Выставка «Железнодорожная модель» открылась в Музее Гаража особого назначения
В Музее Гаража особого назначения на ВДНХ открылась выставка «Железнодорожная модель», предлагающая гостям не только увидеть миниатюрную действующую железную дорогу, но и совершить полноценный экскурс в историю. В зале временных экспозиций представлено более 300 авторских работ и образцов мелкосерийных партий, раскрывающих тему российского и мирового железнодорожного моделизма. Среди стендов - действующий макет из более чем 100 модулей, собранный моделистами из разных городов России. Он подготовлен с детальной точностью: пассажирские и грузовые составы следуют строго по расписанию, подают сигналы перед станциями. Крошечные люди на платформах коротают время за разговорами, киоск Wаурма ждет покупателей, на гаражах вдоль путей виднеются надписи «Цой жив». В общем, атмосфера путешествия по железной дороге передана сполна.
Модульный макет железной дороги типоразмера Н0 в масштабе 1:87 с колеей 16,5 мм собран по отечественной системе «Локотранс - МосМодуль Н0». Основное число модулей представлено сообществом «Мос - Модуль» (44) и Лабораторией ж/д моделизма Московской Детской Железной Дороги из Кратово (48). Четыре модуля подготовлены столичным Дворцом пионеров, еще один - Ставропольским клубом моделистов. Четыре модуля поступили от Нео-Арт (Москва), по два модуля оборудовали Свердловская студия моделизма при Детской Железной Дороге и Петербургское общество историков железных дорог «И.Р.Ж.Д». Все 105 модулей объединены в единую целостную систему с общей протяженностью путей главного хода более 200 метров. В прошлом сезоне в Музее ГОНа уже проводилась аналогичная выставка, тогда общая протяженность путей насчитывала чуть более 90 метров.
В этом году выставка посвящена 50-летию старта основного этапа строительства БАМа (Байкало-Амурской магистрали) и 190-летию первого российского паровоза. Историю легендарной железнодорожной стройки в суровых краях трудно уместить в несколько абзацев. Обсуждения транспортного освоения Забайкалья и Приамурья началась еще в XIX веке, перед Великой Отечественной войной и в послевоенное время прокладывались отдельные участки. 1974 год считается периодом второго рождения БАМа - тогда началось всесоюзное полномасштабное строительство, к которому присоединились около 2 млн человек. Работы велись на болотах, в тайге, в условиях вечной мерзлоты. Железная дорога появлялась не только за счет инженерно-технических решений, но и за счет стойкости духа, мужества ее создателей. Зимой бамовцы жили в специальных «цубиках» - домах-бочках со всеми необходимыми помещениями. Подобные «цубики» (цельнометаллические унифицированные блоки) оказались лучше деревянных бытовок - снег не скапливался на крыше, отопительные приборы находились под полом, вентиляционный канал оборудовался над потолком, освобождая жилое пространство. На выставке можно увидеть тематические фотографии.
Кроме того, выставка знакомит с разными интересными фактами о БАМе. Например, первый километр магистрали находится в городе Тайшет (Иркутская область). А еще, так как стройка была всесоюзной, представители братских народов создавали шефские станции и поселки с национальным колоритом народов СССР.
В ходе строительства БАМа появлялась его самобытная культура: строители организовывали фестивали, писали песни и баллады, ставили спектакли. Современные деятели искусств тоже не обходят вниманием тему транспорта, видя в ней не только торжество технического прогресса, но и особую душевную составляющую. Гости Музея ГОНа могут рассмотреть картины московской художницы Дарьи Воробьевой на мини-выставке «Волшебство перемещения транспорта». «Движение из одной части планеты в другую когда-то было чем-то невероятным. Сегодня это кажется естественным. Особое внимание я уделила БАМу, поездам, паровозам. Ночью и днем они служат нам, показывают возможности маршрутов нашей жизни», - так говорит о своем творчестве Дарья Воробьева.
Еще одна центральная тема - 190-летие первого российского паровоза, который поначалу именовался сухопутным пароходом. В 1834 году на Выйском заводе механик Мирон Ефимович Черепанов и его отец Ефим Алексеевич начали испытания первого паровоза, построенного из отечественных материалов. Выставка крупномасштабных моделей «Паровая тяга России: от рассвета до заката» - это часть коллекции одного из руководителей локомотивного комплекса ОАО «РЖД» Александра Лубягова. Гости могут проследить эволюцию конструкторской мысли от западных паровозов «Ракета» и «Adler» до последних советских П36 и П38.
После осмотра всех стендов и мини-выставок становится ясно, что «Железнодорожная модель» объединяет в себе гораздо больше исторических тем. Одна из экспозиций с миниатюрными моделями посвящена памяти героев Первой мировой войны. «Экспозиция представлена на стенде «Центра истории промышленности и транспорта». Выбор темы не случайный: в 2024 году отмечается 110-летие с начала Первой мировой войны, поэтому было решено отдать дань памяти ее героям. На заднем пути стоят полувагоны системы Фокс-Арбеля, производившиеся в Российской Империи с 1905 года. Они служили для перевозки угля, являвшегося в то время основой энергетики страны. На пути чуть ближе расположились платформы, самый массовый тип вагонов на железных дорогах того времени после так называемых «теплушек». На платформах - бронеавтомобили Российской Императорской армии отечественной разработки. Перед ними стоят бронедрезины - новейшие разработки той эпохи, которые массово не производились, но отметились на железнодорожных путях Первой мировой войны», - рассказал изданию «Вести Подмосковья» один из участников выставки и автор экспозиции Андрей Пузанов. Кроме моделей в экспозиции находятся оригинальные таблички от аналогичных вагонов, а также пряжка русского солдата, мерная чарка для винной порции и ладанка с запиской (аналог современного солдатского жетона).
Молодежь во все времена привлекала железнодорожная романтика. И в советский период, и в наше время студенческие стройотряды отправляются на целину, ребята помладше практикуются в кружках моделирования и погружаются в профессию на детских железных дорогах.
«Я с детства интересовался темой железных дорог и поступил в вуз, который сегодня известен как Российский университет транспорта. Одно лето в стройотряде по полной программе отработал на путях в районе подмосковного Бекасово. День начинался с техники безопасности, а затем нас на машине или в каком-нибудь путевом вагончике отвозили на смену, которая длилась 10-11 часов. Участок пути ограждался с помощью специальных знаков вроде «кирпича» на автодороге, стояли сигналисты, отслеживающие приближение поезда. Во время «окна» между поездами нужно было, например, поменять шпалы. Мы ставили специальные домкраты, приподнимали рельсы, расшивали и вытаскивали шпалы клещами. Один раз не успели: поезд близко, а у нас трех шпал нет. Опустили домкраты, смотрим: поезд едет медленно, машинист с помощником выглянули, оценивают ситуацию. В итоге миновали наш участок благополучно.
Остальная работа в Бекасово тоже была непростой. На горочных путях сортировали вагоны, которые периодически сталкивались и из них что-нибудь сыпалось. Горочные пути часто бывали в цементе и битуме - шпал не видно. Перед нашим отрядом стояла задача все это вычищать из «шпальных ящиков» (расстояния между шпал) на восьми путях протяженностью каждый по одному километру», - такими воспоминаниями с изданием «Вести Подмосковья» поделился инженер, историк железных дорог Роман Молочников.
Выставка «Железнодорожная модель» открыта до 4 ноября в павильоне №53 на ВДНХ.