Войти в почту

Завершилась реставрация Центрального музея российского казачества в Москве

В Москве завершилась реставрация фасадов здания в Большом Левшинском переулке, где в конце года откроется Центральный музей российского казачества. О новом культурно-образовательном центре и самих казаках рассказывает корреспондент «МИР 24» Роман Бирюков.

Завершилась реставрация Центрального музея российского казачества в Москве
© Mir24.TV

Центральный музей российского казачества откроется в старинном особняке, где до революции 1917 года располагалось Дворцовое ведомство. Это одно из немногих зданий в Москве, фасад которого сохранил черты классицизма начала XIX века. Лепные панно с пиками античным шлемом и амурами – все осталось в первозданном виде. Общая площадь объекта – 1600 квадратных метров. Реставрационные работы фасада велись полтора года.

«Мы работаем над созданием этого музея с 2017 года. Это было и поручение президента, и Министерства культуры. Конечно же, здание представляло Министерство культуры», – отметил генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.Внутри здания сейчас идет ремонт, завершаются отделочные работы. Уже известно, что экспозиция разместится на двух этажах. Здесь будет расположено 11 залов. А хронологические рамки будут начинаться с XV века и заканчиваться 1917 годом. Всего коллекция будет насчитывать более 800 экспонатов: живопись, графика, скульптуры и личные вещи. Музей откроется в конце года.

«Вот в этом зале вы увидите быт казаков. Будут представлены женский костюм, форма казаков, мундиры, изображения», – рассказала заведующая отделом Центрального музея российского казачества Ирина Повх.

Будут представлены и первые упоминания о казаках. В летописях XIV века они противоречивые: то на кого-то нападали, то защищали, например, рязанские земли от набегов татар. Само слово «казак» тюркского происхождения. Означает бродягу, ушедшего в самоволку от всех. «Был установлен факт, что на месте Куликовской битвы жили русские люди. Они просто жили на этих проблемных, очень опасных местах, которые заставляли их не только заниматься хозяйством, но и очень часто брать в руки оружие», – рассказал Алексей Левыкин.

Крестьяне бежали в казаки от оброков, а в голодные годы начала XVII века, после отмены Юрьева дня, южные границы государства пополнялись тысячами людей в низовьях Дона, Днепра и Волги.

«Без сомнения, что это никакой не субэтнос. Как это было упомянуто в старинных летописях и то, что мы понимаем под казаком в конце XIX века, – разные вещи», –подчеркнул историк, сотрудник фонда «Историческая память» Максим Волков.

Самоуправление, отсутствие крепостного права – главное, что влекло в казаки многих, но в XVIII веке казачья вольница закончилась. Военная служба и охрана границ стали основными их обязанностями.