Войти в почту

Зачем Булгакову монокль? В "нехорошей" квартире - новая выставка

Узнать, через какую линзу монокля Булгаков смотрел на мир, и разобраться в его модных предпочтениях удастся на выставке "Фрак или черный пиджак" в его мемориальной "нехорошей" квартире.

Зачем Булгакову монокль? В "нехорошей" квартире - новая выставка
© Российская Газета

Приехавший из тихого Киева в шумную и яркую Москву молодой Булгаков сразу понял важность своего образа. "Человек плохо одетый - пропал", - делился он впечатлениями. При этом в первые годы столичной жизни современники посмеивались над его "цыплячьего" цвета ботинками и огромной шубой в пол. Когда же Булгаков стал модным драматургом, он уже посещал общество в неизменно идеально сидящем костюме, а поблескивающим в глазу моноколем.

Эту занятную вещицу он приобрел осенью 1926-го, перед премьерой спектакля "Дни Турбиных". Это была дебютная пьеса молодого драматурга, имевшая ошеломительный успех, а его появление в монокле произвело на публику не меньшее впечатление. В этом же разделе разместили шаржи, передающие впечатление публики от того запоминающегося модного выхода. Хотя куратор выставки Елена Михайлова подчеркивает, что Булгаков не был модником. Обратите внимание на еще один экспонат - флакон любимого одеколона "Chypre", которым всегда пользовался Булгаков.

"При всем его желании выглядеть интересно, надо понимать, что главным его стремлением было моде не соответствовать. Он хотел хорошо одеваться, но "модно" это не про Булгакова. Он хотел быть уникальным и создавать собственный неповторимый образ. Как он двигался, позировал и говорил - всё это было частью его презентации себя миру", - рассказала она.

Особенно привлекает фотография насупленного старого судьи с носом-картошкой, в котором разве что по глазам можно узнать Михаила Афанасьевича. Это редкое фото - изюминка той части экспозиции, которая посвящена сценическому костюму, и сделано оно в январе 1935-года во время спектакля "Пиквикский клуб". Рядом - снова Булгаков, в образе маленького Лешего в детском спектакле.

В последнем зале - фотографии автора в кругу друзей и во время занятий спортом. На кадрах знаменитые актеры, поэты и драматурги 1920-1930-х годов и, конечно, любимые женщины Михаила Афанасьевича.