Во время Форума регионов готовится открытие монумента, посвященного подвигу героя-летчика
Мы уже рассказывали о героическом спасении в годы войны воспитанников Полоцкого детского дома, которым немецкие оккупанты готовили смертельную участь доноров для своей раненой солдатни.
Члены белорусского Союза офицеров Сергей Соболев и Борис Рясов посвятили годы сохранению исторической правды об этом факте геноцида, инициировали создание монумента, который увековечил бы память о тех драматических событиях. Наряду с барельефом, в художественной форме излагающим фабулу подвига педагогов, партизан, летчиков, намечается разместить отлитый в металле текст, согласованный с учеными Института истории НАНБ и достоверно рассказывающий о спасении сирот. Памятник планируется установить на месте, где стоял Полоцкий детдом, и открыть его во время XI Форума регионов Беларуси и России.
Напомним, что вместе с товарищами по 105-му гвардейскому авиаполку Гражданского воздушного флота россиянин Александр Мамкин переправил в тыл около 200 белорусских сирот. Перед этим директор Полоцкого детдома Михаил Форинко и его коллеги сумели вывести ребят в партизанский отряд имени Щорса, откуда начался их путь на Большую землю. Однако полет для последней группы детей в апреле 1944 года едва не оказался гибельным, если бы не самопожертвование летчика: сам сгорая, Александр Мамкин посадил подбитый гитлеровцами тихоходный полотняно-деревянный самолет Р-5 на освобожденной территории.
Корреспондент "СОЮЗа" вместе с секретарем общественной организации "Защитники памяти и правды о Великой Отечественной войне" Сергеем Соболевым побывал в мастерской скульптора, лауреата Госпремии Беларуси Александра Дранца - автора скульптурного барельефа, запечатлевшего подвиг спасителей детей. Он как раз завершал работу перед отправкой в литейную мастерскую. Сюжет произведения трогательно прост: партизан передает ребенка Александру Мамкину для посадки в кабину самолета. Летчик стал для спасенных детей в прямом смысле слова ангелом-хранителем. И на этом акцентирует внимание скульптор, придав крыльям самолета за плечами пилота силуэт крыльев ангела.
- О подвиге Александра Мамкина я впервые услышал от художника Владимира Кривоблоцкого, работавшего в то время над масштабным произведением, посвященным узникам гитлеровского концлагеря смерти в Азаричах, - рассказал Александр Дранец. - Поэтому предложение моих друзей, известных новополоцких архитекторов Игоря Рудени и Владимира Галазюка, отобразить его подвиг в скульптурной композиции было принято мной с пониманием и готовностью участвовать в этом замечательном проекте. Основой сюжета стала хрестоматийная фотография военной поры об отправке детей с партизанского аэродрома на Большую землю. Она, можно сказать, прошла проверку временем и до сих пор поражает глубоким смыслом.
Этот барельеф не последний яркий факт белорусско-российской истории, обретший художественную форму
Решение темы потребовало от скульптора не только таланта, профессиональных навыков, но и глубокого сопереживания подлинным участникам драматических событий, которые предстояло отобразить в металле. И мастер всем своим предыдущим творчеством оказался готов к этому. Им созданы такие масштабные произведения, как монументальный памятник белорусскому первопечатнику Франциску Скорине перед зданием Национальной библиотеки Беларуси. В старинном Давыд-Городке напоминает о его многовековой истории памятник князю Давыду. Александр Дранец - один из авторов барельефов на лучах-пилонах, наполняющих глубоким патриотическим смыслом главный фасад Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске, других монументальных работ. Однако и на этом богатом творческом фоне относительно небольшой по размеру барельеф, рассказывающий о героическом спасении сирот Полоцкого детского дома, не затерялся, стал для Александра Валентиновича во многом этапной работой.
- В первую очередь тем, что предстояло раскрыть еще одну грань истории Великой Отечественной, - говорит скульптор. - Ведь она с детства присутствует во мне - в воспоминаниях родителей, переживших войну, в рассказах художников-ветеранов, в художественных произведениях, посвященных подвигу нашего народа, партизан и воинов-освободителей. Их героизм продолжается и сегодня. Когда работал над портретом Александра Мамкина, мысленно ставил рядом образы Героев Беларуси Олега Ничипорчика и Никиты Куконенко, уже в наши дни, по сути, повторивших его жертвенный подвиг: они увели неисправный самолет от городских кварталов и ценой своей жизни спасли десятки, а может, сотни жизней других людей, как сделал это Александр Мамкин... Я глубоко убежден, что летчики-герои не погибли, они просто вознеслись к солнцу, а наша святая обязанность - сохранить память о них.
Для скульптора это не просто слова. Буквально на днях в Полоцком кадетском корпусе открыт памятный знак с барельефом, посвященный воспитаннику этого старинного военно-учебного заведения Никите Куконенко, а на доме, где он жил, появилась мемориальная доска. Их выполнил Александр Дранец совместно с проектной мастерской "Мастак-сервис". Александр Валентинович также является одним из авторов проекта по возрождению в Полоцке монумента в честь героев - участников Отечественной войны 1812 года, ставшего отправной точкой в реконструкции площади исторического центра этого старинного города, не раз выступавшего форпостом как для Беларуси, так и России. И вот вскоре облик города пополнится еще одним памятником - документом, рассказывающим о драматическом эпизоде его многовековой истории.