В Российском национальном музее музыки открылась выставка к юбилею Глинки
"Гениальный дилетант" - так называется экспозиция к 220-летию великого русского композитора. Организаторы экспозиции отказавшись от грома фанфар и литавр, как в увертюре к "Руслану и Людмиле", и от последовательного изложения жизни и творчества Глинки, и сделали ставку на выставку-размышление о том, как гениальные самоучки, движимые большими идеями, создают великую музыку. Взяв для иллюстрации своей идеи два главных, пожалуй, произведения Глинки - оперы "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".
Первый раздел выставки - "Музыкальный салон". Тут все, как и было в тех самых музыкальных салонах, где звучал рояль, где гости делились друг с другом светскими новостями и музыкальными идеями. Украшение первого зала - рояль князя Владимира Одоевского, держателя одного из таких салонов. В салонах той поры стояли и часы, наподобие тех, что украшают здесь камин: когда-то эта бронзовая колесница также стояла на камине дома в родовом имении Михаила Глинки. На одном из таких салонов Глинка познакомился с поэтом и чиновником Владимиром Жуковским, и тот предложил композитору, ищущему сюжет для большой национальной оперы, предание о подвиге крестьянина Ивана Сусанина и спасении Михаила Романова от польских интервентов.
Второй зал посвящен истории создания монументальной исторической оперы "Жизнь за царя" и сказочно-эпической "Руслан и Людмила". Первую ждал мгновенный грандиозный успех, а вторую императорская чета покинула, не досмотрев до середины. Здесь лежит книга с аранжировками оперы "Иван Сусанин", сочиненной композитором и концертмейстером Катерино Кавосом. Познакомившись с творением Глинки, Кавос захотел снять свою оперу с репертуара Большого театра в Санкт-Петербурге, а сам взялся дирижировать оперой Глинки. В зале много эскизов костюмов, модели декораций, созданные для опер в разное время. Украшение зала (и всей выставки) - "Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь" Алексея Саврасова, эскиз декорации к постановке оперы "Жизнь за царя" в Большом театре России в 1870 году.
"Свои-чужие" - в этом зале создатели выставки размышляют о построении сюжетов у Глинки: у него всегда противостояние - дуэль национальных традиций, выстраивание миров реального и фантастического, и с той и с другой стороны у него действуют персонажи-антагонисты. Это противостояние создатели выставки иллюстрируют эскизами костюмов и декораций Андреаса Роллера, художника прижизненных постановок Глинки, а также работами Головина, Коровина, Шишкова, Гартмана, в разное время оформлявших глинковскую эпику - где-то тут детальная прорисовка, где-то эмоциональная игра цветов,где-то непоколебимая строгость. Как, например, у Альберта Бредова, на литографии которого к "Жизни за царя" все классически правильно и на своих местах - лес, собор, воины...
Иван Сусанин, поднимающий очи к небу на полотне Степана Худоярова - самый, пожалуй, яркий экспонат последнего раздела выставки "Здесь русский дух..." Глинка первым вывел на сцену героя-простолюдина, ввел в свою музыку русскую песню, художники-современники вместе с ним создавали живописные образы - стены этого зала украшают репродукции и литографии Венецианова и Гуна, народные костюмы из коллекции музея.
"Наша выставка - это попытка порассуждать о том, как Глинка, ломая традиции, стирая грани между музыкальным искусством и искусством в целом, переосмыслил народную культуру, как он воспринял русский дух, - говорит сокуратор выставки, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Лидия Адэр. - Мыслители, ученые, художники того времени пришли к необходимости вспомнить национальные традиции, раскрыть глаза на многовековую историю нашего государства, которую мы забыли и только сейчас начинаем осмыслять".