Уральские мебельщики победили во всероссийском конкурсе растущих брендов

Два свердловских производителя мебели победили во всероссийском конкурсе растущих брендов "Знай наших". Борьба была нешуточной - 182 заявки подали на конкурс только уральцы, всего же состязалось 12 тысяч участников. Корреспондент "РГ" выяснял, чем "показались" победители строгому жюри и смогут ли уральские бренды заменить иностранные - не сейчас, так в перспективе.

Уральские мебельщики победили во всероссийском конкурсе растущих брендов
© Российская Газета

Рынок уральской мебели на подъеме, что еще полгода назад подтвердила отраслевая выставка в Екатеринбурге. Деревообработку вообще считают одним из самых перспективных бизнес-направлений в регионе. Замглавы свердловского минпрома Игорь Зеленкин оценивает объем производства продукции из древесины в регионе в 10 миллиардов рублей. В том числе и потребность в мебели огромная, она растет вместе с вводом нового жилья.

Понятно, что простыми табуретками "ноу нейм" спрос не закрыть. Как же вырастить свои бренды? Не секрет, что историю шведской "Икеа" мечтают повторить мебельщики всего мира, многие годами ищут собственный рецепт успеха. Например, попробовать создать что-то уникальное, свое, взорвать рынок, как минимум местный.

В коллекции Юлии Устюговой изящная деревянная мебель для детей. Столики с резными ножками из бука, стулья со спинками в виде крыльев бабочки или заячьих ушек из объемного текстиля, подвесные качели с мягкой сборкой и кистями, диванчики, пуфы с рюшками и разная другая красота. Идея создания мебели "для принцесс" пришла к Юлии в процессе воспитания дочерей.

- Хотелось порадовать девочек, создать для них особый мир. Я технолог по образованию и давно работаю с мебелью, но свое авторское направление рассматриваю как искусство. Это не массовая мебель, мы делаем ее на заказ, в дизайне с удовольствием участвуют и заказчики. Иногда создаем очень необычные изделия в виде любимых детских героев, - говорит Устюгова.

Объем производства продукции из древесины в регионе оценивается в 10 миллиардов рублей

Шестилетний путь российского бренда Amari был нелегким: пандемия, затем санкции. Казалось бы, такие "крылатые" вещи вообще не ко времени. Но мамы всегда хотят порадовать детей, обустроить их быт, считает предпринимательница.

К тому же даже самый фантазийный стул - это не игрушка, а вполне утилитарная вещь. В общем, идея и воплощение понравились многим. Кстати, еще до санкций эту мебель оценили не только на российском рынке: предприниматель в Швейцарии закупал и перепродавал ее на территории Европы.

- Мебель из массива с авторским декором недешевая. Ведь в каждом изделии много ручного труда, работа требует большого количества времени, - признается Юлия. - Но в первую очередь это наша семейная мастерская: на муже и главе фирмы - производственный процесс, а на мне - создание моделей. В Екатеринбурге у нас две мастерские - текстильная и столярная, работают шесть человек, и каждый мастер-"золотые руки".

Санкции осложнили работу, но приговором не стали: сложную фурнитуру производитель не использует, бук заказывает в Краснодаре, а мебельные ткани - в Китае. Большинство заказов на мебель сейчас поступает из Москвы, уральцы о ней практически ничего не знают. Но о переходе на массовое производство автор бренда не думает, хочет сохранить индивидуальный подход.

Второй победитель конкурса "Знай наших", напротив, расширяет производство стремительными темпами. Компании уже 10 лет, причем собственный интернет-магазин продвинутые владельцы открыли, когда фабрика в Березовском еще только создавалась. Собственные салоны мягкой мебели в Екатеринбурге и Тюмени помогли успешно пережить пандемию. Но в 2022 году вышли на маркетплейсы и решили отказаться от салонов.

- Работа через маркетплейсы дает объективную оценку нашего труда. Входим в топ-10 на "Озоне", конкурируем с тремя компаниями по продаже мебели. Развернули дилерскую сеть в торговых центрах по всей России. В Березовском работает одно наше производство, второе запустили в декабре в Москве. У нас есть склады в Краснодаре, Казани, Санкт-Петербурге и других крупных городах, планируем открывать новые, - рассказала "РГ" исполнительный директор компании Brendoss Екатерина Чижова.

Производитель давно живет в условиях жесткой конкуренции, но, по признанию Чижовой, мебельный рынок такой большой, что тесно на нем не будет еще минимум лет пять. Бренд делает ставку на средний ценовой сегмент - в "экономе" потери в качестве диванов, стульев, кушеток неизбежны, а хочется держать марку. Сложностей с сырьем и комплектующими у компании нет - никаких перебоев с поставкой тканей из Китая. Что до фурнитуры, то свой металлический цех обеспечил независимость, по крайней мере, в линейке "лофт".

Есть желание развиваться, и все возможности для этого тоже имеются, считает производитель. Планы грандиозные, ближайшая задача - расширить производство в Москве.

Есть желание развиваться, и все возможности для этого тоже имеются, считает производитель

Свежие цифры статистики подтверждают: все больше предпринимателей решаются инвестировать в производство мебели. Только в Екатеринбурге за последние два года мебельных компаний стало больше на 23 единицы. Как сообщили "РГ" в администрации города, на начало 2024 года в мегаполисе зарегистрировано 336 организаций (включая микропредприятия), работающих в этой сфере, из них 28 с численностью свыше 15 человек. А объем отгруженной екатеринбургскими мебельщиками продукции в 2023 году вырос на 34 процента.

Любопытно, что по видам мебели в Екатеринбурге наибольший рост почему-то показали кровати - их производство увеличилось за прошлый год в 5,8 раза, а детских кроваток - вообще в 53,5. В числе других лидеров - деревянные шкафы для столовой и гостиной (рост в 5,3 раза). Кухонных шкафов, корпусной мебели для спальни, столовой и гостиной изготовили в 2,8 раза больше, деревянных журнальных столиков - в 2,7, офисных столов - в два раза.

Проблемы в отрасли, конечно, есть. Одна из главных -дефицит кадров. Отчасти смягчить их помогают новые технологии. Как рассказала Екатерина Чижова, в ее компании уже около года используют в качестве дизайнера мебели… нейросеть.

- В трендах прошлого года были стили "лофт", "скандинавский", и нейросеть предлагала множество вариантов подобной мебели. Конечно, это не готовое решение - наши технологи все равно изучают, отбирают и затем дорабатывают лучшие образцы. Сейчас работаем в основном в стиле "домашний лофт". Самая популярная модель - диван лаконичной формы с механизмом "книжка". Правда, в Москве предпочитают одни модели, в регионах - другие. Возможно, со временем искусственный интеллект научится учитывать и эти нюансы, - рассуждает руководитель.

Справка РГ

Как сообщили "РГ" в министерстве промышленности и науки Свердловской области, в 2023 году в развитие лесопромышленных и мебельных предприятий региона инвестировано около 5,8 миллиарда рублей. В основном средства направлены на покупку техники и оборудования.

Объем отгруженных товаров мебельного производства за 2023 год составил 12,7 миллиарда рублей - 145,1 процента к уровню 2022 года. Объем отгрузки, в частности, растет за счет расширения производства мягкой и корпусной мебели группой компаний "АСМ", "Альтерна", "КУПЕ" и рядом других предприятий. Всего в регионе, по данным Свердловскстата, на 1 октября 2023 года было зарегистрировано 497 мебельных предприятий.