"Боярыня у окна" с новым подрамником и без заплат вернулась в музей
Картина "Боярыня у окна" вернулась в постоянную экспозицию музея имени М. А. Врубеля после реставрации. К 185-летию со дня рождения живописца Константина Маковского в постоянную экспозицию музея после длительной реставрации вернулось полотно "Боярыня у окна". Эту работу он создал в зрелый период творчества мастера. Картина поступила в Западно-Сибирский Краевой музей в 1927 году из Государственного музейного фонда. С виртуозным мастерством и этнографической достоверностью автор передал все детали богатого наряда молодой женщины. Моделью, кстати, выступила жена художника Юлия. Её черты узнаваемы на многих женских портретах кисти мастера. В 2023 году "Боярыня у окна" была передана в реставрационную мастерскую живописи. Проведённые физико-оптические исследования показали наличие следов многочисленных реставраций, затронувших и холст, и красочный слой. Со временем они стали нарушать экспозиционный вид произведения. Кроме того, конструкция авторского подрамника потеряла жёсткость, что привело к провисанию и деформации холста, а это сказывалось на состоянии красочного слоя. На заседании реставрационного совета музея было решено провести полную реставрацию картины с удалением старых заплат, дублированием обветшавших кромок, изготовлением нового подрамника. Особую проблему создавали мелкие, еле заметные, но многочисленные отставания красочного слоя по всей поверхности, на устранение которых ушло много времени. Реставрационные и исследовательские мероприятия были проведены заведующей отделом реставрации живописи и темперы, художником-реставратором высшей категории Натальей Минько. В ноябре 2024 года она будет отмечать юбилей - 50 лет работы в Музее имени М. А. Врубеля. Наталье Григорьевне удалось не только вернуть в экспозицию одно из украшений музейной коллекции, но и узнать больше о творческом методе К. Е. Маковского. - Макрофотографии дали возможность раскрыть некоторые секреты "кухни" живописца. Маковский писал лицо и руки по подготовительному слою холодного зелёного цвета, что в сочетании с оттенками персикового и розового, положенными поверх подмалёвка, позволяли добиться тончайшей цветотеневой передачи и почти ощутимой телесности, - рассказали в музее. Фото предоставлено министерством культуры Омской области