Открытие московского вокзала «Митьково»: какие возможности появились у пассажиров?

В полку столичных городских вокзалов прибыло. На третьей линии Московских центральных диаметров открылась новая станция «Митьково». О возможностях, которые открываются с ее появлением у пассажиров, и о перспективах развития транспортной инфраструктуры мегаполиса телеканалу «МИР 24» рассказал эксперт направления «Народный фронт. Аналитика», заместитель председателя общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов.

Строительно-отделочные работы на станции «Митьково» еще продолжаются, но со 2 августа линия стоит в расписании МЦД-3. Для тех, кто не знает, где она находится? Там получается серьезный транспортный узел.

Самое простое определение, где находится «Митьково» – это парк Сокольники. Оттуда десять минут ходьбы. В одной точке там пересекаются Большая кольцевая и Сокольническая линии метро, а также пригородные поезда МЦД-3. И «Митьково» становится очень важным транспортным узлом для жителей Богородского и Красносельского районов, и Сокольников, и других районов востока Москвы. Но и между тем, это удобная транспортная пересадка для жителей Подмосковья по направлению Зеленограда.

То есть по пассажирам серьезное облегчение получается.

Этот транспортный узел был сделан с нуля. И это очень важно, потому что удалось наземные маршруты приблизить максимально к этому вокзалу. Буквально в двух минутах находится трамвайная остановка. И это очень удобно. Раньше, делая пересадку, приходилось далеко идти ногами. Москва перешла к другому формату. Сейчас пересадки осуществляются практически незаметно. Более того, с учетом транспортной карты Москвы эти пересадки на метрополитен будут еще более удобными с точки зрения экономики. Люди будут экономить деньги. Помимо комфортного вокзала в целом идет развитие инфраструктуры вокруг этого вокзала, в том числе – это повышение стоимости недвижимости, а также появление новых деловых центров.

Получается, что «Митьково» – это не только 39-я станция третьего диаметра, но еще это и «городской вокзал». Что входит в это понятие?

Очень долгое время станция воспринималась как просто остановка пригородного поезда. Не было навесов, не было комфортных условий пересадки с одного вида транспорта на другой. Это было все автономно. Сейчас открыт 81 вокзал в рамках центральных диаметров, и это достаточно позитивное явление. Поскольку позволяет в комфортных условиях пересесть с одного вида транспорта на другой. И, конечно же, это оживление территории, о чем я уже сказал. Они сильно отличаются от вокзалов, где проходят поезда дальнего следования, но между тем мобильность возрастает, и в некотором смысле отпадает необходимость добираться через центр.

Есть первый, второй, третий и самый молодой МЦД – МЦД-4. Он у нас, если не ошибаюсь, идет от Железнодорожного до Апрелевки?

Да, все верно. И как раз этот диаметр стыкуется с данными маршрутами. Понятное дело, что с пересадками, но, тем не менее, для направления Железнодорожный – Апрелевка этот маршрут и открытие данного вокзала тоже крайне значимы.

«Митьково» входит в заключительный этап строительства МЦД-3. А когда этот маршрут будет действовать в полном объеме? Потому что еще идут большие работы на «Рижской».

Конечно, работы ведутся. Я думаю, что в полном смысле эти все станции начнут работать к концу года. Но мы уже можем сказать, что «Митьково» работает, и пассажиры могут пользоваться той инфраструктурой, которая есть. И, несмотря на то, что работы ведутся и завершаются, инфраструктура уже начала работать.

Но первые две линии Московских центральных диаметров были открыты в 2019 году. Прошло пять лет, появилась третья линия, появилась четвертая линия. Спустя пять лет как можно оценить работу этого вида транспорта? Насколько вовремя появились диаметры?

Диаметры позволили оживить те территории Московской области, где они проходят. Это позволило фактически сделать метрополитен в Подмосковье. Конечно, в условном виде, потому что были и технологические перерывы с одиннадцати часов до часу, когда пригородные поезда не ходили. Были и другие сложности. Люди тратили очень много денег. Сейчас они и деньги экономят, и практически не запоминают расписание. Там достаточно хороший интервал. Плюс это эффект не только в части пересадки пассажиров, но и эффект снижения нагрузки на автомобильные дороги. Многие отказываются пользоваться личным транспортом. Смысл простоять в пробке час, если этот маршрут может занять 20−25 минут.

В октябре прошлого года столичная мэрия обнародовала план развития центральных диаметров до 2030 года. Какие будут еще новые возможности? Может, новые линии откроются?

Здесь важно отметить, что вся инфраструктура сильно поменяется. Откроются не только диаметры, но и новые станции метро. Это тоже очень важно. И, допустим, появится пересадка с салатовой ветки на кольцевую ветку, чего очень многие жители «Цветного бульвара» ждали давным-давно. Но и ключевой момент я бы обозначил, что это развитие связки с городами, которые находятся рядом с Москвой. Есть такой проект, он очень амбициозный, позволяющий запустить диаметры в такие города как Тула, Владимир, Рязань. По сути, задача будет состоять в том, чтобы жители прибывали на некие конечные станции и уже с этих станций добирались до центра. То есть центр будет высвобождаться от тех вокзалов, от той большой нагрузки, которая есть. Потому что Москва должна, конечно, развиваться. И те микрорайоны, про которые сейчас создается впечатление, что они где-то на окраине Москвы находятся, получат новое развитие. Основной задел в том, чтобы все территории были транспортно связаны. И всем жителям всех микрорайонов было комфортно жить. Мы это видим по развитию Троицкой линии метро, которая сейчас позволяет огромному количеству жителей получить метро рядом со своим домом. Такая комплексная работа по всем видам транспорта даст, в том числе, экономический эффект.

Развитие транспортной системы – важнейшая задача в жизни любого мегаполиса. Но что касается плана развития Москвы, насколько его в дальнейшем можно будет использовать в других городах-миллионниках?

Думаю, что все города сейчас с большим энтузиазмом смотрят за успехами Москвы в части развития транспортной инфраструктуры. Конечно, лучшие практики сейчас перенимаются другими городами. Мы это знаем по примеру Красноярска, который активно развивает метрополитен. Нижний Новгород тоже не отстает. Он развивает и электрический транспорт в части такси, и водный транспорт. Также там идет развитие метрополитена. То есть город-миллионник тоже получает определенного рода стандарты с точки зрения развития Москвы и определенного рода ориентир, на кого стоит равняться в части развития инфраструктуры. Конечно, и самой Москве важно продолжать такое же динамичное развитие. Сейчас амбициозные задачи перед Москвой еще стоят. Они, прежде всего, касаются запуска высокоскоростной магистрали в Санкт-Петербург. Это тоже даст новое оживление территории.