У Каспийского прибрежного кластера появился первый резидент
В Дагестане министерство по туризму и народным художественным промыслам и управляющая компания курортов СКФО Кавказ.РФ подписали первое соглашение с резидентом Каспийского прибрежного кластера. Инвестор построит в Дербентском районе на побережье моря трехзвездочный отель на 1100 мест. Объем заявленных инвестиций составит 1,7 миллиарда рублей.
Проведение и подключение сетей электро-, газо- и водоснабжения при реализации проекта возьмет на себя госпрограмма развития СКФО.
Как отметил при подписании соглашения заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров, создание первого морского кластера на Каспии через механизм особых экономических зон является примером эффективного взаимодействия бизнеса и власти.
Пока открытым остается вопрос создания современной транспортной инфраструктуры, которая позволит гостям комфортно добраться до курорта
"Здесь работает четкий и понятный принцип: государство создает необходимую инфраструктуру, в том числе предлагает меры поддержки, а резиденты - точки притяжения, туристические объекты. Та активность инвесторов, которая сегодня наблюдается, еще раз подтверждает правильность выбранного подхода. Уже есть конкуренция за лоты, а значит, будут качественные и перспективные предложения", - отметил Сергей Назаров.
Генеральный директор Кавказ.РФ Андрей Юмшанов подчеркнул, что проект перешел от стадии концепции к периоду реализации.
"Строительство сетей и первых объектов начнется в следующем году. Важно, что по опыту создания других наших курортов, мы многие процессы запускаем параллельно, при этом сохраняя стилевое единство", - сказал Юмшанов.
Министр по туризму и народным художественным промыслам Дагестана Эмин Мерданов добавил, что власти региона приняли всю нормативно-правовую базу для заведения резидентов в ОЭЗ. Создана правительственная комиссия, сформированная из руководителей профильных министерств и органов местного самоуправления и экспертов по туризму, которая будет оценивать проекты.
Первый резидент начнет строительство отеля "Ривьера Каспий", а также коттеджей различного типа. Кроме того, предварительно одобрены заявки еще девяти инвесторов, готовых развивать Каспийский кластер, включенный в федеральный проект "Пять морей и озеро Байкал". Всего первая десятка резидентов вложит в новый курорт почти 50 миллиардов рублей.
Эмин Мерданов заверил, что в новой особой экономической зоне на площади в 200 гектаров для инвесторов будут созданы все необходимые меры господдержки. Среди них - налоговые преференции, льготная ставка кредитования, долгосрочная аренда земли на выгодных для бизнеса условиях.
Резидентами Каспийского прибрежного кластера уже изъявили желание стать около 20 крупных компаний, среди них - известные застройщики и сети отелей. На территории кластера планируется построить современную набережную, спортивные и развлекательные зоны, новую туристическую инфраструктуру. Здесь разместятся 25 гостиниц на 14 тысяч мест. Около половины из них - четырех- и пятизвездочные. По прогнозам, курорт сможет принимать до полумиллиона туристов в год. Не останутся обделенными и местные жители, так как курорт потребует создания около восьми тысяч рабочих мест. Первые объекты Каспийского прибрежного кластера планируется открыть в 2026-2027 годах.
Пока открытым остается вопрос создания современной транспортной инфраструктуры, которая позволит гостям комфортно и за небольшое время добираться до курорта. Сейчас единственный путь из аэропорта - автомобильная трасса Махачкала - Дербент. Она очень загружена, особенно в летнее время. В прошлом году здесь возникали большие транспортные заторы. В настоящее время идет реконструкция автодороги с ее расширением до четырех полос. Но кардинально решить проблему, учитывая наплыв туристов, вряд ли получится.
Замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров, говоря о транспортной доступности Каспийского прибрежного кластера, отметил, что важно организовать железнодорожное сообщение от аэропорта Махачкалы до курорта.
"Мы обсудили вопрос с РЖД по организации пригородных пассажирских перевозок из аэропорта до Дербента. Идея понятная - приблизить пассажирскую платформу в зоне прямого доступа до аэропорта, провести реконструкцию пассажирских остановок в зоне точек притяжения - Дагестанские Огни и Дербент и улучшить тактовое движение поездов. При этом было предложение со стороны РЖД - запустить современные электропоезда, которые позволили бы обеспечить комфортабельное обслуживание пассажиров от аэропорта до Дербента и всего побережья, там, где сформирован весь туристический поток", - рассказал Назаров.