90 лет российскому метровагоностроению
В апреле 1934 года Мытищинский завод (сейчас "Метровагонмаш") заключил договор о разработке и поставке первых серийных вагонов для эксплуатации в метро.
90 лет назад конструкторам пришлось решать задачу со звездочкой. Поездов для курсирования под землей на советских предприятиях еще не делали. Одни предлагали спустить под землю тогдашние электрички, другие - закупить вагоны в Европе, поставщики даже предлагали бесплатную доставку в случае подписания контракта. Но в итоге было принято решение о создании собственного вагона метро. Главным конструктором проекта был назначен инженер Петр Травин. В основу нового поезда легли как отечественные разработки, так и опыт зарубежных коллег, который Травин привез из заграничных командировок. Основной характеристикой вагона должны были стать прочность и надежность эксплуатации.
У сотрудников Мытищинского завода уже был опыт создания трамваев и электричек, но вот для производства метровагонов оснащенности на заводе не хватало. Прежде вся продукция была клепанной, такими хотели сделать и первый поезд метро, даже продемонстрировали опытный экземпляр руководству. Однако вагон раскритиковали, сравнив его с "бараком на колесах" и отправили проектировщиков вдохновляться к коллегам- метростроевцам. Те обличали станции в мрамор и монтировали на потолки роскошные люстры. Вагоны метро и технически, и с точки зрения дизайна должны были соответствовать новой транспортной системе города.
Запуск отечественного метровагоностроения
В связи с полученными установками было принято несколько важных решений. Так, деревянные сиденья решили заменить на мягкие, освещение сделать более уютным, конструкцию дверей заменить на механическую, а кузов вагона выполнить сварным методом. Для решения этих задач на Мытищинском заводе значительно реорганизовали производство, и, что самое важное, построили и запустили в работу электросварочный цех.
Помимо этого, специально для поездов московского метро изобретатель Иван Матросов сконструировал новую версию своего легендарного воздушного тормоза. На это у него ушло целых шесть месяцев. Теперь в случае экстренного торможения система не запаздывала на 1-2 секунды, что было крайне важно для поездов метро. Однако одним из самых сложных этапов стало создание автоматических дверей. 18 проектов предоставили инженеры прежде, чем добиться плавного и синхронного хода конструкции.
И конечно же, особое внимание уделили дизайну подземного поезда. Сварная конструкция позволила сделать корпус вагонов современной, округлой формы. Окрасили его в спокойные желтые и коричневые тона. Деревянные скамейки заменили на мягкие кожаные диваны. Освещали вагоны 30 "молочных" светильников - тюльпанов. В поездах должно было быть красиво и уютно, чтобы пассажиры не чувствовали, что находятся под землей.
Надо отметить, что строительство первого метровагона сильно повлияло на развитие не только Мытищинского завода, но и всего машиностроения. Комплектующие для поездов делали по всему СССР. Столичный завод "Динамо" занимался электрическим оборудованием, Сормовский - помогал с тележными рамами и осями, на Коломенском - делали автосцепки, редукторы и колеса, Московский тормозной завод занимался дверными пневматическими распределителями, автостопами и прочими тормозными приборами, а электрические мотор-компрессоры стали делать на заводе в Ярославле.
Чудо конструкторской мысли
Первые два вагона типа "А" в октябре 1934 года ушли на обкатку, на одной из которых присутствовал и сам Иосиф Сталин. А уже в мае 1935 года 40 вагонов метро повезли первых пассажиров. В книге отзывов тогда писали: "Это впечатления на всю жизнь", "Чудо конструкторской мысли". Люди восхищались внутренним убранством салона, эргономичным внешним видом, автоматическими дверьми и плавным ходом состава. За первый год работы вагоны типа "А" перевезли более 40 млн пассажиров. И ходили они по рельсам столичной подземки вплоть до 1975 года.
Это было начало пути. Прошло 90 лет. Поезда метро по-прежнему делает "Метровагонмаш". Сегодня завод является лидером отечественного машиностроения, закрывая потребности российского рынка и обеспечивая метровагонами еще 11 стран по всему миру. Московское метро из 13 станций выросло почти до 300, перевозя ежедневно больше 8 млн человек. Транспортный парк подземки каждый год пополняется почти на 300 вагонов. Буквально месяц назад на маршрут Замоскворецкой линии вышел поезд модели "Москва-2024". Это высокотехнологичный рельсовый транспорт повышенной комфортности, оснащен системой климат-контроля и обеззараживания воздуха, сквозными проходами между вагонами, широкими входными дверями, USB - зарядками и удобной системой навигации. Не забыли и про маломобильных граждан. Для их удобства в головных вагонах установили аппарели.
Столичное метро всегда считалось одним из самых красивых в мире. Ну а сегодня к этому статусу добавилось "одно из самых крупных и технологичных".