Столичные магистрали летят на юг

В канун недавнего Дня строителя состоялся технический пуск участка Сокольнической линии метро от станции "Новомосковская" (бывшая "Коммунарка") до станции "Потапово".

Столичные магистрали летят на юг
© Российская Газета

"Это конечная станция Сокольнической линии метро, которую за последние годы мы продлили практически на 70 процентов, - сказал на встрече с коллективом строителей, посвященной этому событию, мэр столицы Сергей Собянин. - Она пришла из старой Москвы в Новую Москву и сегодня дошла практически до Южного Бутова. В течение нескольких недель будут закончены пусконаладочные работы, и здесь появятся первые пассажиры".

Название "Потапово" выбрали сами жители столицы - более 193 тысяч человек участвовали в голосовании на сайте "Активный гражданин".

Основные работы по ее строительству завершены, идут финишные архитектурно-отделочные работы, монтаж и наладка основного инженерного оборудования.

"Метро построено. Остались пусконаладочные работы, много отделочных работ довести до ума, - отметил Сергей Собянин, общаясь с жителями района. - Я думаю, в сентябре станция уже будет запущена, по Сокольнической линии метро можно будет двигаться в центр города. Ну и к новому году будет достроена Троицкая ветка метро, которая придет тоже в Коммунарку, и станция "Новомосковская" на одном перегоне отсюда, на Сокольнической линии. Две линии метро придут в эту точку", - пояснил мэр.

Новые технологии в действии

"Потапово" станет первой отапливаемой наземной станцией в столичном метрополитене.

"На крыше станции "Потапово" смонтированы четыре вентиляционные установки общей мощностью два мегаватта. Они обеспечат обогрев платформы и вестибюлей в холодное время года. Также на станции дополнительно утеплили вестибюли и использовали двойные стеклопакеты на путевых стенах для минимизации теплоотдачи", - рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

На станции устроены два наземных вестибюля, причем западный соединен надземной крытой пешеходной галереей с остановкой общественного транспорта на улице Александры Монаховой. Переход протяженностью 29 метров интегрирован с эстакадой, расположенной на пересечении улицы Александры Монаховой, с магистралью Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе. Эта галерея позволит пассажирам передвигаться между станцией метро и остановкой городского транспорта не выходя на улицу, что особенно важно в непогоду.

"Фасад станционного комплекса имеет большую площадь остекления, - дополняет руководитель департамента строительства города Москвы Рафик Загрутдинов.

- Это обеспечит максимальную освещенность внутри станции днем, а в вечернее время позволит световому потоку выходить наружу, благодаря чему будут создаваться визуальные эффекты снаружи и внутри станции".

В основу архитектурно-художественной концепции новой станции положен образ молодых, динамичных и устремленных в будущее округов Москвы - Троицкого и Новомосковского. Здание пластичной формы словно поднимается в сторону строящихся кварталов.

Завершающий этап

Скоро станция откроется для пассажиров. Она улучшит транспортную доступность для почти 170 тысяч жителей Коммунарки, а непосредственно в пешей доступности метро появится для 27 тысяч человек. По прогнозам специалистов, пассажиропоток станции составит около 19,5 тысячи человек в сутки, к 2030 году, как ожидается, он вырастет более чем до 27 тысяч пассажиров.

Продолжительность поездок по многим маршрутам сократится до 40 минут в день. Например, до станции "Проспект Вернадского" Большой кольцевой линии можно будет добраться почти в два раза быстрее - за 30 минут вместо 50.

"Потапово" станет первой отапливаемой наземной станцией столичного метрополитена

Появление альтернативных маршрутов снизит нагрузку и на станции метро "Бунинская аллея" - до 25 процентов, "Новомосковская" - до 15 процентов, "Теплый Стан" - до 10 процентов. За счет сокращения интенсивности движения наземного транспорта улучшится экологическая обстановка в Коммунарке.

"Потапово" станет конечной станцией на южном направлении Сокольнической (красной) линии метро. Если до 2014 года на ней было 19 станций, то теперь в ее составе будет действовать 27 станций.

"По поручению мэра Москвы Сергея Собянина готовится к открытию новая станция "Потапово". Сейчас мы проводим проверку и подготовку всех инженерных систем. Это позволит обеспечить безопасность и комфорт поездок пассажиров", - отметил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. По его словам, специалисты метрополитена проводят испытания и наладку, проверяют и подключают все системы: эскалаторы, кассы, турникеты, связь, вентиляцию, безопасность и десятки других систем. Развитие этого радиуса метрополитена стало одним из важнейших проектов метростроения, реализованных в Москве за последние годы. С 1963 года его конечной станцией была "Юго-Западная". В декабре 2014 года его продлили до станции "Тропарево", в 2016-м открыли станции "Румянцево" и "Саларьево". В 2019 году линия пришла в Коммунарку, были открыты станции "Филатов Луг", "Прокшино", "Ольховая" и "Новомосковская". Так красная ветка стала главной транспортной артерией бурно развивающейся Новой Москвы.

Перегон "Новомосковская" - "Потапово" длиной 2,1 километра в основном проходит по поверхности. Подземная часть - участок за станцией "Новомосковская" и оборотные тупики - сооружалась открытым способом. Рядом со станцией расположится электродепо для поездов Сокольнической линии - его строительство сейчас ведется.

С 2011 года до июня 2024 года было открыто 114 новых станций Московского метрополитена. Фото: РИА Новости

Шоссе летит вперед

Станция "Потапово" расположена в районе Коммунарка Новомосковского административного округа Москвы. В день ее технического пуска Сергей Собянин открыл и новый участок трассы Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе от станции метро "Новомосковская" (бывшая станция "Коммунарка") до улицы Эдварда Грига.

"Сегодня открываем очередной участок магистрали Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе. Это основная магистраль Новой Москвы, дублер МКАД, который соединяет пять городских магистралей. В 2026 году эта магистраль будет соединена уже с Московским скоростным диаметром. Таким образом, по сути дела, будет организовано бессветофорное движение от Новой Москвы и через весь город до севера, до Ленинградского шоссе, до путепровода, который ведет на дорогу в Санкт-Петербург. Огромная магистраль. Мы ведем работу уже в течение нескольких лет. С каждым годом ее значение увеличивается", - отметил мэр столицы и поблагодарил строителей за работу.

"Станционный комплекс "Потапово" расположен в створе трассы автомобильной дороги Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе в районе ее пересечения с улицей Александры Монаховой. Работы по строительству станции и автодороги были синхронизированы. Выходы со станции будут вести на обе стороны магистрали", - дополнил руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

Всего в составе участка проложили 16,3 километра дорог - это основной ход магистрали с обустройством заездных карманов для общественного транспорта, съезды, боковые проезды, два путепровода и участок проспекта Куприна в районе примыкания к основному ходу магистрали.

Автодорога Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе - это важнейшая часть транспортного каркаса ТиНАО и дублер юго-западной и южной части МКАД. Ее длина по прямому ходу с учетом Внуковского шоссе составит 26,6 километра. Она связывает пять вылетных магистралей: Минское, Боровское, Киевское, Калужское и Варшавское шоссе.

Название станции выбрали сами москвичи: в голосовании участвовали более 193 тысяч человек

Движение транспорта по первому участку магистрали между Киевским и Калужским шоссе открыли в августе 2018 года. В его составе построили 35 километров дорог (по прямой - семь километров). Трасса проходит параллельно перегону "Саларьево" - "Новомосковская" Сокольнической линии метро. Второй участок от Калужского шоссе до станции метро "Новомосковская" (транспортный хаб "Столбово") был введен в эксплуатацию в июне 2019-го. Он включает в себя 7,3 километра дорог (по прямой - 2,5 километра), в том числе уникальное искусственное сооружение - двухкилометровый совмещенный автомобильный и метротоннель на пересечении с Калужским шоссе.

Строительство третьего участка от Боровского до Киевского шоссе было начато в феврале 2021 года и завершено в декабре 2022-го, в его составе построено и реконструировано семь километров дорог (по прямой - четыре километра). До конца нынешнего года в соответствии с контрактом на пересечении с Новоорловской улицей планируется также возвести современную транспортную развязку протяженностью два километра с путепроводом длиной 123 метра. Путь от Солнцева и Ново-Переделкина станет удобнее.

В 2022 году было закончено и строительство участка Внуковского шоссе, который позволил соединить трассу Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе с Минским шоссе.

Строительство четвертого участка трассы включало два этапа. Первый из них - от станции метро "Новомосковская" (транспортный хаб "Столбово") до улицы Эдварда Грига - начался в октябре 2021-го и завершился в августе текущего года. Трасса протяженностью около трех километров по прямой значительно улучшит транспортную доступность Коммунарки и района Южное Бутово, население которых составляет 330 тысяч человек. Благодаря этому ликвидируется перепробег до 5,1 километра, что сократит время проезда на 12 минут и уменьшит загруженность сразу нескольких транспортных артерий. На улицах Липовый Парк - с восьми до шести баллов (на 18 процентов), Александры Монаховой - с девяти до семи баллов (на 15 процентов), Академика Семенова - с семи до пяти баллов (на 11 процентов). Всего в составе участка построили 16,3 километра дорог, путепроводы, боковые проезды и разворотные съезды.

Чтобы шум автотранспорта не беспокоил жильцов, вдоль боковых проездов основного хода магистрали установили защитные экраны протяженностью 2,6 километра. Специалисты благоустроили прилегающую территорию: уложили 17,2 гектара газона и разбили около тысячи квадратных метров цветников, высадили 2563 дерева (клен, липа, береза) и 26 579 кустарников (кизильник, ива, сирень). Помимо этого, заменили 88 километров инженерных сетей.

"Потапово" станет конечной станцией на южном направлении Сокольнической линии метро, теперь число ее станций увеличится с 19 до 27

Сейчас идет второй этап строительства четвертого участка трассы - от улицы Эдварда Грига до улицы Поляны. Здесь запланировано обустройство трех надземных и трех подземных пешеходных переходов, идет проектирование прилегающей улично-дорожной сети.

Кроме того, весной 2023 года началось и продолжается строительство пятого участка трассы - от улицы Поляны до Варшавского шоссе.

По новым дорогам

За 2011-2023 годы в столице построили 1360 километров дорог - около четверти существующей улично-дорожной сети. Возведено 429 новых тоннелей, эстакад и мостов - количество искусственных транспортных сооружений выросло на 65 процентов. Помимо этого, было построено 313 внеуличных пешеходных переходов.

В планах на этот год - строительство 95 километров дорог, 35 искусственных сооружений и девяти пешеходных переходов. С начала года в столице уже появилось более 12 километров дорог, восемь искусственных сооружений и один пешеходный переход. Среди наиболее значимых объектов - пешеходный мост, который соединил стрелку острова Балчуг (Болотную набережную) с Крымской и Якиманской набережными, и транспортная развязка на пересечении МКАД с улицей Верхние Поля. До конца года планируют ввести в эксплуатацию транспортную развязку на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе и трассу, связывающую Московский скоростной диаметр с автомобильной дорогой Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе.

Сформированы большие планы и на 2025-2026 годы: построить около 180 километров дорог, до 40 искусственных сооружений и более 50 пешеходных переходов.