Войти в почту

Звезда советского авангарда: как в гараже Константина Мельникова создают Музей транспорта Москвы

Сохранить исторические конструкции, восстановить кирпичную кладку и вписать в планировку памятника советского авангарда современное выставочное пространство — уже больше года в гараже Константина Мельникова идет реставрация. После завершения работ здесь откроется постоянная экспозиция Музея транспорта Москвы. Свое место на одном из этажей гаража уже заняли первые экспонаты.

Звезда советского авангарда: как в гараже Константина Мельникова создают Музей транспорта Москвы
© Mos.ru

В Дни исторического и культурного наследия, которые проходят в Москве с 18 апреля по 31 мая , рассказываем, как специалисты превращают почти 100-летний гараж в современный музей и над чем работают с особым вниманием.

Сохранить уникальность

Гараж на Новорязанской улице (дом 27, строения 1, 3) возвели в 1926–1929 годах по проекту архитектора Константина Мельникова. Несмотря на техническое предназначение, здание — яркий образец архитектуры советского авангарда — стало украшением Басманного района.

Строение было похоже на подкову. Это позволило эффективно использовать неправильную форму участка земли и построить здание большей полезной площади и разместить в одном гараже больше машин. Вдоль изгиба здания в XX веке парковали грузовики. Заезжали машины через большие деревянные ворота.

Это архитектурное сооружение не имеет аналогов в мире. Уникально оно необычной изогнутой формой. Именно такие решения и отличали творчество Константина Мельникова — он делал пространства неповторимыми. Поэтому гараж на Новорязанской улице — неоценимый вклад в историю как отечественной, так и мировой архитектуры Юрий Григорян архитектор, автор проекта реставрации и приспособления гаража Константина Мельникова

С 1948 по 2015 год в гараже располагался четвертый автобусный парк Мосгортранса. В сентябре 2022-го здесь началась реставрация. Сегодня над возвращением гаражу исторического облика трудятся десятки специалистов.

«Главная задача реставраторов — восстановить здание и адаптировать под нужды музея, не нарушив при этом его органику. В ходе работ мы расчистили полукруглый зал от перегородок и позднейших наслоений, открыв его уникальную форму и перспективу. По всему залу вдоль экспонатов можно будет пройти. Действительно, как в гараже. Сохранить этот дух, на наш взгляд, большая ценность и удача», — подчеркивает Юрий Григорян.

Ленты витражей и шуховские фермы

Гараж Мельникова — объект культурного наследия регионального значения, поэтому работы здесь ведут с особым вниманием к деталям. Например, яркие кирпичные фасады специалисты восстанавливают по технологии вычинки: вручную заменяют каждый утраченный кирпич. Частично восстановление фасадов специалисты уже завершили. Заметить обновленный кирпичный рисунок можно со стороны Новорязанской улицы.

Работают мастера и над гаражной кровлей. Здание гаража на срезе кровли будет опоясывать около 500 метров наклонных витражей.

До нашего времени оригинальные витражи не дошли, при этом даже их форма была изменена. Исторические наклонные витражи в 1950-х годах заменили вертикальными, что изменило абрис здания. Реставраторам предстояло вернуть зданию прежний вид, при этом восстановить и сами витражи. Работы по их воссозданию продолжаются Наталья Воронцова главный архитектор Музея транспорта Москвы

Поддерживать витражи будут легендарные исторические элементы — металлические фермы. К созданию этих конструкций, вероятно, мог быть причастен инженер Владимир Шухов, поэтому фермы реставраторы между собой называют шуховскими. Их специалисты уже полностью восстановили и уже смонтировали под крышей.

По чертежам и планам прошлого века реставраторы в мастерской кропотливо воссоздают утерянные деревянные ворота. Уже скоро их тоже вернут на прежнее место.

От мотовоза до пожарной автоцистерны: в постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы представят спецтехникуПо проекту архитектора: в гараже Константина Мельникова восстановят наклонные витражиПять шедевров советского авангарда: как в Москве реставрируют здания в стиле конструктивизма

От конки до электробуса

Помимо восстановления внешних архитектурных элементов, специалисты провели в гараже и масштабные внутренние работы — здесь появился дополнительный подземный этаж. Это позволило увеличить площадь будущего выставочного пространства, не затрагивая при этом историческое здание. Строители провели колоссальную работу, установив на минус первом этаже конструкции для будущих эскалаторов, возведя широкие лестницы и создав идеальное место для экспонатов.

На подземном этаже гаража разместится экспозиция, посвященная Московскому метрополитену. Для этого пространство стилизовали под настоящее метро: проложили рельсы и шпалы, оформили выступ, имитирующий платформу, и уже поставили на рельсы все вагоны-экспонаты. Среди них единственный сохранившийся в мире метровагон В восьмидверной модификации, вагоны Г, Еж-3 и «Яуза», а также макет метровагона «Москва-2019». Снаружи подлинные составы уже восстановлены, а вот над их внутренним наполнением еще трудятся эксперты.

С особым вниманием мы подошли, например, к реставрации метровагона В. В нем уникально практически все. В отделке использовались редкие породы деревьев, на полу было специальное покрытие, а пассажиры сидели на кожаных диванах. Все это восстанавливаем по архивным фотографиям и документам, стараясь придать метровагону исторический вид. Мы уже установили окна и рамы, в мастерских сейчас делают сиденья, тщательно подбирая плотность, толщину и даже оттенок кожи Вячеслав Курицын руководитель учета и хранения Музея транспорта Москвы

На подземном этаже также уже расположили макет шахтного электровоза и мотовоз АГМу 1984 года выпуска — это одна из девяти машин спецтехники, которые войдут в постоянную экспозицию. До открытия музея все экспонаты будут закрыты защитными кофрами.

На минус первом этаже мы поведем разговор о метро, о том, как оно появилось, развивалось и как устроено изнутри. Посетители смогут спуститься в завагонное пространство и посмотреть, что находится под вагоном, как выглядят колеса и что такое рельсошпальная решетка — все то, что недоступно глазу обычного пассажира метро Оксана Бондаренко директор Музея транспорта Москвы

На первом этаже будет представлен наземный транспорт, который в разные годы можно было встретить на московских улицах. Это 13 автобусов, четыре троллейбуса, трамвайные вагоны и даже гужевые повозки. Всего на двух этажах здания установят 53 экспоната, разместят более 400 артефактов и 800 мультимедийных предметов.

«Большую часть транспорта, что мы выставим в гараже Мельникова, посетители других площадок нашего музея еще не видели. Здесь будет не только старинная техника, но и полноразмерные макеты уже несуществующего транспорта. Например, макет автобуса “Даймлер”, с которого в 1924 году в Москве началось автобусное движение, — подчеркивает Оксана Бондаренко. — В пространстве гаража Мельникова мы хотим рассказать о том, что движет городом. Посетители узнают, как формировалась транспортная система Москвы и каким был путь от конки до электробуса».

Кроме постоянной экспозиции в музее будут и временные выставки. В планах, например, выставка, посвященная Константину Мельникову как архитектору-логисту.

Развитие городского сообщения и метро будущего: о чем расскажут в Музее транспорта МосквыВ Музее транспорта Москвы создадут архивно-библиотечный центрВ гараже Константина Мельникова завершили строительство подземного уровня

Место для досуга и отдыха

Во время реставрации гараж Константина Мельникова не только обретет свой исторический облик, но и, как ожидают авторы проекта, станет для москвичей центром вдохновения и идей. Кроме выставочного пространства у музея появится новый павильон. Небольшое здание в форме пятиугольника возводят за третьим корпусом. Там расположат «Автолабораторию». В ней будут проводить занятия по автомобилестроению для детей и взрослых.

В небольшом квадратном здании, прилегающем к дому-подкове, откроют клуб. В нем будут проходить концерты, театральные показы, временные выставки и конференции.

Зайти в музей можно будет через вход в форме треугольника с Новорязанской улицы. Эта постройка позволит сохранить архитектурную композицию гаража, но при этом адаптировать его под нужды посетителей. В здании-треугольнике, которое возводят на территории, сделают билетные кассы и гардероб. Отсюда по коридору гости смогут пройти в фойе (здесь будут собираться экскурсионные группы), а затем и на выставку.

По задумке авторов проекта, внутренний двор гаража сделают общественным пространством. Почти все время своего существования территория гаража была закрыта. А после открытия музея его территория станет новым местом для досуга москвичей.

«Гармошки», «луноходы» и главное московское такси: каким был транспорт в 1970-1980-е годыИстория на колесах. Репортаж из фондов коллекции Музея транспорта Москвы