Уникальный образ Москвы, как и любого другого города, складывается из множества деталей. Но в основе его памятники архитектуры — хранители истории и древних традиций. К культурному наследию в столице относятся с особым трепетом: каждый год в городе реставрируют несколько сотен объектов.

Безупречный стиль
© Вечерняя Москва

Москва, как бережливая хозяйка, собрала для нас богатую коллекцию памятников из разных эпох. На территории Спасо-Андроникова монастыря, например, сохранилось одно из древнейших белокаменных сооружений города. Это храм Спаса Нерукотворного Образа, построенный в XV веке. На Берсеневской набережной стоят старинные палаты Аверкия Кириллова. Небольшой ярко-красный дом с белыми наличниками и другими декоративными элементами на фасаде появился на месте более ранних построек в XVII веке. В самом центре столицы, на территории Кремля, расположились памятники архитектуры XIV–XX веков. На юго-западном направлении от московской крепости вот уже 500 лет стоит Новодевичий монастырь, один из самых красивых в столице.

— И Кремль, и монастырь — достояние ЮНЕСКО, — подчеркнул историк Москвы, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов и посоветовал неспешно прогуляться по центральным улицам города, чтобы увидеть многообразие архитектурных стилей. — Пройдитесь по Варварке — от Старого Английского двора, первого в истории Москвы посольства, до современных корпусов XX века в Ипатьевском переулке, где находится администрация президента. Сверните на Маросейку, где на углу стоит дом конца XVIII века, который построили для графини Шереметевой, а напротив — конструктивистское здание… Еще и до Бульварного кольца не дойдем, а уже все эпохи посмотрим.

Настоящие шедевры

Понятие «архитектурный стиль», уточнила искусствовед, заместитель директора Музея архитектуры имени А. В. Щусева по просветительской деятельности Ксения Смирнова, придумали ученые для обозначения памятников, которые строили в один период времени на территории разных стран. С этой точки зрения, в Москве первым интернациональным стилем стало барокко. Оно пришло к нам из Северной Европы после реформ Петра I. Один из самых ярких памятников той поры — церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах, также известная как Меншикова башня.

В Москве, благодаря представителям боярского рода Нарышкиных, встречаются памятники так называемого нарышкинского барокко. Среди них — храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. В прошлом году реставраторы за счет средств бюджета города вернули зданию конца XVII века исторический облик.

Мастера привели в порядок парадные лестницы и гульбища, обновили кирпичную кладку, восстановили белокаменный декор и уникальную свинцовую гидроизоляцию.

В XVIII веке, особенно во времена правления Екатерины II, набирает популярность классицизм. В этом стиле построены, например, роскошные дворцы в усадьбах графов Шереметевых Кусково, где сейчас началась реставрация Швейцарского домика, и Останкино, в которой реставраторы недавно приступили к работам по Итальянскому павильону и фасадам центральной части дворца-театра.

— После 1812 года в историю русской архитектуры пришел стиль ампир, который зародился во Франции и вместе с наполеоновскими войнами распространялся по Европе, — продолжает эксперт. — Собственно, именно в стиле ампир Александр I, а потом и Николай I отстраивают Москву, восстанавливая ее после пожара 1812 года, в котором пострадали многие памятники раннего классицизма.

На московских улицах появились ампирные постройки в честь победы в Отечественной войне. Это, например, здание Манежа и Триумфальная арка Осипа Бове.

Национальный колорит

Следующим стилем, получившим распространение в Москве, стал историзм.

— Историзм представляет собой смесь приемов, декоративных элементов, взятых из разных архитектурных стилей, которые в предшествующие эпохи присутствовали не только в России, но и в других странах, — пояснила искусствовед. — На одном фасаде вполне могли быть египетские скарабеи, античные маски и восточные мотивы.

В стиле историзм построен, например, Ленинградский вокзал, где в нижней части, по словам эксперта, угадывается итальянское палаццо, а в центральной — башня с часами какой-нибудь западноевропейской ратуши.

Напротив стоит Казанский вокзал — одна из знаменитых работ архитектора Алексея Щусева. Этому зданию в неорусском стиле он посвятил практически всю свою творческую жизнь.

— Казанский вокзал стал для Щусева собирательным образом древнерусской архитектуры. В его формах угадываются кремлевские башни, просматриваются отсылки к декоративным элементам памятников XVII века, — обращает внимание на детали Ксения Смирнова. — Но это не сухие копии существующих произведений, а их переосмысление.

Главным украшением вокзала стала 73-метровая башня, стилизованная под дозорную башню Сююмбике Казанского кремля. Пару лет назад реставраторы привели в порядок шпиль и позолоченный флюгер в виде мифологического существа — крылатого змея зиланта.

Неорусский стиль возник как национально-романтическое ответвление модерна, который в нашей стране развивался с конца 1880-х годов параллельно с историзмом, оставив на московских улицах немало архитектурных шедевров. Среди них, например, гостиница «Метрополь», конторский дом Сытина на Тверской улице, особняк Кекушевой на Остоженке. Во время реставрации на крышу последнего здания, напоминающего средневековый замок, вернули воссозданную по архивным фотографиям трехметровую скульптуру льва.

Вызовы времени

После революции 1917 года в нашей стране зарождается новая идеология, которой нужна была новая архитектура. Идеальным ответом на вызовы того времени стал стиль авангард. Главный выразительный прием этого стиля — свободное применение геометрических форм, то есть сама конструкция, функция здания являются его украшениями.

— Никаких мозаик или скульптур, наличников или резьбы по белому камню, никаких дорогих отделочных материалов, — пояснила эксперт. — На первый план выходят ритм оконных проемов, игра с их размерами и конфигурацией, а также яркая окраска сплошных поверхностей.

Как подчеркнул Филипп Смирнов, это было время, когда именно советские архитекторы задавали мировые тренды. Одним из главных творцов авангарда был Константин Мельников, построивший в Кривоарбатском переулке дом для своей семьи. Уникальное здание, которое состоит из двух соединенных между собой цилиндров, сейчас закрыто на реставрацию. А среди уже отреставрированных памятников московского авангарда — дом Наркомфина.

В конце 1930-х годов появляется стиль, который условно можно разделить на сталинский неоклассицизм и сталинский ампир, прославлявший победу в Великой Отечественной войне.

Один из ярких примеров сталинского ампира — монументальный павильон «Центральный» на ВДНХ.

И уже в конце 1950-х годов в Москве начинает проявляться стиль модернизм. Простые лаконичные здания чем-то близки по духу садово-парковым павильонам с большими многофункциональными пространствами, заполненными естественным светом. Один из таких памятников — восстановленный в прошлом году Дворец пионеров на Воробьевых горах.

В Москве больше восьми тысяч объектов культурного наследия, из которых каждый год в реставрации находится около 500. Все они сохраняются благодаря Департаменту культурного наследия Москвы.

— Завершаются работы на Яузской больнице, которая долгое время выглядела довольно уныло. Начинается реставрация Мясницкого отделения Чернорабочей больницы, милого деревянного домика 1871 года постройки. Все это говорит о том, что правительство Москвы, поставив перед собой цель к 2030 году привести в порядок все памятники истории и культуры, которые находятся в ненадлежащем состоянии, идет к ее достижению семимильными шагами, — отметил Филипп Смирнов.

Отреставрированные памятники получают вторую жизнь, причем некоторые из них наполняются новыми смыслами. Так, в чугунном павильоне трамвайной остановки конца XIX века заработало кафе, здания бывших депо стали частью модных гастрокварталов, а одна из старейших электростанций города «ГЭС-2» превратилась в Дом культуры.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы:

Москва — город с богатейшей историей, на территории которого находится больше 8,5 тысячи объектов культурного наследия. Мы гордимся памятниками истории и культуры и бережно их сохраняем. Отправляясь на прогулку по улицам нашей любимой столицы, можно встретить всю палитру архитектурных стилей и эпох. Если мы пойдем по Маросейке в направлении от Политехнического музея, то увидим здание Птицеводсоюза конца 20-х годов XX века в стиле конструктивизм, уникальную церковь Николы в Кленниках XVII века, дом Товарищества печатания, издательства и книжной торговли Ивана Сытина начала XX века в стиле неоклассицизм. И важно передать это наследие будущим поколениям. Ежегодно в работе столичных реставраторов более 500 объектов культурного наследия. Они преображаются, получают новую жизнь, становятся настоящими точками притяжения. Всего же с 2011 года отреставрировано более 2000 памятников архитектуры. Наш город уверенно двигается вперед, сохраняя баланс между развитием и сохранением благодаря грамотной политике мэра Москвы Сергея Собянина.

Топ-3 событий осени, знакомящих с культурным наследием

В рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» до 15 сентября на территории Старого Английского двора в «Зарядье» проходит вторая выставка «Находки в реставрации». На выставке, показывающей неразрывную связь между прошлым и будущим, представлено около 100 экспонатов. Здесь можно увидеть элементы лепного декора и художественного оформления, старинные предметы быта, фотографии и исторические документы. Все они были обнаружены столичными реставраторами при проведении работ на объектах культурного наследия. Для посетителей организованы экскурсии, при этом можно не только ознакомиться с экспозицией, но и посетить памятники московской старины. Представлен и мультимедийный контент: видео- и фотоматериалы, а также интерактивная игра, в ходе которой можно почувствовать себя реставратором. Работа выставки продлится до 15 сентября.

Еще одним событием осени станет выставка «Архитектура и мода». На ней будут представлены знаковые памятники архитектуры Москвы. Посетители узнают, какое отражение они нашли в костюмах, соответствующих эпохе их создания. На экспозиции можно будет увидеть платья из музеев и собраний частных коллекционеров, а также копии исторических костюмов. В прошлом году выставку посетили больше трех тысяч москвичей и гостей города.

23 ноября в столице традиционно пройдет городской фестиваль «Наследие». Посетителям предложат принять участие в тематических мастер-классах и квизах, побывать на лекциях от известных москвоведов и экскурсоводов, посмотреть фильмы о столице, представить свои проекты по теме сохранения наследия. Молодые люди смогут посетить ярмарку вакансий, связанных с реставрационной сферой. Планируется и отдельная программа для детей.