Войти в почту

Как реставраторы спасли пострадавшие при обстреле ВСУ картины "Серебряного века"

Таганрог готовится к выставке картин, поврежденных украинской ракетой С-200, рухнувшей во двор художественного музея в прошлом году. Работы Константина Коровина, Валентина Серова, Зинаиды Серебряковой, Николая Рериха, Станислава Жуковского, Виктора Борисова-Мусатова, Серафимы Блонской и других мастеров XIX - ХХ веков прошли сложнейшую реставрацию в Русском музее и вернулись из Санкт-Петербурга в родной город. Одно перечисление имен художников говорит о ценности коллекции и о том, как тревожно было, что эти полотна столь сильно пострадали. Корреспонденты "РГ" увидели спасенные холсты, из которых многие считались навсегда утерянными.

Как реставраторы спасли пострадавшие при обстреле ВСУ картины "Серебряного века"
© Российская Газета

В этом музее я была не единожды. Еще в студенчестве преподаватель живописи и композиции водил сюда нас, своих учеников.

"Счастье ваше, что можете видеть работы титанов, и не в репродукции, а живьем. О коллекции хлопотал сам Чехов, а потом несколько поколений музейщиков ее пополняли. Вот кому кланяйтесь". Особенно запомнилась картина Серафимы Блонской "Девочки. Вербное воскресенье". Блонская написала юных воспитанниц таганрогской Мариинской гимназии, среди которых была и ее сестра. Гимназистки, одетые в длинные белоснежные фартуки, пришли на всенощную службу. Они держат тонкие веточки вербы. Церковь окутана золотым светом свечей. Покой и свежесть тихой южной ночи.

Когда во дворе музея взорвалась ракета, вспомнились и слова преподавателя, и сами шедевры. Пострадали 18 произведений живописи, три графических листа и одна скульптура. И вот после "лечения" в Санкт-Петербурге они снова в Таганроге.

- Выставку мы, конечно, организуем, но сначала картины должны отдышаться. Они - как люди, им надо отдохнуть после переезда. Посмотреть на работы хотят все. Любители живописи переживали за их судьбу, - говорит директор Таганрогского художественного музея Тамара Пугач. - А о том дне, когда был обстрел, вспоминать не хочу, тяжело.

Но волей-неволей в разговоре всплывают подробности трагических событий. Утром 28 июля прошлого года в музее проходила экскурсия. 50 детей из местного детского дома пришли на экспозицию "Золотые имена Серебряного века". Они едва покинули территорию, когда раздался грохот. Двор стал эпицентром взрыва. Если бы ребята чуть-чуть задержались, шансов не было бы ни у кого. Музейный дворик превратился в месиво, стены были буквально изрешечены поражающими элементами.

- Первая мысль: слава богу, что дети успели уйти! - вспоминает Тамара Пугач. - Пострадали три смотрителя. Одной сотруднице пришлось сделать две операции, у другой было сильное сотрясение мозга, третья - иссечена осколками. Сейчас они снова работают, их выходили врачи. А картины были... истерзаны. Помощь в восстановлении сразу предложил Русский музей, за что огромная благодарность его директору Алле Маниловой. В Русском музее самая старая реставрационная школа в стране. 19 лучших мастеров трудились семь месяцев, прежде чем отправить картины домой.

Досталось и старинному особняку, памятнику архитектуры середины XIX века, где проходил вернисаж. Сейчас тут кипит работа. Область, не скупясь, выделила средства на ремонт.

Мы идем в хранилище. Здесь особая температура и влажность. Это святая святых музея.

- Картины вернулись из Санкт-Петербурга буквально несколько дней назад. Мы встречали машину аплодисментами, даже плакат нарисовали: "С возвращением! Спасибо Русскому музею!", - рассказывает главный хранитель Оксана Костина.

Больше всего зацепило "Террасу" мастера русского импрессионизма Константина Коровина и работу французского художника Анри Шопена "Благословение Ревекки". Скульптура "Портрет мальчика" Христофора Геворкяна раскололась на две части. Да и другие работы были не в лучшем состоянии.

Оксана Костина показывает фотографию картины "Благословение Ревекки" до реставрации. Видно, что в холсте зияла огромная прореха.

- Этой работе очень повезло, - неожиданно говорит Костина. - Ударной волной вырвало часть полотна, где написано небо, драпировки, а не фигуры людей. Для того чтобы восполнить порывы, реставраторам пришлось взять донорский холст с кромки и с его помощью залатать дыры. От времени холст "перегорает", становится хрупким. Это ведь середина XIX века! Реставраторы укрепили его, подклеив с обратной стороны новым слоем. Это продлит жизнь картины.

"Терраса" Константина Коровина - жемчужина таганрогской коллекции, и ее повреждение стало большой потерей.

- Чем определяется ценность живописи? Слагаемых много, и среди них - подтвержденное авторство и история картины, так называемый променад, - рассказывает Костина. - Об этой вещи известно очень много. Например, то, что Коровину позировали две дочери Шаляпина, Ирина и Лидия, когда гостили у художника в деревне Охотино Ярославской губернии. Сохранились воспоминания Ирины Шаляпиной. "...Застекленная терраса, две женские фигуры - я и сестра, одетые в платье ампир, за стеклами террасы - чудная синяя коровинская ночь. Константин Алексеевич пишет при свете фонаря "летучая мышь", пишет и все хвалит платья: "Вот, девочки, как одеваться надо, а то короткие юбчонки и шляпки на глаза".

"Терраса" висела в центре зала, и взрывная волна выбила перекладину подрамника и расколола углы. Получилась подвижная конструкция. Художники говорят - "вертолет". При таком состоянии подрамника с работой все что угодно могло произойти. Был разрыв холста в нескольких местах, да такой, что он, видимо, войдет в историю реставрации. Мастера признавались, что никогда с подобным не сталкивались. Нити были спирально закручены и спутаны. Реставраторы вручную их распутывали, недостающие нити брали с оборотной стороны холста, соединяли и фиксировали. То есть буквально плели заплатки. Справились блестяще.

Признаюсь, что переживаю и о судьбе "Вербного воскресенья".

- С этой картиной произошло настоящее чудо, - говорит Оксана Костина. - Во время удара ее частично закрыл выступ стены, на которой она висела. Но левая сторона все равно пострадала. Кроме того, эта картина вообще никогда не реставрировалась, а ведь Серафима Блонская написала ее еще в 1900 году. На ней были царапины, шелушение, другие следы времени. Когда произошел взрыв, не только люди испытали шок, но и картины. В результате естественные процессы старения усилились. Мы с трепетом ждали, когда она вернется из Санкт-Петербурга. А когда распаковали ящик, я была поражена. На картине засияли свечи. Она как будто ожила!

По словам главы Русского музея Аллы Маниловой, пострадавшие полотна прошли полноценную, комплексную реставрацию: специалисты на максимально возможном уровне восстановили картины знаменитых художников, вернули им первоначальный вид и помогли раскрыть авторский замысел. "Мы надеемся, что нашим мастерам больше не придется заниматься "военно-полевой хирургией в искусстве", - сказала Манилова.

Для выставки таганрогским музейщикам еще предстоит "одеть" те работы, чьи рамы не сохранились во время обстрела. Но, главное, картины уже дома, отдыхают после пережитого и готовятся к долгожданной встрече со своими поклонниками.