«Камушек в ожерелье»: какой стала усадьба в Зюзине после реставрации

В марте, после года работ, завершилась реставрация в усадьбе XVIII-XIX веков на Перекопской улице в Зюзине. Когда-то это было огромное поместье с господским домом, двумя флигелями и Борисоглебским храмом. До наших дней, помимо церкви, дошел только южный флигель, где в прошлые века жила прислуга и размещалась кухня. Небольшой, но яркий домик с ротондой признан объектом культурного наследия федерального значения.

«Камушек в ожерелье»: какой стала усадьба в Зюзине после реставрации
© Mos.ru

С 18 апреля по 31 мая в Москве проходит акция «Дни исторического и культурного наследия». Корреспонденты mos.ru побывали во флигеле и узнали, какие архитектурные сокровища нашли реставраторы, почему пришлось перекладывать карниз по камушку и чем хороши рамы из лиственницы.

От бояр до совхоза

Южный флигель усадьбы находится на Перекопской улице в пяти минутах ходьбы от станции «Зюзино» Большой кольцевой линии метро. Строение выглядит блестящим и отшлифованным, как драгоценный камень: желтые стены, белые колонны и наличники, изумрудно-зеленый купол. Здание называют жемчужиной района, хотя у архитектора-реставратора первой категории Елены Киселевой свое мнение на этот счет.

«Я бы назвала этот флигель, скорее, бусинкой в длинном ожерелье, в которое также входят стоящая рядом церковь Бориса и Глеба XVII столетия и павильоны соседнего Воронцовского парка XVIII-XIX веков. Все это вместе создает исторический облик Юго-Западного округа столицы», — говорит Елена Киселева, главный архитектор проекта реставрации.

Флигель — все, что сохранилось от когда-то богатой усадьбы в Зюзине. В XVII веке сельцо, принадлежавшее дворянскому роду Зюзиных, перешло к боярам Морозовым, построившим здесь первые хоромы. Но уже через 20 лет у Морозовых конфисковали имение за их несогласие с реформами патриарха Никона. Поместье переходило из рук в руки: на протяжении XVIII столетия им владели Прозоровские, а в 1785 году новой хозяйкой стала полковница Ирина Бекетова, урожденная Мясникова. «Именно она и придала усадьбе тот вид, который мы сейчас восстановили», — отмечает архитектор.

В описи тех времен сказано: «Господский дом… каменный двухэтажный, снаружи и внутри обштукатуренный, крыша покрыта железом. Во всех комнатах нижнего этажа печей из разных обливных изразцов. При доме по обе стороны по флигелю, оба каменные двухэтажные крытые железом, которые выстроены глаголем и в глаголе полукружные».

После смерти Бекетовой и ее сыновей имение вновь выставили на торги. В конце XIX века усадьбу приобрел купец Алексей Васильков. Он предпочитал жить во флигелях, а господский дом постепенно разрушался. В конце концов его разобрали по кирпичу. Последним владельцем оставшихся строений стал купец Дмитрий Романов с сыновьями.

Северный флигель снесли уже после Октябрьской революции. А в южном открыли совхоз «Романово», на территории построили мельницу и электростанцию. В 1960-м Зюзино вошло в состав Москвы, примерно тогда же усадьбу поставили на госохрану. В 1970-е годы провели реставрацию, во время которой к флигелю пристроили крыло, поэтому глаголь (буква Г) превратился в букву П.

Собянин: Планируем завершить реставрацию кинотеатра «Ударник» до конца 2027 годаФарфоровые пупсы, статуэтка с мандолиной и румяная куколка: во что играли москвичи в XIX веке

Купол, карниз и колонны

Елена Киселева форму дома в виде буквы П решила оставить. «Я уважаю труд реставраторов, тем более что новое крыло подходит под концепцию усадьбы: сразу не отличишь, старинная эта постройка или нет», — отмечает главный архитектор проекта.

Правда, предыдущие специалисты убрали купол над ротондой, соединяющей две части «глаголя», и покрыли сплошной крышей, из-за чего полукруглая конструкция стала казаться ровной. Сейчас ротонде вернули прежний вид.

«Мы изучили описи и архивные фотографии. По ним удалось восстановить деревянный каркас купола, который мы обшили металлом и покрасили в зеленый цвет. Можно было бы использовать более современные материалы, но это ведь объекты охраны, а в таких случаях нужно даже при полном воссоздании выбрать исторические материалы», — рассказывает Елена Киселева.

Исторический оттенок стен фасада не сохранился даже под слоями штукатурки. Впрочем, в описях не раз упоминалось, что это была охра, и реставраторы покрыли флигель именно такой краской. «Типичный московский цвет», — улыбается собеседница mos.ru.

Самым сложным, по словам архитектора, стала реставрация белокаменного карниза, который лентой идет под крышей вдоль всего периметра здания. За 300 лет он лег в так называемую живую линию, то есть где-то чуть спустился, где-то поднялся. «Когда мы приступили к работе, ширина карниза в разных местах отличалась на 10 сантиметров», — уточняет она. Чтобы выровнять его, пришлось перебирать по камушку: карниз сняли, затем положили назад центральные маячковые фрагменты и уже от них вымеряли расстояния, укладывали остальные камни, а промежутки заливали известковым раствором.

Другая трудность возникла при работе с фундаментом. Под одной из комнат флигеля, где сейчас находится серверная, он оказался заложен неглубоко. «Мы нашли выход: сделали под фундаментом пустоту и залили ее бетоном, чтобы равномерно распределить нагрузку по всему периметру. Если основа здания неровная, дом может в итоге треснуть», — объясняет руководитель проекта Сергей Прошин.

Пришлось потрудиться и над колоннами. На их белокаменных постаментах образовались бессчетные сколы и выбоины, которые пришлось почти ювелирно заделывать гидрофобным компоновочным составом. «Иногда проще заменить старое на новое, но не в том случае, когда перед нами историческая усадьба», — говорит Сергей Прошин.

Чудо-дерево и лучковые ниши

Крыльцо флигеля тоже некогда было белокаменным. Сегодня подобный материал найти непросто, поэтому реставраторы выбрали песчаник. Ступеньки настолько новенькие и глянцевые, что на них боязно ступать. Тем не менее мы заходим внутрь, открыв деревянную дверь.

«Двери, оконные рамы и подоконники мы сделали из лиственницы. В старину это дерево часто использовалось в строительстве. По крепости оно похоже на дуб, но, пожалуй, лучше: с годами лиственница твердеет и практически превращается в камень. Однажды мне довелось видеть, как рабочие пытались разрубить 250-летнее бревно, при этом слышался звон, а топор отскакивал!» — рассказывает Елена Киселева, главный архитектор проекта реставрации.

Окна во флигеле пришлось делать заново: пластик заменили на шестичастную расстекловку, наподобие тех, что встречаются в дачных верандах.

«Восстановление окон — одна из сложнейших задач реставрации. Если не до конца досушить хотя бы одну дощечку, она начнет жить своей жизнью, при влаге будет расширяться, при сухости — сужаться. И тогда вся рама перекосится. Мы покрыли дерево специальной пропиткой и лаком на водной основе», — комментирует Сергей Прошин.

В верхней части оконные ниши трапециевидные, такая форма называется лучковой, или клинчатой. Реставраторы обнаружили ее случайно, когда укрепляли кирпичную кладку: стало ясно, что кирпичи у каждого окна как бы расходятся в стороны и это не дефект, а задумка автора. Кстати, точное имя архитектора-проектировщика до сих пор неизвестно. По одной из версий, усадьбу создал последователь Матвея Казакова.

На втором этаже реставраторы обнаружили трапециевидную зубчатую арку-нишу, напоминающую боярскую шапку. Она была заложена и заштукатурена. Для чего служила эта ниша? Возможно, в ней располагалась печь или даже потайная дверь. Сейчас арку расчистили и вернули ей прежний вид.

Стены в коридоре, ротонде и комнатах покрасили бежевой и светло-зеленой краской. «Исторически они были поклеены бумажными обоями, модными в XIX столетии. Но сейчас такой дизайн встретишь разве что в жилых помещениях, и мы предпочли краску», — объясняет Елена Киселева.

Непрактичные дощатые полы реставраторы тоже не стали возвращать: заменили их на типовой паркет из дуба, ясеня и ореха, выложив узор в виде ромбиков и звездочек по рисункам XIX века.

Из флигеля — в Дом культуры

Южный флигель не просто отреставрировали, а приспособили под будущий Дом культуры. Планируется, что первый этаж займет, в частности, кинотеатр. Еще здесь разместится выставка, посвященная истории Зюзинской волости Московского уезда. Поэтому так важно, чтобы здание не только предстало перед гостями в историческом обличии, но и соответствовало современным требованиям.

Так, рабочие смонтировали высокотехнологичную вентиляционную систему, которая удачно сочетается с бывшей печной трубой. Установили кондиционеры, пожарные лестницы, видеокамеры. Отдельный вход предусмотрен для маломобильных москвичей, о чем свидетельствуют значки с изображением инвалидной коляски и шрифт Брайля. Во дворе флигеля поставили скамейки и стенд-афишу.

«Об этой усадьбе часто писали как о провинциальной, незатейливой. Но для архитектора каждый проект особенный. Мне всегда хочется выделить его исторические детали, найти скрытые архитектурные сокровища. Итог работы — моя визитная карточка. А лучшая награда — когда тот, кто пользуется объектом, с удовольствием о нем рассказывает», — резюмирует Елена Киселева.

Семейное гнездо купцов Баевых: началась реставрация двух особняков конца XIX — начала ХХ векаРеставраторы, исследователи, фотографы: как волонтеры помогали сохранять памятники в 2023 годуЗдесь гостили Тютчев и Гоголь, творили Шехтель и Врубель: малоизвестные шедевры среди московских усадеб