Войти в почту

"Нет другого выбора"? Что стоит за попыткой перенести столицу Ирана

Новоизбранный президент Ирана Масуд Пезешкиан призывает перенести столицу страны, объясняя это важными практическими причинами. Но реально его заявления могут преследовать и другие цели — прежде всего внутриполитические, обусловленные обострившейся конкуренцией с консерваторами.  

"Нет другого выбора"? Что стоит за попыткой перенести столицу Ирана
© ТАСС

Неустойчивый Тегеран

Заявление Пезешкиан сделал при посещении возводимых инфраструктурных объектов Тегерана в ответ на жалобы местных жителей на обострение бытовых и экологических проблем. "Обширная столица Ирана с населением около 12 млн человек задыхается от загрязнения воздуха, вызванного работой промышленных предприятий и автомобилей, страдает от нехватки воды и просадки грунта", — отметил сам президент, подчеркнув, что в результате развитие Тегерана стало "неустойчивым".

Также Пезешкиан заявил об издержках пребывания в нынешней иранской столице крупных промышленных предприятий. По его оценке, транспортировать сырье с юга в центр для переработки, а затем отправлять готовую продукцию в обратном направлении на экспорт неэффективно. "Это серьезно подрывает нашу конкурентоспособность", — констатировал Пезешкиан. 

Еще одна причина необходимости, по его мнению, сменить столицу — управленческая, ввиду необходимости децентрализации и передачи административных функций регионам. "У нас нет другого выбора, кроме как перенести политический и экономический центр страны к южным водам", — отметил президент.

При этом глава государства предложил правительственным чиновникам самим подать соответствующий пример: "Мы не можем, сидя в Тегеране, приказать людям переезжать. Мы должны сделать это первыми, а люди последуют за нами".

Реанимировать идею

Важно, однако, заметить, что идея переноса иранской столицы принадлежит не Пезешкиану. Так, она обсуждалась в Иране еще в 2013 году. Тогда, кроме уже приведенных нынешним президентом аргументов, заявлялось и о серьезной опасности для Тегерана землетрясений, поскольку город расположен на разломах земной коры.

А еще раньше, во время холодной войны, когда Иран был союзником США, на переносе настаивали американские советники тогдашнего шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Утверждалось, что центр страны уязвим, так как находится слишком близко к границам СССР, с которым у Ирана были сложные отношения.

Сейчас у идеи перемещения столицы также имеется немало сторонников. И даже те, кто не поддерживает ее всецело, признают наличие у Тегерана ряда трудноразрешимых вызовов. Так, генеральный директор коммунальной службы — Тегеранской организации по управлению отходами, Реза Мохаммади рассказал подробнее о давних проблемах со сбором, переработкой и утилизацией мусора в нынешней столице. Он напомнил, что свалка "Арадкух к югу от Тегерана уже 70 лет является центром утилизации отходов" и в этом качестве она фактически себя изжила. Найти же ей замену крайне сложно. В частности, Мохаммади заявил, что требуемое расширение свалки сильно затруднено из-за необходимости соблюдения экологических норм и сложностей с отчуждением новых земель у их владельцев в столичном регионе.

Однако позиции противников переноса столицы также сильны. Так, предложение президента встретило скептицизм ряда видных чиновников и экспертов городского планирования. Среди них Мехди Чамран, председатель совета Тегерана (аналог городской думы). Он считает, что "различные правительства поднимали этот вопрос, но безрезультатно", так как у других городов наблюдаются схожие со столицей проблемы.

Усомнился в практичности предложения Пезешкиана и бывший мэр Тегерана Голамхоссейн Карбаши (1990–1998). "И куда же вы конкретно хотите поехать?" — задал он словно риторический вопрос главе государства, который, кстати, пока так и не назвал точного места возможного переноса столицы. В связи с этим Карбаши предложил альтернативу — "административный федерализм с перераспределением государственных учреждений по всей стране". "Переведя все 160 организаций и компаний, в основном правительственных и связанных с министерствами, в другие провинции, мы разгрузим Тегеран и создадим предпосылки для развития регионов", — пояснил он.

При этом, судя по откликам в социальных сетях и СМИ, многим иранцам идея переноса столицы кажется довольно аргументированной.

"За обширную историю Ирана со времен древности столицу переносили неоднократно, и предложение Пезешкиана не противоречит традициям. Тем более что проблем у Тегерана действительно немало ввиду продолжающегося роста столичной агломерации", — отметил в беседе со мной специалист по Ирану Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Юрий Лямин. Он также уточнил, что 11 лет назад за инициативу по переносу столицы даже проголосовал иранский парламент. "Проблема в том, что перенос столицы — весьма дорогостоящий процесс, а в условиях многолетнего санкционного давления в бюджете нет лишних денег. Властям и без этого приходится на многом экономить ради поддержания приоритетных расходов, в первую очередь социальных, включая поддержание дешевых цен на топливо, электроэнергию, газ и проч. И в предыдущих случаях идея переноса столицы тоже упиралась в вопрос, откуда брать на это деньги, после чего затухала", — резюмировал Лямин.

Мировой опыт

Замечу, что в мировой практике новейшего времени немного примеров "безболезненного" переноса столиц. Так, за последние 30 лет таких попыток было восемь, и лишь половину из них можно назвать (и то условно) успешными — без "критичных" трат и в установленные сроки. Это переезды столиц Казахстана в 1997 году — из Алма-Аты в Астану, Мьянмы в 2005-м — из Янгона в Нейпьидо, Палау в 2006-м — из Корора в Нгерулмуд и Бурунди в 2019-м — из Бужумбура в Гитега.

Следует, думаю, уточнить, что последние два случая касались довольно небольших городов с численностью населения менее полумиллиона человек и слабой промышленностью. А бывший мэр Тегерана Карбаши утверждает, что страны, которые все же перенесли свои столицы, сталкивались со значительными издержками и часто в итоге получали два проблемных города вместо одного.

Таким образом, в последние почти 20 лет примеров действительно успешных переездов столиц — крупных мегаполисов не было. А попытки сделать это в Индонезии, Экваториальной Гвинее, Южном Судане и Египте до сих пор не воплотились полноценно в жизнь. Главным образом — по причине дороговизны.

Особенно красноречив в этом отношении египетский пример. Власти страны рассчитывали перенести столицу из "задыхающегося" от автомобильных выбросов, пробок и перенаселенности Каира в так называемую Новую столицу, строящуюся в 50 км, в 2024 году. Однако сейчас строительство города фактически заморожено. Причина — многократный рост стоимости переезда от запланированного (уже составляет $45 млрд): из-за подорожания сырья, работ, транспортировки и т.д. на фоне заметного падения государственных доходов от туризма (вызванного пандемией короновируса и другими причинами), газового экспорта и поступлений от транзита кораблей через Суэцкий канал (ввиду ударов по ним йеменских хуситов).

Несложно предположить, что с аналогичными трудностями столкнется и Иран в своем намерении.

Что стоит за заявлениями

Даже если переезд коснется только органов власти и промышленных предприятий, то все равно траты составят миллиарды и миллиарды долларов, которых у Ирана попросту нет. Можно, конечно, понадеяться, что помогут, скажем, Китай или Катар, с которыми у Ирана сложились весьма близкие отношения (политические и экономические). Однако всерьез рассчитывать на то, что кто-то со стороны воплотит на свои средства задумку иранского президента, думаю, вряд ли стоит.

Также замечу, что не все доводы Масуда Пезешкиана относительно необходимости смены столицы представляются убедительными. Во всяком случае, есть современные примеры решения коммунальных вызовов и той же "мусорной проблемы" куда более крупными городами на Западе и в Восточной Азии без их переезда. Например, в японской Осаке построен современный мусороперерабатывающий завод, серьезный прогресс наблюдается благодаря внедрению сортировки мусора в Китае, в частности в Пекине и Шанхае, в Швеции перерабатывается до 99% отходов.

Что же касается промышленных предприятий, то их вместе с персоналом также возможно перевести и без "перемещения" столицы так таковой.

Следовательно, реальная причина заявления Пезешкиана может отличаться от оглашенной. Возможно, она кроется в политике. Так, шедший на президентские выборы Пезешкиан под "реформистскими" лозунгами столкнулся с яростной конкуренцией со стороны консерваторов, которым к тому же благоволит Верховный лидер страны аятолла Хаменеи. Очевидно, консерваторы в силах помешать воплощению в жизнь замыслов президента. Впрочем, как это уже бывало в иранской истории, когда главами государства становились "реформаторы".

Пезешкиан, как опытный политик и функционер, все это, конечно, понимает. Соответственно, его желание перенести столицу может преследовать и следующие цели: информационный вброс с целью отвлечения внимания от других более насущных проблем; "разведка боем", нацеленная на выявление степени сопротивления реализации его замыслам конкретных лиц в руководстве страны; подготовка к самозащите от нападок консерваторов как пытающихся уничтожить "на взлете" его задумки по обновлению страны.

То есть это может быть неким "хитрым" ходом в начавшейся длительной политической игре в расчете на то, что противники Пезешкиана выступят против него открыто. Это, в свою очередь, позволит ему контратаковать консерваторов, апеллируя к воле выбравших его иранцев, жаждущих реформ, и набрать дополнительные политические очки.