Столичные магистрали летят на юг
В канун недавнего Дня строителя состоялся технический пуск участка Сокольнической линии метро от станции "Новомосковская" (бывшая "Коммунарка") до станции "Потапово".
"Это конечная станция Сокольнической линии метро, которую за последние годы мы продлили практически на 70 процентов, - сказал на встрече с коллективом строителей, посвященной этому событию, мэр столицы Сергей Собянин. - Она пришла из старой Москвы в Новую Москву и сегодня дошла практически до Южного Бутова. В течение нескольких недель будут закончены пусконаладочные работы, и здесь появятся первые пассажиры".
Название "Потапово" выбрали сами жители столицы - более 193 тысяч человек участвовали в голосовании на сайте "Активный гражданин".
Основные работы по ее строительству завершены, идут финишные архитектурно-отделочные работы, монтаж и наладка основного инженерного оборудования.
"Метро построено. Остались пусконаладочные работы, много отделочных работ довести до ума, - отметил Сергей Собянин, общаясь с жителями района. - Я думаю, в сентябре станция уже будет запущена, по Сокольнической линии метро можно будет двигаться в центр города. Ну и к новому году будет достроена Троицкая ветка метро, которая придет тоже в Коммунарку, и станция "Новомосковская" на одном перегоне отсюда, на Сокольнической линии. Две линии метро придут в эту точку", - пояснил мэр.
Новые технологии в действии
"Потапово" станет первой отапливаемой наземной станцией в столичном метрополитене.
"На крыше станции "Потапово" смонтированы четыре вентиляционные установки общей мощностью два мегаватта. Они обеспечат обогрев платформы и вестибюлей в холодное время года. Также на станции дополнительно утеплили вестибюли и использовали двойные стеклопакеты на путевых стенах для минимизации теплоотдачи", - рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
На станции устроены два наземных вестибюля, причем западный соединен надземной крытой пешеходной галереей с остановкой общественного транспорта на улице Александры Монаховой. Переход протяженностью 29 метров интегрирован с эстакадой, расположенной на пересечении улицы Александры Монаховой, с магистралью Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе. Эта галерея позволит пассажирам передвигаться между станцией метро и остановкой городского транспорта не выходя на улицу, что особенно важно в непогоду.
"Фасад станционного комплекса имеет большую площадь остекления, - дополняет руководитель департамента строительства города Москвы Рафик Загрутдинов.
- Это обеспечит максимальную освещенность внутри станции днем, а в вечернее время позволит световому потоку выходить наружу, благодаря чему будут создаваться визуальные эффекты снаружи и внутри станции".
В основу архитектурно-художественной концепции новой станции положен образ молодых, динамичных и устремленных в будущее округов Москвы - Троицкого и Новомосковского. Здание пластичной формы словно поднимается в сторону строящихся кварталов.
Завершающий этап
Скоро станция откроется для пассажиров. Она улучшит транспортную доступность для почти 170 тысяч жителей Коммунарки, а непосредственно в пешей доступности метро появится для 27 тысяч человек. По прогнозам специалистов, пассажиропоток станции составит около 19,5 тысячи человек в сутки, к 2030 году, как ожидается, он вырастет более чем до 27 тысяч пассажиров.
Продолжительность поездок по многим маршрутам сократится до 40 минут в день. Например, до станции "Проспект Вернадского" Большой кольцевой линии можно будет добраться почти в два раза быстрее - за 30 минут вместо 50.
"Потапово" станет первой отапливаемой наземной станцией столичного метрополитена
Появление альтернативных маршрутов снизит нагрузку и на станции метро "Бунинская аллея" - до 25 процентов, "Новомосковская" - до 15 процентов, "Теплый Стан" - до 10 процентов. За счет сокращения интенсивности движения наземного транспорта улучшится экологическая обстановка в Коммунарке.
"Потапово" станет конечной станцией на южном направлении Сокольнической (красной) линии метро. Если до 2014 года на ней было 19 станций, то теперь в ее составе будет действовать 27 станций.
"По поручению мэра Москвы Сергея Собянина готовится к открытию новая станция "Потапово". Сейчас мы проводим проверку и подготовку всех инженерных систем. Это позволит обеспечить безопасность и комфорт поездок пассажиров", - отметил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. По его словам, специалисты метрополитена проводят испытания и наладку, проверяют и подключают все системы: эскалаторы, кассы, турникеты, связь, вентиляцию, безопасность и десятки других систем. Развитие этого радиуса метрополитена стало одним из важнейших проектов метростроения, реализованных в Москве за последние годы. С 1963 года его конечной станцией была "Юго-Западная". В декабре 2014 года его продлили до станции "Тропарево", в 2016-м открыли станции "Румянцево" и "Саларьево". В 2019 году линия пришла в Коммунарку, были открыты станции "Филатов Луг", "Прокшино", "Ольховая" и "Новомосковская". Так красная ветка стала главной транспортной артерией бурно развивающейся Новой Москвы.
Перегон "Новомосковская" - "Потапово" длиной 2,1 километра в основном проходит по поверхности. Подземная часть - участок за станцией "Новомосковская" и оборотные тупики - сооружалась открытым способом. Рядом со станцией расположится электродепо для поездов Сокольнической линии - его строительство сейчас ведется.
С 2011 года до июня 2024 года было открыто 114 новых станций Московского метрополитена. Фото: РИА Новости
Шоссе летит вперед
Станция "Потапово" расположена в районе Коммунарка Новомосковского административного округа Москвы. В день ее технического пуска Сергей Собянин открыл и новый участок трассы Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе от станции метро "Новомосковская" (бывшая станция "Коммунарка") до улицы Эдварда Грига.
"Сегодня открываем очередной участок магистрали Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе. Это основная магистраль Новой Москвы, дублер МКАД, который соединяет пять городских магистралей. В 2026 году эта магистраль будет соединена уже с Московским скоростным диаметром. Таким образом, по сути дела, будет организовано бессветофорное движение от Новой Москвы и через весь город до севера, до Ленинградского шоссе, до путепровода, который ведет на дорогу в Санкт-Петербург. Огромная магистраль. Мы ведем работу уже в течение нескольких лет. С каждым годом ее значение увеличивается", - отметил мэр столицы и поблагодарил строителей за работу.
"Станционный комплекс "Потапово" расположен в створе трассы автомобильной дороги Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе в районе ее пересечения с улицей Александры Монаховой. Работы по строительству станции и автодороги были синхронизированы. Выходы со станции будут вести на обе стороны магистрали", - дополнил руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Всего в составе участка проложили 16,3 километра дорог - это основной ход магистрали с обустройством заездных карманов для общественного транспорта, съезды, боковые проезды, два путепровода и участок проспекта Куприна в районе примыкания к основному ходу магистрали.
Автодорога Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе - это важнейшая часть транспортного каркаса ТиНАО и дублер юго-западной и южной части МКАД. Ее длина по прямому ходу с учетом Внуковского шоссе составит 26,6 километра. Она связывает пять вылетных магистралей: Минское, Боровское, Киевское, Калужское и Варшавское шоссе.
Название станции выбрали сами москвичи: в голосовании участвовали более 193 тысяч человек
Движение транспорта по первому участку магистрали между Киевским и Калужским шоссе открыли в августе 2018 года. В его составе построили 35 километров дорог (по прямой - семь километров). Трасса проходит параллельно перегону "Саларьево" - "Новомосковская" Сокольнической линии метро. Второй участок от Калужского шоссе до станции метро "Новомосковская" (транспортный хаб "Столбово") был введен в эксплуатацию в июне 2019-го. Он включает в себя 7,3 километра дорог (по прямой - 2,5 километра), в том числе уникальное искусственное сооружение - двухкилометровый совмещенный автомобильный и метротоннель на пересечении с Калужским шоссе.
Строительство третьего участка от Боровского до Киевского шоссе было начато в феврале 2021 года и завершено в декабре 2022-го, в его составе построено и реконструировано семь километров дорог (по прямой - четыре километра). До конца нынешнего года в соответствии с контрактом на пересечении с Новоорловской улицей планируется также возвести современную транспортную развязку протяженностью два километра с путепроводом длиной 123 метра. Путь от Солнцева и Ново-Переделкина станет удобнее.
В 2022 году было закончено и строительство участка Внуковского шоссе, который позволил соединить трассу Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе с Минским шоссе.
Строительство четвертого участка трассы включало два этапа. Первый из них - от станции метро "Новомосковская" (транспортный хаб "Столбово") до улицы Эдварда Грига - начался в октябре 2021-го и завершился в августе текущего года. Трасса протяженностью около трех километров по прямой значительно улучшит транспортную доступность Коммунарки и района Южное Бутово, население которых составляет 330 тысяч человек. Благодаря этому ликвидируется перепробег до 5,1 километра, что сократит время проезда на 12 минут и уменьшит загруженность сразу нескольких транспортных артерий. На улицах Липовый Парк - с восьми до шести баллов (на 18 процентов), Александры Монаховой - с девяти до семи баллов (на 15 процентов), Академика Семенова - с семи до пяти баллов (на 11 процентов). Всего в составе участка построили 16,3 километра дорог, путепроводы, боковые проезды и разворотные съезды.
Чтобы шум автотранспорта не беспокоил жильцов, вдоль боковых проездов основного хода магистрали установили защитные экраны протяженностью 2,6 километра. Специалисты благоустроили прилегающую территорию: уложили 17,2 гектара газона и разбили около тысячи квадратных метров цветников, высадили 2563 дерева (клен, липа, береза) и 26 579 кустарников (кизильник, ива, сирень). Помимо этого, заменили 88 километров инженерных сетей.
"Потапово" станет конечной станцией на южном направлении Сокольнической линии метро, теперь число ее станций увеличится с 19 до 27
Сейчас идет второй этап строительства четвертого участка трассы - от улицы Эдварда Грига до улицы Поляны. Здесь запланировано обустройство трех надземных и трех подземных пешеходных переходов, идет проектирование прилегающей улично-дорожной сети.
Кроме того, весной 2023 года началось и продолжается строительство пятого участка трассы - от улицы Поляны до Варшавского шоссе.
По новым дорогам
За 2011-2023 годы в столице построили 1360 километров дорог - около четверти существующей улично-дорожной сети. Возведено 429 новых тоннелей, эстакад и мостов - количество искусственных транспортных сооружений выросло на 65 процентов. Помимо этого, было построено 313 внеуличных пешеходных переходов.
В планах на этот год - строительство 95 километров дорог, 35 искусственных сооружений и девяти пешеходных переходов. С начала года в столице уже появилось более 12 километров дорог, восемь искусственных сооружений и один пешеходный переход. Среди наиболее значимых объектов - пешеходный мост, который соединил стрелку острова Балчуг (Болотную набережную) с Крымской и Якиманской набережными, и транспортная развязка на пересечении МКАД с улицей Верхние Поля. До конца года планируют ввести в эксплуатацию транспортную развязку на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе и трассу, связывающую Московский скоростной диаметр с автомобильной дорогой Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе.
Сформированы большие планы и на 2025-2026 годы: построить около 180 километров дорог, до 40 искусственных сооружений и более 50 пешеходных переходов.