Войти в почту

Михаил Швыдкой - о связи искусства и урбанистики

Когда перед входом в Манеж увидел два наиновейших вагона метро, вокруг которых толпились граждане всех возрастов, от мала до велика, заходили внутрь и выходили блаженно улыбаясь, почему-то вспомнил строки Осипа Мандельштама, написанные в Воронеже в 1935 году. "Ну как метро? Молчи, в себе таи, /Не спрашивай, как набухают почки, /И вы, часов кремлевские бои, /Язык пространства, сжатого до точки…" Хотя, наверное, уместнее было вспомнить частушки В. Маяковского, написанные в 1926 году во славу только строящегося метро и Московского совета депутатов трудящихся. Поэт революции был уверен, что "все идет от Моссовета" и что вскоре все последуют его совету - "прите в метрополитене". Если вам удастся побывать в Манеже, то вы в очередной раз убедитесь, что Маяковский был провидцем.

Михаил Швыдкой - о связи искусства и урбанистики
© Российская Газета

Транспорт всех времен и народов - от колесницы до космической ракеты был чаще воспет, реже проклят, поэтами всех этносов и литературных направлений. Попав на выставку "Станция Манеж. Московский транспорт 2030" мне оставалось только пожалеть, что не обладаю талантами стихотворца. Она вызывала детский восторг, какой рождается, наверное, от встречи с машиной времени. Собственно, пространство Манежа и было построено по принципу перехода из прошлого в будущее. Из послевоенной Москвы 50-х - в сегодняшний современный город, один из лучших в мире по количеству и качеству общественного транспорта. Где люди не являются помехой при организации движения. Via est vita, "дорога это жизнь", - говорили в Древнем Риме. Что справедливо для любого мегаполиса, где отдают предпочтение жизни горожан. И Москва здесь задает тон. При всей открытости к новейшим технологиям.

На выставке "Станция Манеж" ощутил детский восторг, как от встречи с машиной времени

Попал в Манеж, скажу честно, по недоразумению, а точнее по искреннему заблуждению милейших молодых сотрудниц департамента транспорта Московского правительства, которые почему-то решили, что в лекционной программе выставки, проходящей в рамках форума-фестиваля "Территория будущего. Москва 2030", лучше меня никто не расскажет о связях транспорта и культуры, да, к тому же еще, и объяснит, как искусство влияет на урбанистику. Честно признавшись, что есть люди поумнее меня и не только в обозначенных выше вопросах, согласился по малодушию. И, по правде говоря, с надеждой, что, готовясь к лекции открою для себя нечто неведомое.

Для начала нашел глубокое объяснение известному пожеланию театральных антрепренеров ХIХ века, которые тогда еще не знали, что они продюсеры и тем более топ-менеджеры. Они, как известно, перед каждой новой премьерой говорили духоподъемное: "Побольше тебе дерьма!" И никто не лез после этого драться, напротив, отвечали искренней благодарностью. К началу ХХ века в Лондоне насчитывали 300 тысяч лошадей, а в Нью-Йорке 150 тысяч. Именно лучшая часть этих городских табунов подвозила зрителей к театральным залам на разного рода транспортных средствах - от аристократических карет до демократических конок. И по количеству конского навоза можно было судить об успехе того или иного спектакля. Сегодня показатели славы лишены природного терпкого аромата поскольку находятся по преимуществу в виртуальной реальности. А ведь еще в конце ХIХ века, через десять лет после того, как Карл Бенц получил патент на автомобиль с бензиновым двигателем (это случилось, напомню, в 1886 году), на конференциях по урбанистике всерьез обсуждали вопрос как будут убирать конский навоз с городских улиц и площадей через пятнадцать лет, когда он поднимется над мостовыми как минимум на двадцать сантиметров.

Москва - город органический. Он как дерево, по кольцам которого можно судить о его возрасте и о событиях, определивших его судьбу. И именно центр города, увенчанный Кремлем, был притягателен для его обитателей и приезжих со всей России. Именно в центре строили первые театры и увеселительные заведения. Отечественные деятели культуры, как, впрочем, и их зарубежные коллеги, знали, что одной из составляющих успеха будущего предприятия является место его расположения. Когда на Театральную площадь зрителей доставляют три ветки метро, не считая электрических автобусов и автомобилей, то это одна из важных причин аншлагов в театральных залах. Ни в коей мере не хочу умалять достоинств спектаклей Большого, Малого и Молодежного театров, они, как правило, прекрасны, - но если бы они располагались на окраине, то картина была бы все-таки иной. Именно транспортные решения последних лет определи расцвет и притягательность таких жемчужин культурного ландшафта как Царицыно или Архангельское. Привожу самые очевидные примеры, но их легко умножить.

На Театральную площадь зрителей доставляют три ветки метро, и это одна из причин аншлагов

Сможет ли создание развлекательных учреждений культуры в Новой Москве отвадить ее жителей ездить в центр города? Ответ очевиден: библиотека, Дом культуры, кинотеатр, музыкальная школа и даже художественная галерея должны создавать центры притяжения жителей муниципалитета. Но это своего рода удовлетворение повседневной потребности. Посещение Большого театра не заменит выезд артистов этой прославленной труппы в районный Дом культуры. А значит, удобная транспортная логистика для того, чтобы добраться в центр Москвы вовсе не роскошь, а необходимость. Именно это создает горожанам равные возможности. Но праздничное посещение центра не может контрастировать с однообразием спальных районов. И это должно пробуждать фантазию дизайнеров города. Праздник должен быть всегда с тобой. Московские архитекторы это, похоже, понимают.

Многое зависит от творческой среды, от ее состояния, готовности создавать новые эстетические смыслы. Если появляется молодая труппа, готовая работать вдали от центра, то надо дать ей такой шанс. И тогда появится новый центр притяжения.