Араратская кошениль: почему это насекомое с древних времен считают ценным?
В Армении начался сезон размножения краснокнижной араратской кошенили. Насекомое преимущественно живет под землей, питаясь корневищами злаков, и лишь раз в год выползает на поверхность. Почему с древних времен араратскую кошениль считают ценной, узнала корреспондент «МИР 24» Лилит Мадунц.
Араратская кошениль в Армении обитает всего в двух местах. В том числе в заповеднике «Вордан кармир». Его и назвали в честь этого насекомого. Здесь кошениль тщательно оберегают.
«Заповедник в период размножения насекомого 24 часа находится под присмотром. И мы постоянно оповещаем людей о том, что эта территория нуждается в защите», – заявила специалист по экотуризму заповедно-паркового комплекса Сона Варагян.
Кошениль очень любят птицы и муравьи. От них защитить насекомых ученые не могут. Но от человека и крупных животных получается. Это нужно, чтобы сохранить численность редких особей.
«Осенью мы всегда оцениваем их количество, делаем это по траве, на которой они живут. Сейчас мы насчитали в среднем около 350 особой. Их стало в разы меньше, конечно. Это произошло во многом из-за деградации земель», – отметила научный сотрудник заповедно-паркового комплекса Айарпи Григорян.
Считают кошениль в редкие дни, когда она поднимается на поверхность земли для размножения. Круглый год насекомые живут на корневищах злаков, например, тростника и прибрежницы. Увидеть их можно только на рассвете и только в сухую погоду.
«Они очень чувствительны к изменению температуры, а во время осадков она понижается на несколько градусов. Кто не успел укрыться, погибает от влаги. Как, например, вот эти особи», – показала корреспондент.
«А эти особи в скором времени должны были выйти на поверхность земли. Приблизительно в марте они начали питаться соком корней прибрежницы, и вот сейчас только созрели», – сообщила директор заповедника «Вордан кармир» Марджан Аракелян.
После спаривания самцы погибают, а самки уходят под землю откладывать яйца и наращивать численность своего вида.
В древности из кошенили делали красную краску. Ей расписывали церкви, манускрипты, использовали в пище и косметике. А средневековые врачи с помощью кошенили лечили диабет. Но сейчас эти рецепты утеряны. Ученые пытаются восстановить и продолжить забытые традиции.