров. Строить выше нерационально - требуется очень много лифтов, инженерных коммуникаций.
В ЖК "Кристалл", который будет построен на территории водочного завода, тоже высотки запланированы - в виде кристалла, высотой по 300 метров. На строительстве этого небоскреба я - автор проекта.
Можете назвать свои любимые новостройки в Москве?
Сергей Кузнецов: Признаюсь, у меня очень узкое эгоистичное представление о мире - любимые все мои проекты. Те, над которыми я работал как автор.
Тот же парк "Зарядье", кластер "Ломоносов", Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой, кампус Бауманки, глядя на который люди до сих пор не верят, что это не коммерческая постройка, а студенческое общежитие. Коллектив архитекторов, который я возглавлял, хотел показать в этой работе, что наша любимая Россия обладает безграничными возможностями создавать мир совершенно иного качества жизни, эстетики, дизайна. Это пример, каким может и должен быть простой университетский кампус.
Я не первый, все главные архитекторы Москвы в разные времена проектировали очень много важных проектов. Начиная с Осипа Бове, который отстраивал Москву после пожара 1812 года. Должности такой - главный архитектор - в ту пору не было, но, по сути, он им был, возрождая Москву из пепла, реконструируя Красную площадь и Торговые ряды, строя Александровский сад, Большой театр и Театральную площадь.
Для меня работа над ведущими современными проектами - это еще возможность подтвердить свою квалификацию. На посту главного архитектора волей-неволей приходится какие-то проекты коллег критиковать, а какие-то и отклонять. В итоге можно запросто услышать в ответ: "Хорошо тебе критиковать, а ты вот попробуй, сам сделай"... И я делаю.
Рисовать не бросили при такой загруженности, мы ведь знаем Сергея Кузнецова еще и как художника?
Сергей Кузнецов: Как можно бросить? Это как дышать - дышишь, пока жив.
Что рисуете? Раньше говорили, что больше всего вам нравится изображать старую Москву, исторические кварталы других городов мира. А новую Москву?
Сергей Кузнецов: Именно новую архитектуру рисую - готовим большой выставочный проект для Пушкинского музея, посвященный моей архитектурной идеологии под названием emo-tech.
Я придумал название стилю, в котором строится Москва в наши дни: эмоциональная технология. То есть такая, которая вызывает у людей эмоциональный отклик
Поясните, пожалуйста.
Сергей Кузнецов: Меня часто спрашивают, в том числе и вы, в каком стиле сегодня строится Москва? Вот я придумал название: эмоциональные технологии. То есть технология, которая вызывает у людей эмоциональный отклик. Она не скучная, драматичная, как в театре, и главное - должна активно взаимодействовать на эмоциональном уровне, как бы вызывая живущих рядом или просто идущих мимо на диалог. Вот я и рисую свои проекты, которые призваны вести этот диалог. Картина ведь не просто бумага или холст с красками и карандашами, это ментальный отпечаток взгляда на архитектуру того, что есть в голове у архитектора. Причем, постоянно трансформирующийся. Сначала как идея, потом проект, потом его уже почти реализовали, а все равно что-то еще доделываем. И даже когда полностью уже все готово, любое здание продолжает меняться. Обязано меняться.
Почему же тогда архитектуру называют музыкой в камне?
Сергей Кузнецов: Это клише, которое утверждает, что музыка застывшая. Неправильное клише. Здания обязаны меняться, а уж город тем более невозможно построить раз и навсегда.
Справка "РГ"
Сергею Кузнецову 47 лет. На пост главного архитектора Москвы мэр столицы Сергей Собянин назначил его в 2012 году, когда ему было 35. Все эти годы в городе строится столько недвижимости, сколько не строилось никогда прежде. Но Кузнецов не только согласовывает чужие проекты, но и разрабатывает множество своих, для самых знаковых локаций.
А еще он много рисует. В прошлом году, например, в Третьяковской галерее на Крымском валу представил выставку своих работ под названием "Архитектура мира", а сейчас готовит еще две, которые откроются в Москве в 2025 году.
Не мыслит Сергей Кузнецов своей жизни и без бега - на его личном счету девять полных марафонов (42 км), и каждое утро его начинается с пробежки.