В Архангельске открыли выставку о первой большой "государственной дороге России"

АРХАНГЕЛЬСК, 3 мая. /ТАСС/. Выставка "Государевы дороги" об истории Московского тракта, сейчас это федеральная трасса М-8 "Холмогоры" Москва - Архангельск, открылась в Гостином Дворе в Архангельске, передает корреспондент ТАСС. С указа Петра I о почтовом тракте Вологда - Архангельск началось регулярное дорожное строительство в стране, тракт стал образцом, по которому стали делать дороги в отдаленных регионах страны.

"Строительство почтового тракта, теперь это дорога М-8, а тогда это был почтовый тракт Вологда - Архангельск, состоялось в 1693 году, став началом целенаправленной системы строительства дорог в России. Когда Петр I решил приехать сюда, в Архангельск, то за несколько месяцев до своей поездки он совместно со своим соправителем, братом Иоанном, издал указ о строительстве почтового тракта", - рассказал агентству старший научный сотрудник Архангельского краеведческого музея Игорь Гостев.

Петр Первый впервые побывал в Архангельске в 1693 году, затем приезжал в 1694 и 1702 годах. Уже во времена Петра появился стандарт, за какое время должна доставляться почта из Архангельска в Москву. Тогда это было десять дней, из Москвы в Архангельск почту везли две недели. По этому тракту шел в Москву Михаил Ломоносов, он провел в пути три недели и прошел около 1 160 км. В 1946 году, когда дорога после Великой Отечественной войны пришла в плачевное состояние, поездка из столицы занимала 14 дней.

Современная трасса М-8 проходит почти там же, где и исторический тракт, только обходит несколько деревень и не пересекает крупную реку Вагу. Сейчас путь от Архангельска до Москвы занимает 15-16 часов. Когда на дороге не было камер, можно было доехать за 13 часов.

Об экспонатах выставки

Центральный экспонат выставки - большой чугунный герб Архангельска XVIII-XIX веков. Он был установлен на дорожном столбе на границе Архангельской и Олонецкой губерний. Его обнаружили и передали музею шесть лет назад. К XIX веку относятся представленные в экспозиции большие деревянные расписные дуги, которые использовались для упряжки лошадей, и коллекция поддужных колокольчиков разного размера.

В Архангельске в 1907 году появился первый в России рейсовый автобус. К 1920 году в городе было достаточно много автомобилей, тем не менее активно использовался и гужевой транспорт. И забастовка ломовых извозчиков 1927 года в Архангельске привела к тому, что все грузовые автомобили из города были отправлены в Донбасс. "Эта забастовка стала тем самым моментом, когда транспортная система Архангельска очистилась от устаревшей техники. Трофейная техника, доставшаяся нам от наших бывших союзников по Первой мировой войне, требовала ремонта, а запчастей было брать негде", - рассказал историк.

На выставке впервые представлена коллекция макетов дорожной техники 1930-х годов, это пособия для обучения дорожников: снегоочистители, катки, санные поезда. Выставка будет работать до мая 2025 года.