«Грот» Шереметева, театр Щукина и «катюши»: в каких парках Москвы сохранились исторические памятники
Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего рода архив. За современной оградой спрятаны старинные здания, скульптуры, аллеи, водоемы и монументы, и каждый из них хранит легенды и достоверные факты об увлечениях именитых москвичей прошлых веков, буднях горожан или подвигах советских солдат. В Международный день охраны памятников и достопримечательных мест, который с 1984 года отмечается 18 апреля, рассказываем о самых «говорящих» уголках Москвы, где можно погрузиться в историю и увидеть редкие образцы архитектуры.
Царские дачи
Наша прогулка по столице начинается с парков-резиденций, некогда принадлежавших царям. Один из них — музей-заповедник «Коломенское», где сохранилось 16 памятников архитектуры федерального значения.
В 1532 году князь Василий III в честь рождения сына Ивана, который впоследствии именовался Грозным, заложил в поселении Коломенском церковь Вознесения Господня — первый белокаменный шатровый храм на Руси, сохранившийся по сей день. С этого момента началась новая глава в истории Коломенского.
Примерно 100 лет спустя по приказу царя Алексея Михайловича здесь развернулось строительство Государева двора. Возвели церковь Казанской Иконы Божией Матери с голубыми маковками, Передние и Спасские, или Задние, ворота бочковитым перекрытием, Водовзводную башню в похожем архитектурном стиле, златоглавый храм Святого Георгия Победоносца. Царь полюбил Коломенское, и его сын Петр провел детство в этой резиденции. В 1924 году в Коломенское перевезли домик Петра I, который построили специально для императора в 1702 году в устье Северной Двины. Сегодня это единственный в Москве мемориальный музей великого монарха-реформатора.
В 1920-е годы первый директор «Коломенского», архитектор и реставратор Петр Барановский, решил открыть Музей деревянного зодчества под открытым небом. В «Коломенское» перевезли старинную церковь, башни из разных частей страны, тем самым сохранив их от разрушения. Идея прекрасно вписалась в концепцию «Коломенского». Подобный музей — один на всю столицу.
Еще один парк-усадьба — «Царицыно». В XVIII веке Екатерина II, проезжая мимо, облюбовала это место для будущей подмосковной резиденции и пригласила архитектора Василия Баженова. Тот задумал целый город и даже успел построить квадратный с закругленными углами Хлебный дом для размещения кухонь, названный так за горельефы в виде караваев, Фигурные (Виноградные) ворота с круглыми краснокирпичными башнями, между которыми орнамент в виде гроздей, и дворец. Императрица одобрила все, кроме псевдоготического дворца, который показался ей узким и темным. Приказав «учинить изрядные поломки», то есть снести всю конструкцию, Екатерина II отстранила Баженова от двора и наняла другого зодчего — Матвея Казакова. Именно спроектированное им здание в стиле классицизма мы можем увидеть сегодня.
Императрица не успела пожить в Царицыне: стройку заморозили незадолго до ее смерти. В память о Екатерине Великой в 1896-м Александр Опекушин изготовил гипсовую скульптуру, которая проделала долгий путь через Армению, а сейчас она украшает Екатерининский зал Большого дворца. Об архитекторах напоминает бронзовая композиция 2007 года работы Леонида Баранова: Баженов держит в руках чертежи, Казаков — шпагу и треуголку.
Затея Шереметева
Другой дворцово-парковый ансамбль — «Кусково» — бывшее имение графов Шереметевых. В XVIII веке, вступив в наследство, Петр Шереметев приказал возвести комплекс каменных зданий, напоминающих архитектуру разных стран, и разбить парк «для увеселительных затей».
Усадьба Кусково знаменита тем, что многие задумки графа остались почти в первозданном виде. Так, до наших дней дошел дворец в стиле классицизма. Он деревянный, но глаз обманывается: оштукатуренные стены кажутся каменными, интерьерные колонны — мраморными, а вазы из папье-маше — бронзовыми. На берегу пруда сохранился павильон «Грот». Его купол венчает чаша, из которой «выливается» вода, застывающая на фасаде, а внутренние стены оформлены ракушками, привезенными с берегов Средиземного, Черного, Красного и Японского морей.
Стоит на своем месте и Итальянский домик. При Шереметеве на первом этаже гостям показывали редкости, привезенные из путешествий: картины из бисера и цветного мрамора, античные статуи. Второй ярус был отведен для малых приемов. О назначении каждого этажа указывают фасадные барельефы. Например, на экспозицию раритетов намекают маскароны в виде лиц в профиль. Кроме того, цел Голландский домик, посвященный Петру I и повторяющий западноевропейскую архитектуру: ступенчатый фронтон с медной кровлей под черепицу, стены, расписанные под красный кирпич, более 10 тысяч изразцов внутри.
Посетители Кускова могут прогуляться по регулярному парку версальского типа, четко расчерченному на газоны и аллеи и украшенному мраморными скульптурами. Главная композиция — колонна со статуей Минервы, богини мудрости, с которой в XVIII столетии ассоциировали Екатерину II.
Мэр Москвы: «Коломенское» после благоустройства сохранит свой уникальный духСергей Собянин: Москва реализует крупнейшую в своей истории программу реставрации памятников архитектуры
Орлов, Люмьер и Голицыны
История продолжается в столичных садах. Один из них — Нескучный, где располагались усадьбы знаменитых фамилий, например бывшая усадьба князя Никиты Трубецкого XVIII века. Считается, что именно он придумал такое название, как бы готовя гостей к предстоящим развлечениям. Здесь князь устраивал балы и приемы, приглашая самых знатных и влиятельных людей города. В саду располагались несохранившиеся оранжереи, лабиринт, зверинец, птичник. При Никите Трубецком появился Охотничий домик — круглый красный павильон, из которого посетители наблюдали за дикой природой Андреевской слободы. Сейчас там проходят съемки программы «Что? Где? Когда?». Усадьба не раз меняла владельцев, и практически каждый вносил коррективы в ее облик. Демидовы построили Александрийский дворец, Орловы — Ванный домик на берегу пруда, а также Летний домик с колоннами, где, по легенде, Григорий Орлов тайно встречался с Екатериной II.
Другой московский сад — «Эрмитаж». В 2024-м ему исполняется 130 лет. В 1894 году сад, названный «Новый Эрмитаж», основал меценат Яков Щукин для любителей искусства. По приказу предпринимателя построили одноименный театр и провели электричество. «Новый Эрмитаж» стал культовым местом. Здесь в 1898 году состоялась премьера спектакля «Царь Федор Иоаннович», а после — чеховских «Чайки» и «Дяди Вани». В начале ХХ века знаменитый иллюзионист Гарри Гудини во время гастролей показал свои трюки именно в «Новом Эрмитаже». В этих же стенах впервые публично представили немое кино братьев Люмьер «Прибытие поезда». Сегодня сад «Эрмитаж» — охраняемый памятник садово-паркового искусства. Клумбы и аллеи здесь оформлены в английском стиле: растения высажены в красивых геометрических формах, также установлены гарден-коттеджи — ажурные беседки из литых чугунных элементов.
Сад имени Баумана — региональный памятник садово-паркового искусства. Он назван в честь большевика Николая Баумана. В нынешних границах сад появился в 1920 году в результате объединения нескольких усадеб, в том числе князя Михаила Голицына и купца Николая Стахеева. Исторический комплекс усадьбы Голицыных, состоящий из нескольких строений, среди которых дом с палатами XVI–XVII веков, главный дом усадьбы, ограда, соединяющая оба здания и корпус служб, можно увидеть на Старой Басманной улице. Каменный служебный флигель отреставрировали в 2023-м, вернув ему лепной декор и цвет охры. От усадьбы Стахеева саду достался грот «Бельведер» грубой «природной» кладки, будто беспорядочно составленный из камней. Его открыли для посетителей после реставрации, которая завершилась в 2022 году.
Места воинской славы
Листая страницы истории, доходим до Великой Отечественной войны. В декабре 1941 года советские войска начали контрнаступление у границ Москвы, благодаря чему столицу удалось отстоять. Рубеж обороны проходил через территорию, которая впоследствии станет парком «Фили». Враг не прорвался за эту линию, но армия готовилась к битве, поэтому повсюду расставили долговременные и железобетонные огневые точки (ДОТы и ЖБОТы — круглые сооружения из бетона). Солдаты прятались внутри них и стреляли через узкое отверстие. Такие конструкции сегодня можно увидеть в парке.
Памятник воинской славы есть в парке 50-летия Октября в районе Проспекта Вернадского — это березовая аллея партизан Подмосковья. Деревья в 1967 году высадили ветераны. А в 2015-м у входа в аллею установили гранитную стелу с бронзовой звездой наверху и барельефом с изображением партизан.
Память о героизме москвичей хранит и Измайловский парк. Во время войны на его территории проходили учения партизан-подпольщиков, в 1942-м здесь сформировался добровольческий 85-й гвардейский минометный полк «катюш». В 1968 году в парке обустроили площадь Мужества, а также музей под открытым небом, первыми экспонатами которого стали танк Т-34 и гранитный мемориал в честь участников полка. Постепенно появились другие образцы боевой техники, в том числе «катюши», и Вечный огонь.
В саду имени Н.Э. Баумана завершилась реставрация грота конца XVIII — начала XIX векаФасады цвета охры: служебному флигелю усадьбы Голицыных вернули исторический обликЗеркальный лабиринт, «Фея Главбух» и фонтан-василиск: чем удивляют московские паркиРеставраторы, исследователи, фотографы: как волонтеры помогали сохранять памятники в 2023 году