Войти в почту

«Синема, от тебя мы без ума»: Главархив – о том, как развивали кинотеатры в 1949 году

<p style="text-align: justify;">Чиновники Моссовета регулярно занимались вопросами организации кинопроката зрелищных фильмов для москвичей. Не стал исключением и 1949 год. К этому времени кино прочно вошло в жизнь горожан и оставалось одним из самых доступных видов искусств. К середине 1949 года в столице работали уже 47 кинотеатров, а к открытию готовили еще четыре площадки более чем на полторы тысячи мест. Общая вместимость кинотеатров в это время превышала 25 тысяч мест. Смотреть новинки кинопроката пришло более 19 миллионов человек. Фактически это означало, что большинство москвичей дееспособного возраста ходили в кино ежемесячно, а многие – и каждую неделю. </p> <p style="text-align: justify;">Чиновники из Управления кинофикации решили не останавливаться на достигнутых цифрах и разрабатывали меры по привлечению публики в кинозалы. Например, в начале 1949 года в городе появилось около двухсот рекламных стендов с афишами. Специальные анонсы новых картин появлялись в каждом номере газеты «Вечерняя Москва». Выход на широкий экран новинок советской киноиндустрии Управление кинофикации отмечало выпуском 35 тысяч большеформатных афиш, а также 132 тысячами листовок, которые распространяли на улицах и предприятиях. Чтобы привлечь зрителей на киносеансы, администрация кинотеатров организовывала выездные кассы. </p> <p style="text-align: justify;">Так, кинотеатр «Форум» (в 1994 году кинотеатр был закрыт) из 65 тысяч билетов, проданных на фильм «Встреча на Эльбе» (1949), снятого Григорием Александровым, 44 тысячи распространил по заявкам организаций и через выездную кассу на предприятиях. Таким же образом кинотеатр «Центральный» (снесен в 1967 году) продал 31 тысячу билетов на фильм «Сталинградская битва» (1949) режиссера Владимира Петрова. </p> <p style="text-align: justify;">Теперь кинотеатры в дневное время превращались в клубы и выставочные залы для горожан. Например, в 1949 году в кинотеатрах провели 164 выставки, посвященные популярным советским кинолентам. Сотрудники кинотеатров организовали 870 лекций для зрителей перед сеансами и 78 творческих встреч с создателями фильмов по распоряжению сотрудников из управления кинофикации. </p> <p style="text-align: justify;">Однако не все было гладко. Как и в 1948 году, установленные планы по доходам кинотеатров выполнены не были. По приблизительным подсчетам, кинотеатры за шесть месяцев нового года не посетили более двух с половиной миллионов москвичей, по сравнению с утвержденным планом. В городской бюджет не поступила сумма более семи миллионов рублей, которая представляла собой различные налоги в киноиндустрии. Денег не досчитались по нескольким причинам. </p> <p style="text-align: justify;">Во-первых, распределение новинок по кинотеатрам происходило только с разрешения министра кинематографии СССР, который лично подписывал бумаги о том, в каком кинотеатре и на каком конкретно сеансе демонстрировать новый фильм. Если новый фильм показывали днем, то его успевало посмотреть малое количество людей. Залы днем оставались полупустыми, потому что многие люди работали и не могли пойти на дневные сеансы. Также ощущался недостаток мощностей отечественного кинопроизводства: выходило мало картин. Например, из 28 фильмов в афише 22 были иностранными, таким образом, число советских фильмов составляло меньше четверти от всего репертуара. </p> <p style="text-align: justify;">Чтобы решить проблемы в организационной деятельности столичных кинотеатров, члены Моссовета выпустили решение № 35/17 «О мероприятиях по обеспечению выполнения плана кинообслуживания населения Москвы в 1949 году», которое представлено в Главархиве Москвы. Конечно, Моссовет не мог повлиять на единоличные решения министра кинематографии. Поэтому в Моссовете занялись вопросами рекламы фильмов, которую рекомендовали печатать во всех заводских многотиражках. Фильмы стали рекламировать по радио, а на дневные показы зазывали молодежь и рабочих, так как у них чаще всего график выходных не совпадал с общим. В кинотеатрах организовали читальни и стали играть музыку в перерывах. </p> <p style="text-align: justify;">Что же касается совершенствования материально-технической базы, то в качестве первоочередных мер было предложено обеспечить бесперебойную работу всех имеющихся вентиляционных установок и ежедневно проветривать все залы. Также было необходимо изготовить 4000 новых откидных кресел для установки их в кинозалах, чтобы увеличить количество мест. Были намечены планы по ускорению ремонта 10 кинотеатров, а также еще 18 кинотеатров должны были быть встроены в первые этажи новых жилых домов. Таким образом члены Моссовета предлагали сделать киносеансы доступными для зрителей. </p> <p style="text-align: justify;">Выполнение принятого решения позволило на время решить проблему. Хотя вскоре большинство кинотеатров вынуждены были конкурировать с широким распространением советского телевидения. Посмотреть интересные кадры по истории развития телевидения в СССР можно в альбоме Главархива «С<a href="https://vov.mos.ru/newhistory/media-library/albums/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5">оветское телевидение</a><strong>». </strong></p> <p></p> <p style="text-align: justify;">С решением Моссовета по организации киносеансов горожане смогут познакомиться в Главархиве по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.</p>

«Синема, от тебя мы без ума»: Главархив – о том, как развивали кинотеатры в 1949 году
© Главное архивное управление города Москвы