Войти в почту

Московские проекты победили и стали призерами в международном конкурсе «Зеленая Евразия»

Московские проекты победили и стали призерами в международном конкурсе «Зеленая Евразия». Об этом сообщается на официальном сайте мэра столицы.

Московские проекты победили и стали призерами в международном конкурсе «Зеленая Евразия»
© Агентство «Москва»

«Экологичные проекты, разработанные столичными департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, департаментом природопользования и охраны окружающей среды и департаментом экономической политики и развития города, победили и стали призерами международного климатического конкурса «Зеленая Евразия». Награждение прошло в Ереване 1 октября в рамках III Евразийского экономического форума – 2024. Всего на конкурс поступило свыше 300 заявок из разных стран. Рассматривались проекты в 15 номинациях. Московские решения были высоко оценены экспертной группой и президиумом конкурса. Стоит отметить, что все они уже успешно применяются в российской столице или же непосредственно влияют на сохранение благоприятной среды для жизни в мегаполисе и на защиту экологии», – говорится в сообщении.

Как указано, два проекта московского транспорта были признаны лучшими на конкурсе «Зеленая Евразия». Так, регулярный речной электротранспорт занял первое место в номинации «Зеленый транспорт». С момента запуска движения речных электросудов в прошлом году этот вид транспорта стал очень популярен у москвичей и туристов. На двух маршрутах, Киевский – Парк «Фили» и ЗИЛ – Печатники, уже совершено более 1,3 млн поездок. Общая протяженность двух маршрутов сейчас составляет более 20 км. Запуск круглогодичных электросудов повысил транспортную доступность в общей сложности для 1,5 млн человек. Для обслуживания пассажиров на Москве-реке размещено 18 плавучих причалов диаметром 10 м и 16 м и пассажировместимостью до 40 и 80 человек соответственно. Среди самых любимых причалов москвичей уже можно выделить Киевский, Сердце Столицы, Парк «Фили», Печатники, Сити – Центральный и ЗИЛ. Планируется запуск новых причалов по мере готовности инфраструктуры. До 2030 года будет открыто еще пять регулярных речных маршрутов. Практически вся акватория реки станет судоходной.

Сообщается, что городской проект развития легкового электротранспорта и зарядной инфраструктуры «Энергия Москвы» занял второе место в номинации «Зеленый транспорт». Москва активно стимулирует переход горожан на личный электротранспорт через систему льгот и развитие инфраструктуры. В рамках проекта «Энергия Москвы» в столице установлено более 240 бесплатных электрозарядных станций (ЭЗС). Владельцы электрокаров освобождены от уплаты транспортного налога и могут парковаться бесплатно по всему городу.

Все зарядные станции расположены там, где горожане чаще всего проводят время. Например, у торговых и деловых центров, парков, жилых домов, кафе и магазинов. Согласно планам, к 2030 году в российской столице будет 30 тыс. ЭЗС, а количество электромобилей в Москве вырастет до 320 тыс. и составит 7% от общего числа машин. Кроме того, будут устанавливать хабы для такси и каршеринга с возможностью одновременной подзарядки 10–15 авто.

Как отмечается, в этом году две разработки столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды заняли на конкурсе «Зеленая Евразия» призовые места. Комплексный план повышения жизнестойкости мегаполиса в условиях климатических изменений победил в номинации «Климатически устойчивые города». Он включает научно обоснованную систему мер, разработанную в трех направлениях: для повышения устойчивости городской инфраструктуры, для сохранения здоровья жителей мегаполиса и сохранения зеленых насаждений.

В плане учтены прогнозы увеличения частоты и силы неблагоприятных погодных условий, поэтому он способствует лучшей подготовке к их возможным последствиям. Также применяется сценарный подход, который помогает выбрать наиболее эффективные и экономически обоснованные меры для адаптации. В проекте представлена подробная матрица климатических рисков для города. Например, какое конкретное влияние сильная жара, ледяной дождь, очень сильный ветер, резкие перепады температур и другие климатические факторы оказывают на системы городского хозяйства (системы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения). Прогнозы опасных погодных явлений просчитаны на период до 2040 года, что позволяет произвести подробные экономические расчеты по каждой системе экономики городского хозяйства. Проект уже реализуется в Москве, основные адаптационные меры заложены в составе государственных программ развития города.

«Проекту «Энергоэкологический аудит эффективности зеленых технологий в строительстве в Московском регионе» на конкурсе «Зеленая Евразия» присудили второе место в номинации «Зеленое строительство». Это мониторинг и оценка внедрения энергосберегающих и экологически безопасных технологий в строительстве. Целью аудита является создание системы, позволяющей анализировать энергоэффективность и экологическое воздействие зданий. Был создан каталог зеленых решений, специально адаптированных для климатических условий Московского региона. Он демонстрирует реальные результаты внедрения технологий, основанные на фактических данных и оценке уже реализованных проектов. Строителям предлагается широкий выбор готовых решений с различной степенью эффективности, а также подробные расчеты сроков окупаемости для каждой технологии. Все эти разработки будут внедряться в городское строительство», – говорится в материале.

Лауреатами конкурса «Зеленая Евразия» стали два проекта департамента экономической политики и развития (ДЭПиР) Москвы.

Уточняется, что аналитический доклад «Климатическая повестка городов мира» занял третье место в номинации «Государственные стратегии и практики в сфере климата». В нем исследуются основные аспекты функционирования городского хозяйства с точки зрения его воздействия на климат (энергетика, транспорт, отходы, зеленые зоны), а также существующие стратегические программные документы городов в сфере климата. Доклад был подан на конкурс «Зеленая Евразия» как аналитический инструмент, помогающий органам исполнительной власти вырабатывать государственную климатическую политику на городском и региональном уровнях.

Проект «Комфорт большого города: переключение тепловых нагрузок как основа энергоэффективности Москвы» (совместная заявка с Мосэнерго) победил в номинации «Низкоуглеродная энергетика». Это проект по переключению тепловых нагрузок с котельных на ТЭЦ, работающих в режиме комбинированного производства тепловой и электрической энергии (когенерация). Таким образом обеспечивается снижение выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ, а также повышается эффективность городской тепло- и энергосистемы в целом.

«Международный климатический конкурс «Зеленая Евразия» проводится с 2023 года АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с Евразийской экономической комиссией. Цель конкурса – поиск эффективных климатических практик, направленных на устойчивое развитие и адаптацию к климатическим изменениям государств ЕАЭС и других стран. Авторы проектов-победителей в каждой номинации получат рекомендации к тиражированию своих разработок», – рассказали в пресс-службе.

В 2023 году проекты столичных департаментов также признавались лучшими. В номинации «Зеленое финансирование» победу одержал проект ДЭПиР «Зеленые облигации Правительства Москвы» (биржевой выпуск 2021 года). А в номинации «Эффективное обращение с отходами» победил проект «Московская система цифрового контроля утилизации строительных отходов» (АИС «ОССиГ»), разработанный столичным департаментом информационных технологий. Система цифрового контроля утилизации строительных отходов работает в Москве с октября 2020 года. Она стала важной частью единой цифровой платформы Строительного комплекса Москвы. Проект позволяет городу отслеживать движение спецтехники со строительными отходами и контролировать, что грунт и остатки стройматериалов отвезли именно на специализированные объекты приема.

«Проект Мосгортранса «Московский электробус» в 2023 году занял первое место в номинации «Низкоуглеродный транспорт», – говорится в сообщении.

В пресс-службе добавили, что Евразийский экономический форум начал работу пять лет назад. В этом году он прошел в городе Ереване с 30 сентября по 1 октября под председательством Армении. Основными темами стали наиболее актуальные и востребованные вопросы интеграционных процессов ЕАЭС. Участие в форуме приняли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Молдавия, Узбекистан и Куба. Деловая программа включала в себя около 30 мероприятий. Они объединили руководителей крупного, среднего и малого бизнеса, первых лиц государств – членов ЕАЭС, руководителей и представителей органов государственной власти стран ЕАЭС, а также руководителей и членов правительств третьих стран, представителей международных, научных и образовательных организаций, заинтересованных в развитии взаимодействия в рамках союза.