Автор проекта «Гуляем по Москве» Евгений Степанов в программе «Выход в город» на радиостанции «Говорит Москва». Выпуск от 22 января 2024 года.
М.АЛЕКСАНДРОВА: 11 часов 6 минуты в Москве. Всем доброго дня, дорогие друзья. Меня зовут Марина Александрова. С вами «Выход в город». Напомним, что мы выходим при поддержке программы мэра Москвы «Мой район». Напомним, что «Мой район» занимается созданием современной комфортной городской среды во всех районах города. Хотя новогодние каникулы закончились, но настроение ещё праздничное, хочется куда-то сходить, увидеть что-то интересное, узнать что-то новое. Поэтому у нас в гостях Евгений Степанов, он экскурсовод, автор грандиозного проекта «Гуляем по Москве», лучший столичный экскурсовод по итогам конкурсов «Московские мастера 2023» и «Московские мастера 2022». Проект грандиозный на самом деле, экскурсий в нём несколько сотен. Каких экскурсий, сейчас мы об этом спросим у Евгения. Евгений, здравствуйте. Е.СТЕПАНОВ: Здравствуйте, дорогие друзья. М.АЛЕКСАНДРОВА: Евгений, расскажите, пожалуйста, о проекте «Гуляем по Москве», чем он отличается от привычных нам туристических форматов. Е.СТЕПАНОВ: Проект «Гуляем по Москве» уже действует в столице семь лет, и отличается он многим на самом деле. Потому что мы когда его создавали, мы думали именно об авторском туризме, мы не думали о массовом туризме. Честно признаться, изначально проект задумывался исключительно как возможность ходить на экскурсии москвичам, то есть людям, которые уже живут в этом городе. Потом мы поняли, что проект разрастается и ходить на экскурсии по городу интересно и приезжим туристам, и тем людям, которые, возможно, единственный раз приедут в Москву, а, возможно, тем людям, которые живут и иногда уже с бэкграундом приходят на эти прогулки. Как раз в этом и заключается профессионализм экскурсовода, чтобы быть и тем, и другим, то есть широкой аудитории. М.АЛЕКСАНДРОВА: К нам присоединяется Анна Соловьёва. Анна, здравствуйте. А.СОЛОВЬЁВА: Всем привет. М.АЛЕКСАНДРОВА: Следующий вопрос к Евгению. Евгений, я знаю, вы родились не в Москве. Как так получилось, что Москва стала и вашей музой, и увлечением, и профессией, и удачей? Скажем слушателям, что в последние два года Евгений Степанов признан лучшим экскурсоводом. То есть это не просто так, не пустые слова. Е.СТЕПАНОВ: В 2022 году я только второе место занял, а 2023-й, прошлый год, уже было первое место. А.СОЛОВЬЁВА: Ударный. Е.СТЕПАНОВ: Да, он был ударный. Но я хочу сказать, это прошлые года. Мы живём 2024 годом, поэтому мне очень не нравится, когда всё перечисляют. А.СОЛОВЬЁВА: Есть какие-то планы на этот год амбициозные? Е.СТЕПАНОВ: На 2024 год планов очень много, я бы не хотел сейчас их озвучивать. Почему? Потому что я боюсь. М.АЛЕКСАНДРОВА: Пусть они сначала осуществляться, а потом уже… Е.СТЕПАНОВ: Да, пусть они вначале осуществятся, а потом уже. С точки зрения творческих — планов много. Мы начинаем сотрудничество с издательством, они хотят опубликовать наши топовые маршруты. Очень часто от экскурсантов я могу услышать: где можно почитать? Ведь сложно сразу запомнить всё это сходу. Я говорю: не надо ничего запоминать; вы получили удовольствие; вы как пришли на спектакль. М.АЛЕКСАНДРОВА: Экзамен вам потом сдавать не нужно. Е.СТЕПАНОВ: Конечно. Вы получили наслаждение, вы получили настроение. Всё! Вдохнули Москвы красивой — два с половиной часа — выдохнули, получили настроение, пошли дальше. А.СОЛОВЬЁВА: Евгений, как получилось, что вы стали этим заниматься? Е.СТЕПАНОВ: Экскурсовод — профессия очень смежная. В эту профессию приходят разные люди: режиссёры, переводчики, журналисты, ботаники, экологи, историки, архитекторы и археологи. По мне самые сложные экскурсоводы — это, конечно, историки, потому что они боятся каждой фразы, они выверяют каждую запятую и каждую дату. А.СОЛОВЬЁВА: А почему? Потому что слушатели могут сказать? Е.СТЕПАНОВ: Нет. Потому что они очень щепетильны к моментам, они щепетильны к датам. Экскурсовод — всё-таки это проводник не только смыслов, настроений, эмоций, это не только человек, который занимается просвещением. Потому что принято считать, что экскурсовод должен всё знать. Нет, он не может всё знать, это живой человек. Вполне понятно, что он может где-то оговориться; вполне понятно, что он может просто не знать ту материю, которой не занимается. М.АЛЕКСАНДРОВА: А бывает часто так, что задают вопросы, а вы не знает на них ответа? Е.СТЕПАНОВ: Безусловно, бывает. Было бы, наверное, неправильно, если бы я сказал «нет». М.АЛЕКСАНДРОВА: Я всё знаю! Е.СТЕПАНОВ: Конечно, бывает. Например, проходит аттестация, и одна из моих коллег, которая в комиссии, спрашивает: Евгений, сколько лет в этом году исполняется Новодевичьему монастырю? Я не вожу на Девичьем поле, я не вожу вокруг Новодевичьего монастыря. Это не мой материал, хотя, безусловно, он входит в обзорную Москвы. Я говорю: я могу предположить — так как обитель была заложена в период правления Василия III, а он правил в начале XVI века, то, скорее всего, ему исполняется 500 лет. И это был правильный ответ. То есть, это о чём говорит? Это говорит о том, что ты, как любой экскурсовод, как человек любой профессии, должен быть в контенте, в теме. И когда ты в теме, у тебя расширяется социальный интеллект, кругозор, который тебя поднимает наверх. М.АЛЕКСАНДРОВА: Всё равно, мне кажется, у вас и логика хорошая, и память хорошая. А.СОЛОВЬЁВА: И интеллект. Е.СТЕПАНОВ: Нет, здесь нет ничего «я лучше, я хуже», это подход не совсем верный. Здесь верен подход один: когда ты любишь город, когда ты любишь тот материал, которым занимаешься, то этот материал тебе сам помогает, то есть город сам тебе помогает. Ведь истории у нас очень сильно перекликаются. Например, от Третьего транспортного кольца про бывший мануфактуры, фабрики конца XIX века, рассказываешь в центре про судьбы — на Пречистенке, на Остоженке, и эти истории будут перекликаться. Одни и те же фамилии иногда сплывают в самых непредсказуемых местах. А.СОЛОВЬЁВА: Евгений, как вообще возник проект «Гуляем по Москве»? Е.СТЕПАНОВ: Проект возник очень любопытно. Сейчас я вам открою такой секрет: когда я только приехал в Москву, я вообще всю свою жизнь работал журналистом. А.СОЛОВЬЁВА: Очень приятно. Е.СТЕПАНОВ: Я тогда ещё был холостым. Когда ходил на свидания, такая фишка у меня была: я выбирал разные точки, куда ходить на свидания. М.АЛЕКСАНДРОВА: И удивляли наверняка, да? Е.СТЕПАНОВ: Я сам удивлялся и сам удивлял. Меня спрашивали: Жень, ты москвич? Я понимал, что я не москвич, но настолько мне нравится этот город. Я вообще считаю, что это один из самых лучших городов мира, это правда. Мои близкие друзья сказали: Жень, почему ты не рассказываешь про этот город; начни рассказывать, мы с удовольствием будем тебя слушать. Проект «Гуляем по Москве» начинался как проект для друзей. Это потом подтянулись мои коллеги — а можно ли у тебя водить экскурсии? Так превратился в большой снежный ком. Иногда сам его боюсь, потому что как бы тебя не поглотил этот снежный ком. Иногда процессы, когда ты теряешь над ними управление, действительно становятся неуправляемыми. Порой мне кажется, что когда ты слишком наращиваешь объёмы, чтобы чуть-чуть попридержать эту вожжи. Почему было запрещено в Москве дореволюционной запрягать тройки? Потому что слишком высокая скорость; потому что у троек, как правило, поддужные колокольчики, чтобы не мешать темпу старого города. Две тройки встретятся с этими скоростями, да здесь, на Пятницкой — город встал, невозможно разъехаться. Почему-то такая аллегория сейчас в голову пришла. М.АЛЕКСАНДРОВА: Сколько человек сейчас в команде в вашем проекте «Гуляем по Москве»? Е.СТЕПАНОВ: В команде костяк — 23 экскурсовода. Но в сезон это количество меняется, некоторые действительно уходят в зимнюю спячку. Экскурсоводы не водят зимой, летом больше, безусловно. А.СОЛОВЬЁВА: А чем они занимаются зимой? Е.СТЕПАНОВ: Они тратят деньги, которые заработали летом. А.СОЛОВЬЁВА: Как на курорте. Е.СТЕПАНОВ: Я, конечно, шучу. Они уходят в особняки, они уходят в музее, то есть тёплые экскурсии. Я, например, так не могу себе позволить. Я люблю даже зимой водить экскурсии. Я говорю: главное — правильно одеваться. А.СОЛОВЬЁВА: Есть какие-то особенности этой зимой? Е.СТЕПАНОВ: Эта зима нас проверяет на прочность, особенно январские праздники, каникулы новогодние. А.СОЛОВЬЁВА: Все каникулы был мороз. Е.СТЕПАНОВ: С 1 по 8 января — чётко. Безусловно, те маршруты, которые длились 2,5 часа на улице, мы их отменяли. Но те маршруты, которые можно было переформатировать под тёплый формат, мы делали. Где-то заводил я в торговые центры, где-то заводил в Гостиный двор, в ГУМ и так далее, где можно хотя бы подышать тёплым воздухом. М.АЛЕКСАНДРОВА: Согреться. Е.СТЕПАНОВ: Да, выйти с чашечкой кофе на улицу и дальше продолжить рассказ. Зимний формат предполагает: ты на улице сорок минут — час и затем остальные час-полтора проводишь в тепле. Правильная одежда на прогулке: это обязательно многослойность, обязательно чтобы одежда дышала, обязательно хорошая обувь — непромокаемая и тёплая. У меня есть такая обувь, которая куплена десять лет назад. По непонятным каким-то причинам я её привёз из Суздаля — это валенки. М.АЛЕКСАНДРОВА: А там умеют делать тёплую обувь. Е.СТЕПАНОВ: Они на коже, поэтому не промокают. Я их достаю ровно в сезон, в такие морозы раз-два раза. Каждый раз летом, когда я делаю уборку, хочу их отвезти родителям. Думаю, что они тут валяются, мне мешают, и когда наступают морозы, я про них вспоминаю. М.АЛЕКСАНДРОВА: Сколько в среднем экскурсий в вашем проекте? Е.СТЕПАНОВ: Опять же, количество меняется, в среднем это 300-400. Разброс серьёзный, почему? Потому что иногда из одного маршрута вырастает два, а иногда наоборот: что-то компилируешь и думаешь, как я мог это рассказывать семь лет назад. У меня одни и те же экскурсанты приходят на одну и ту же экскурсию. Например, вчера экскурсия была по Коломенскому. Они говорят: мы слушали эту тему у вас трижды и трижды это что-то новое было. Почему? Ты меняешься вместе со своими материалами, ты меняешься вместе с экскурсиями. Другая насмотренность, начитанность другая у человека уже, другие акценты ты ставишь на тех же самых объектах. Поэтому когда говорят «на Пречистенке мы уже были, не пойдём туда», ты там можешь быть сто раз, но пойдёшь с разными пятью экскурсоводами и абсолютно пять разных рассказов. А.СОЛОВЬЁВА: А у вас есть поклонники, люди, которые постоянно ходят на ваши экскурсии? Е.СТЕПАНОВ: Разные люди есть, не только поклонники. А.СОЛОВЬЁВА: Но и поклонницы. Е.СТЕПАНОВ: Но и те, которые говорят «Евгений, здесь, конечно, недотянули». М.АЛЕКСАНДРОВА: В конце экскурсии так говорят? Е.СТЕПАНОВ: Ни прямо говорят-говорят, могут написать, отзыв оставить. Я всегда за эти отзывы. Почему? Потому что эти отзывы, как раз обратный ответ нам даёт понимание, куда дальше плыть, куда рука, куда нога. Это очень важно. По поводу своей аудитории. Да, аудитория формируется. Для меня, как для экскурсанта, не как для экскурсовода, всегда очень важно найти своего рассказчика. Например, не каждого лектора даже в университете вы могли слушать, а на какого-то лектора ломились все. То же самое с экскурсоводами. Голос, тембр речь, манера подачи, умение акцентировать на каких-то исторических деталях — это всё делает, в конце концов, единый продукт. М.АЛЕКСАНДРОВА: Сколько именно вы экскурсий ведёте? Е.СТЕПАНОВ: Я веду около двадцати маршрутов. Почему я скажу «около», потому что сейчас я начал активно работать по всей стране. В прошлом году я выучился на экскурсовода в Санкт-Петербурге и получил там аккредитацию. Для меня это такой большой пласт. Наверное, даже вызов сам для себя я поставил. Потому что у нас почему-то вечное соревнование двух столиц: где, что краше, лучше, интеллигентнее, культурнее. Но вспомнив слова Александра Сергеевича Пушкина 1925 года, XIX века, «пошлость и глупость обеих столиц одинакова», и действительно, что нам делить? Это два разных города. И это так любопытно, что когда ты приезжаешь в Петербург, это абсолютно первый регулярный город, город горизонтальный в отличие от Москвы (Москва вертикальный город). Город, который просыпался под бой военных барабанов 200 лет. Москва будет просыпаться под звон колоколов. Санкт-Петербург — это город, который всегда был более изыскан. Во второй половине XIX века его будут называть столицей всей Европы. Москву называли сердцем и душой нашей страны, головой — Петербург. Но несмотря на это, Дени Дидро в своих записках Екатерине Великой будет писать: «Странно иметь столицу государства на границе своей страны, ведь точно живой человек имеет своё сердце на кончике своего мизинца». А про Москву, напротив, Николай Васильевич Гоголь будет говорить: «Санкт-Петербургу нужна Россия, а России нужна Москва». М.АЛЕКСАНДРОВА: Вы ещё по Питеру не водите экскурсии? Е.СТЕПАНОВ: Вожу. М.АЛЕКСАНДРОВА: Я просто думал, что вы там отучились. Е.СТЕПАНОВ: Почему я отучился, это как раз отвечая на ваш вопрос про аудиторию: есть ли поклонники и поклонницы? Они говорят: Евгений, мы бы с вами с удовольствием съездили в Петербург. В Петербург москвичи ездят через неделю, наверное: там премьера спектакля — о, поехали! М.АЛЕКСАНДРОВА: Это я так делаю. Е.СТЕПАНОВ: Потому что доступность, это классно сейчас. И редко какая страна в мире может похвастаться такой вещью: ты едешь четыре часа и ты абсолютно в другом культурном пространстве, абсолютно в другой ткани. Это очень круто. Поэтому я сделал «Петербург трёхдневный». Я туда включил не только самые популярные туристические локации, но и открыл какие-то моменты: например, мы там делаем исторический ужин под лекцию лектора Эрмитажа; причём это сеты, которые были на столах Александра II, Николая II, Александра III. Или, например, мы посещаем Академию Штиглица. Так сходу тоже туда не войдёшь. М.АЛЕКСАНДРОВА: Туда очень сложно попасть. Е.СТЕПАНОВ: Или, например, Малый императорский двор мы смотрим. Это один из дворцов великого князя Владимира Александровича, сын Александра II. А.СОЛОВЬЁВА: Мы немножко отошли, сели в «Сапсан» и уехали в Санкт-Петербург. Е.СТЕПАНОВ: На 650 километров. А.СОЛОВЬЁВА: Я просто хочу вернуться к Москве, поскольку у нас в центре Москва сегодня. Я бы хотела перечислить некоторые названия ваших экскурсий. «Сорок сороков купеческого Замоскворечья», есть такое? Е.СТЕПАНОВ: Есть. Вот мы сидим, я смотрю на эти Сорок сороков. А.СОЛОВЬЁВА: «Последняя любовь Империи. Николай II», «Мясницкая — закулисье старой Москвы», «Блеск и нищета московских куртизанок. Истории для взрослых». Это интересно. Как вы находите темы для своих экскурсий? Е.СТЕПАНОВ: Тема находит сама экскурсовода, потому что экскурсоводы ведь очень разные. Есть ребята, которые работают только на крупных тургигантов и работают только по заданной методике. Условно говоря, «Москва — столица Российской Федерации» — обзорка, и она катает эту обзорку тридцать лет. Это не мой путь. Я бы с ума сошёл, честно. Тема меня сама находит. Например, как получилось с Николаем II. Прочитал его переписку с супругой, 800 писем дошли до наших дней, удивительных, наполненных любовью. Наполненных любовью не только к жене. Любовью к стране, к русской культуре, к истории, к архитектуре и так далее. И, кстати, любовью к Москве, Москву Николай II обожал. Но по пальцам одной руки можно посчитать, сколько раз он приезжал в старую столицу — в Москву. Он говорил: «В Санкт-Петербурге мы служим и только в Москве мы отдыхаем». Его мемуары побудили меня заняться плотнее и открыть, какие адреса в Москве сохранились. Эти редкие адреса я соединил в единый пешеходный маршрут. 2,5 часа мы говорим о последних годах Российской империи, о годах правления Николая II, поэтому такое название вылилось «Последняя любовь Империи». М.АЛЕКСАНДРОВА: А экскурсия про Мясницкую о чём? Е.СТЕПАНОВ: Эти маршруты я называю «из основного золотого костяка». Потому что, наверное, прогулки по этим частям Москвы должны быть у любого московского экскурсовода. Это связано с тем, что Мясницкая, Варварка, Китай-город, Замоскворечье — они входят в обзорную, это основной портфель экскурсовода. Мясницкая, в двух словах, мне повезло с названием, потому что очень утилитарно название. Какие-то мясники жили, возможно скотобойни были, и возможно они там и были, была Мясницкая слобода. Забивали скот, скорее всего, вымывали, вычищали, готовили мясо к переобработке. Метаморфозы, которые будут происходить с Москвой на протяжении восьми столетий, как раз показаны на Мясницкой. Вначале слободчане-ремесленники, безродные люди. Затем на место ремесленников придут аристократы со времён Петра Великого. Аристократы останутся ни с чем и им будут подошвы рвать купцы. Затем купеческая Мясницкая. Потому вместо купцов придут пролетарии, и Мясницкая будет локально, клочками перестраиваться. Но ей повезло в том плане, что ничего там не передвигали, ничего там не выпрямляли, и она сохранила изгиб. В Москве не было прямых улиц, у нас только кривые колена, кривые направления. М.АЛЕКСАНДРОВА: Я не могу не спросить про экскурсию «Блеск и нищета московских куртизанок». Интригует, конечно, название. А.СОЛОВЬЁВА: Это хит, наверное. М.АЛЕКСАНДРОВА: «Истории для взрослых». О чём там речь идёт? Е.СТЕПАНОВ: Это хит, да. Он, конечно, делает кассу, но я бы не хотел очень про него говорить. М.АЛЕКСАНДРОВА: Можно в двух словах. Е.СТЕПАНОВ: Был такой квартал в Москве. Во время правления Николая I была легализована проституция в Российской империи. И во всех крупных имперских городах, таких как Петербург, Москва, Таллин, Рига, Варшава, Одесса открывались дома терпимости. В Москве они не были где попало открыты, они были открыты скученно. Они формировались во второй половине XIX века между Трубной и между Сретенкой. В этих переулках мы как раз гуляем. Тема интересная, тема взрослая. Но я про нее рассказываю очень сдержанно. А.СОЛОВЬЁВА: Деликатно. Е.СТЕПАНОВ: Деликатно. Но, так или иначе. М.АЛЕКСАНДРОВА: Чтобы в курсе быть, что там было когда-то. Е.СТЕПАНОВ: Как-то летом вышел на балкон местный житель. А у меня летом бывают группы большие, по сто человек, и ты говоришь в громкоговоритель. И он с балкона кричит нам: «Хватит нам здесь про куртизанок рассказывать, мы устали! Рассказывайте нам про Чехова и Перова». А я такой снизу: «Подождите, про Чехова и Перова это другой адрес». А там действительно они жили оба: и Перов, который имел свою художественную мастерскую, и Чехов, который поменял несколько адресов. М.АЛЕКСАНДРОВА: Евгений, про что вам ещё хотелось бы сделать экскурсии? Е.СТЕПАНОВ: Сейчас у меня на подходе, я заканчиваю «Улица просвещения», она у меня была, но я её переделываю. Когда я смотрю на маршрут, который был у меня семь лет назад, он меня «царапает». Я бы сейчас с таким материалом не вышел. Другой я стал, страна другая стала, Москва другая стала. Речь идёт о Никольской улице, потому что там Первый печатный двор, Синодальная типография; там первое светское высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, откуда чуть позже выйдет МГУ, откуда чуть позже выйдет Духовная семинария и академия. Там родина русской журналистики, первая газета была напечатана при Петре Великом на Никольской. Занимаюсь литературной темой. Меня очень сейчас занимают темы тех литераторов, которые работали в начале XIX века. Это и Пётр Андреевич Вяземский, и Александр Сергеевич Пушкин, Александр Сергеевич Грибоедов. Потому что ошибка наша в чём, в том что мы, как правило, в истории литературы изучаем их разрозненно, а это была одна тусовка. Они все друг другу писали, они все друг друга читали, иногда недолюбливали. Эти адреса хочу соединить. М.АЛЕКСАНДРОВА: Друзья, я нас в гостях Евгений Степанов, экскурсовод, автор проекта «Гуляем по Москве», лучший столичный экскурсовод 2022 года, 2023-го в номинации «Московских мастеров». У нас сейчас новости на «Говорит Москва», затем мы продолжим. НОВОСТИ М.АЛЕКСАНДРОВА: 11 часов 36 минут в Москве. Всем доброго дня. Это программа «Выход в город». В студии Анна Соловьёва. А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова. У нас сегодня настоящий выход в город. М.АЛЕКСАНДРОВА: Это правда. Напомним, что программа «Выход в город» подготовлена при поддержке программы мэр Москвы «Мой район». У нас в гостях Евгений Степанов, автор проекта «Гуляем по Москве», лучший столичный экскурсовод. Евгений, здравствуйте ещё раз. А.СОЛОВЬЁВА: Добрый день. Е.СТЕПАНОВ: Здравствуйте. А.СОЛОВЬЁВА: Евгений, я с места в карьер, поскольку в предыдущей получасовке мы упоминали вашу экскурсию «Блеск и нищета московских куртизанок. Истории для взрослых», вы рассказали подробно о ней. Слушатель наш Владимир в Telegram задаёт вопрос: «Почему эти дома назывались дома терпимости? Может, никто и не терпел». Е.СТЕПАНОВ: Да, это очень частый вопрос, его задают на экскурсиях. Дело в том, что это выражение появилось скалькированным переводом с французского языка. Во Франции, когда в это же время была легализована проституция, французы называли свои бордели домами толерантности. То есть они толерантно относятся к этим мужчинам, которые вынуждены прибегать. А.СОЛОВЬЁВА: То есть это тогда уже всё началось. Е.СТЕПАНОВ: Да. И толерантно будут относиться к этим объектам, которые есть в Париже. Русские скалькировали «толерантность — терпимость», поэтому здесь по большому счёту город терпит наличие на своей территории этих борделей, притонов и так далее. М.АЛЕКСАНДРОВА: Евгений, может быть есть какое-то место в Москве, где вы ещё не были, но вам бы хотелось там побывать? Е.СТЕПАНОВ: Москва такая большая, что много мест, куда хочется очень попасть. Например, есть закрытые особняки, которые, к сожалению, на территории консульств находятся, которые находятся на территории посольств. Туда попасть очень тяжело. А.СОЛОВЬЁВА: А возможно вообще туда попасть? Е.СТЕПАНОВ: Возможно. Иногда они в зависимости от страны, которая занимает посольство, они открывают дни культурного наследия, либо в дни «Ночи музеев». Как правило, это бывает раз либо дважды в год. Но записаться нереально, потому что эти списки очень быстро закрываются. Эти списки формируют на сайте Мосгорнаследия, как правило, либо той организации, которая проводит такие закрытые прогулки. Это если говорить о центре. А вообще, город наш последние годы прирос, и много очень тех районов, до которых судьба ещё пока не довела побывать. Ты едешь в Московском метрополитене, смотришь на карту и вспоминаешь, какой эта карта была 13 лет назад, когда я приехал в Москву, это два разных как будто бы города. Думаешь, уже станции, которых даже не выговорить, появились; те ветки, цветов даже таких нет, появляются в метрополитене. Совместно с программой «Мой район» мы поставили такую цель — проводить экскурсии за пределами исторического центра. Потому что исторический центр в пределах Третьего транспортного кольца более-менее изучен нами, исхожен москвичами. И мы поставили себе такой вызов: а могут ли быть экскурсии за пределами исторического центра. И действительно этим летом, начиная с августа и практически до декабря, мы провели 140 экскурсий по 48 районам Москвы. Если учесть, что на каждую экскурсию приходило по 40-50 человек (умножайте), сколько москвичей и гостей столицы побывало на этих маршрутах. Это очень интересные районы. Это Донской, Даниловский, Дорогомилово, Черёмушки, Ломоносовский, Академический, Лианозово (где Алтуфьево усадьба), Беговой, Динамо и так далее. Это огромное количество районов, которые заслуживают отдельно внимания. Казалось бы, что можно рассказать в Медведкове или Свиблове. Там столько историй, начиная от Дмитрия Пожарского, заканчивая дачами XIX столетия. Или что можно рассказать в Чертанове? Оказывается, когда ты с головой уходишь в это Чертаново, оттуда не хочется выходить, потому что, мне кажется, что весь мир крутится вокруг этого района. М.АЛЕКСАНДРОВА: Экспериментальный район. Е.СТЕПАНОВ: Да, экспериментальные районы и все эти удивительные дома, которые строились перед крупными спортивными мероприятиями, этими домами хотели удивить. Чуть позже квартиры получали особые москвичи в этих домах. Или, например, подземные паркинги, двухуровневые квартиры, которые были спроектированы. А.СОЛОВЬЁВА: Это знаменитый дом в Чертанове. Е.СТЕПАНОВ: Да. Или, например, Крылатское — очень поздно вошло в состав Москвы. Один из современных районов Москвы — Крылатское. И когда мы начали по нему маршрут разрабатывать, выяснилось, что невозможно уложить в один рассказ. Мы сделали «Крылатское. Первая часть», «Крылатское. Вторая часть». М.АЛЕКСАНДРОВА: Сериал какой-то. Е.СТЕПАНОВ: Там сумасшедшие виды, там западное крыльцо Москвы, первое упоминание — XVI столетие, со времён Ивана Грозного, связано с Ливонской войной. Рублёвское шоссе отдельно заслуживает рассказа. Это не просто безликие коробки. Я всегда говорю: Москва — это не только транспорт, это не только безликие дома, Москва — это люди. Когда ты рассказываешь про людей, которые наполняют этот город, город начинает с тобой разговаривать. А.СОЛОВЬЁВА: Евгений, а бывает, что сами слушатели делятся с вами историями, которые дополняют ваши экскурсии? Е.СТЕПАНОВ: Да, такое встречается очень часто. И я, на самом деле, очень завидую своим коллегам, когда приходят именно жители этих районов, когда дополняют. Например, у меня такая ситуация была в Коломенском. Село Коломенское было расформировано окончательно только перед Олимпиадой 1980 года, то есть это недавно было в историческом понимании. Когда приходят старожилы и говорят: мы ещё выращивали капусту и огурцы на этих территориях музея-заповедника… М.АЛЕКСАНДРОВА: В Нагатинском Затоне где-нибудь. Е.СТЕПАНОВ: И там стояла наша изба, наш дом, и что за один сезон торговли зеленью на московских рынках мы могли купить себе «Жигули» — они рассказывают такие истории семейные. Это, конечно, обогащает твой рассказ, это как раз в копилку, экскурсовод превращается уже в исследователя, краеведа. М.АЛЕКСАНДРОВА: А какие самые популярные маршруты проекта «Гуляем по Москве» и, может быть, любимые лично вами? Е.СТЕПАНОВ: Мною нежно любимы, конечно, такие кварталы, без которых Москва это пустой звук. Это, конечно, Китай-город Москвы, потому что район, который сформировался очень рано, практически параллельно с Кремлём. Это самые старые улицы — Ильинка, Никольская, Варварка и сегодня современный парк «Зарядье» — это всё входит в Китай-город. Обожаю Замоскворечье, потому что Москва хлебосольная, Москва купеческая, в один ряд эти эпитеты идут. Это широкий жест москвичей. Потому что здесь был кошелёк Москвы, здесь селились те люди, которые воротили не только миллионами. Почему они вошли в историю, Третьяковы, Бахрушины, Смирновы, Варгины, Журавлёвы и так далее? Не потому что они были магнатами. Во-первых, купеческая среда была очень религиозна, и они считали, что если ты разбогател, то это не твой предпринимательский талант и не твой дар. А.СОЛОВЬЁВА: Тебе бог помог. Е.СТЕПАНОВ: Конечно. Это бог тебе помог. А.СОЛОВЬЁВА: Поэтому церквей так много здесь. Е.СТЕПАНОВ: И бог дал тебе, чтобы ты делился этими деньгами, этими средствами. Поэтому они у нас основатели воспитательных домов, интернатов для сиротских приютов. Они у нас основатели театров, они будут основатели музеев, коллекций, ради которых сегодня приезжает весь мир. А.СОЛОВЬЁВА: Если возвращаться к Москве современной, как вы считаете, современная архитектура интересует людей? Мы в перерыве о брутализме поговорили совсем чуть-чуть. Е.СТЕПАНОВ: Я должен признаться, что долгое время я ошибался: думал, что можно рассказать про эту современную архитектуру — стекло, бетон, одна коробка на вторую коробку. Но когда мы начали заниматься этой темой, невероятно интересные пласты, потому что в условиях строжайшей экономии архитекторы пытались, и им это удавалось, соблюсти все основные каноны архитектуры. И чтобы было тепло, и чтобы было функционально, и чтобы было красиво, и чтобы было эстетично — всё это соблюдалось. Архитектура двадцатого столетия ни в коем случае не уступает архитектуре XIX века, просто мы говорим разными категориями. Я могу услышать от своих коллег «архитектура конструктивизма для меня не близка, потому что там нет ничего: нет привычных колонн, нет портиков, нет лепнины, нет лишнего декора». М.АЛЕКСАНДРОВА: Всё слишком просто. Е.СТЕПАНОВ: Да. Но в этом как раз и выявляется гениальность тех мастеров, которые работали в этот период. Особое было время. Почему я уже в начале рассказа сказал, нужно изучать в контексте времени: с кем они дружили, какое было время, какие размеры кошелька были, против кого дружили и так далее. И сразу формируется картинка. Мы носимся сегодня с Ле Корбюзье. Начало XX века, гений конструктивизма, вообще авангарда. В Москве у него одно строение, Центросоюз, на Мясницкой стоит. А человек будет уезжать через Псков, он возвращается к себе в Европу через Псков и, возвращаясь, он был поражён архитектуре храмов псковских, которые строились в XV и в XIV веке. Мы не знаем их имён, это безымянные храмы. Но эта простота, изящность и сила архитектуры его настолько тогда удивит, что он делает буквально в спешке в своём альбоме зарисовки. И с этих зарисовок чуть позже будет копию делать храма псковского Богоявления с Запсковья (там есть такая церковь, объект ЮНЕСКО). Копия была построена на границе Швейцарии и Франции и стала в шестидесятые годы объектом ЮНЕСКО. А наш храм, который был источником вдохновения для этого объекта ЮНЕСКО, стал мировым объектом культурного наследия только в 2010 году. И когда вы спрашиваете, интересно ли путешествовать по стране, интересно ли гулять по Москве, только один факт — конечно, интересно, потому что любить можно только то, что хорошо знаешь. М.АЛЕКСАНДРОВА: Евгений, как вы думаете, почему люди приходят на экскурсии, особенно москвичи, которые, казалось бы, хорошо знают город? А.СОЛОВЬЁВА: Вообще не факт. М.АЛЕКСАНДРОВА: Казалось бы. Е.СТЕПАНОВ: По-разному. Когда я только входил в эту профессию, 13 лет назад, казалось, что люди приходят для того, чтобы просветиться, узнать новое. Да, конечно, это самое простое объяснение. И да, и нет. Потому что экскурсия это такая удивительная тусовка, потому что ты видишь единомышленников. Случайных людей не бывает на авторских маршрутах, туда приходят интересующиеся люди и как минимум любящие этот город или, например, сомневающиеся — а, давай, удиви меня, расскажи мне про парк «Зарядье», почему я его должен любить, примири меня с этой территорией. Экскурсовод если выполнил эту задачу, значит, он на своём месте находится. Поэтому по-разному приходят экскурсанты. Я уже делился этой историей, но я не перестану этого делать, повторять — люди знакомятся на экскурсиях, потом женятся, потом меня на свадьбы свои приглашают. А.СОЛОВЬЁВА: Какая прелесть! Надо посетить всё-таки ваши экскурсии. Е.СТЕПАНОВ: Люди делают предложения на экскурсиях. М.АЛЕКСАНДРОВА: А на каких чаще всего экскурсиях это происходит? Куда направить своё внимание? Е.СТЕПАНОВ: «Последняя любовь Империи», там молодой человек сделал предложение своей будущей супруге. А на маршруте по Мясницкой они говорят: можете нам провести, пожалуйста, у нас свадьба; родственники супруга ни разу не были в Москве, они из Екатеринбурга; нужно развлечь их, потому что мы расписываемся во Дворце бракосочетания Грибоедовский, который на Харитоньевском, рядом с Мясницкой. Я говорю: ну, странный выбор, я не тамада, я экскурсовод. Они говорят: Евгений, нам важен вы, потому что мы на вашей экскурсии познакомились. И ты понимаешь, что ты становишься частью этих людей. А.СОЛОВЬЁВА: Частью их жизни. Е.СТЕПАНОВ: Потом они будут рассказывать своим детям, что мы познакомились на экскурсии. А.СОЛОВЬЁВА: Евгений, правда ли, что активно интересуются экскурсиями застройщики, девелоперы? Е.СТЕПАНОВ: Сейчас это модно стало. Почему, я объясню. Для застройщиков, для девелоперов сейчас очень важно стало не просто арендовали, купили клочок земли и его осваиваем, важно понимать контент этого пространства. М.АЛЕКСАНДРОВА: Как преподносить. Е.СТЕПАНОВ: Конечно, как преподносить. И важно понимать, что здесь исторически было. Много районов, которые за Третьим транспортным кольцом, это был такой промышленный пояс в своё время, предприятия были всегда. А.СОЛОВЬЁВА: Есть такое выражение «ржавый пояс». Е.СТЕПАНОВ: Да, но оно мне не нравится. Есть такое понимание. Это выражение мне не нравится, почему, потому что сейчас он уже не ржавый. Он был ржавым, это правда, лет десять назад. Но сейчас уже нет, потому что очень модные пространства, во-первых, появляются на их месте; во-вторых, новые жилые кварталы; в-третьих, удобнейшие прекрасные зоны отдыха — набережные благоустроенные и так далее. Когда ты приезжаешь — это вообще в Москве или где? Ощущение, что в каком-то суперсовременном городе. И ты понимаешь, Москва — это и есть суперсовременный город. М.АЛЕКСАНДРОВА: Как, на ваш профессиональный взгляд, изменился город, как он поменялся? Е.СТЕПАНОВ: Очень сильно поменялся. Но я сразу оговорюсь и прошу прощения у автомобилистов. Я не автомобилист. Поэтому когда начались новые изменения в городе, в центре особенно, расширение пешеходных тротуаров, среди моих приятелей много автолюбителей, они говорили, что это им не нравится, мягко говоря. Я говорю: а мне нравится всё! Почему? Негде было поставить группу. Я веду группу по Пятницкой улице, просто невозможно было. Невозможно было встать на Большой Ордынке. Сейчас хоть как-то расширили пешеходные зоны. Эти улицы не предназначены для такого потока транспорта, который был ещё пять-семь лет назад. И даже архитектура в пределах Садового кольца не предназначена для этих скоростей. Потому что это архитектура двух- трёхэтажных домов, это архитектура небольших аркатурных храмиков. Она предназначена чуть притормозиться, местами, возможно, пройтись пешком. В данном случае мы должны слышать город. Я думаю, то, что происходит последние семь-десять лет в городе, это как раз в эту сторону идёт, то есть город наконец-то начинает прислушиваться. М.АЛЕКСАНДРОВА: Расскажите, пожалуйста, о цикле экскурсий, которые вы проводили по районам Москвы в сотрудничестве с программой «Мой район». Насколько они сейчас популярные, на что вы делали акцент? Е.СТЕПАНОВ: В 2023 году, я считаю, что грандиозный проект был проведён. Совместно с программой «Мой район» мы разработали 35 премьерных маршрутов и плюс ещё мы использовали прошлогодние маршруты. В итоге мы провели, начиная с августа и заканчивая декабрём, 140 экскурсий. Это разные экскурсоводы, это разные районы, начиная от Даниловского, Донского, заканчивая районами, такими как Тропарёво-Никулино, например. Мы бы там никогда не водили, если бы программа «Мой район» нам бы не сказала: ребята, давайте попробуем, давайте изучим и посмотрим, интересно ли это москвичам. И когда мы задумывали маршруты по Чертанову, когда мы задумывали маршруты по Зюзину и так далее, я думал: ну кто придёт на прогулку по Зюзину. А.СОЛОВЬЁВА: Пришли, да? Е.СТЕПАНОВ: Я вам больше скажу: пришли толпы людей. Вот почему я люблю этот город, потому что у нас удивительные люди живут, которые интересуются. Мой экскурсовод, который водил по Чертанову, потом говорит: ко мне подошла полиция и говорит «что вы тут устроили?». Они, естественно, за правопорядок. Он говорит: не митинг, у нас экскурсия, и показываю свою аккредитацию. Полицейские у него спрашивают: а что здесь можно рассказывать? М.АЛЕКСАНДРОВА: И остались послушать. Е.СТЕПАНОВ: Остались послушать. Потом, говорит, я повторяю этот маршрут; через неделю стоит, но уже в штатском, я его узнаю; он привёл свою жену и детей. То есть он с семьёй пришёл в тот район, в котором живёт. Это же круто. М.АЛЕКСАНДРОВА: И работает. А.СОЛОВЬЁВА: Это же прекрасно. У вас есть экскурсия по «Подземным дворцам Москвы». Это метро, да? Е.СТЕПАНОВ: Это метро. Московский метрополитен, я всегда говорю, он не похож ни на один другой метрополитен, потому что везде в мире метрополитен — это транспорт. Наш метрополитен появился позднее, чем в Берлине, позднее, чем в Лондоне, вообще на шестьдесят лет, чем в Будапеште, чем в Париже. Но мы стали круче в том плане, что мы умели удивлять весь мир. Когда открылись особенно станции второй-третьей очереди, особенно когда замкнулось кольцо, послевоенное, это же вообще можно было с ума сойти от красоты. Сейчас-то там дух захватывает. А.СОЛОВЬЁВА: Какие у вас любимые станции? Е.СТЕПАНОВ: Во-первых, это гениальные станции мои любимые, с точки зрения инженерии. Например, «Маяковская». Во второй половины тридцатых годов она стала первой самой глубокой станцией в мире колонного типа. Для понимания, есть пилоны массивные, эти стаканы, которые держат своды тяжеленные. И весь мир думал, как же построить глубокого заложения станцию, но чтобы станция дышала, чтобы на ней был воздух, свет. Посмотрите, какая «Маяковская» у нас, она глубокого заложения, над «Маяковской» 35 метров грунта. К моменту начала Великой Отечественной войны это самая глубокая станция в мире считалась и самая безопасная соответственно. Там изящные колонны, вся станция держится на этих изящных колоннах, тоненьких как спички. Это удалось архитектору Алексею Николаевичу Душкину. Он гениальный, конечно. Или, например, для меня одна из самых удивительных станция, конечно, «Площадь Революции». Несмотря на то, что изначально архитектор был против этих скульптур, они ему казались слишком громоздкими, они слишком перегружают вид станции, но ради этих скульптурных композиций сегодня мы едем на «Площадь революции». Мои туристы, который раз приезжают в Москву, и говорят: а где та самая собачка, которую москвичи гладят? М.АЛЕКСАНДРОВА: Всем нужно срочно к ней подъехать и тоже её погладить. А.СОЛОВЬЁВА: Евгений, показываете ли вы новые станции, например, «Нагатинский Затон» или «Солнцево»? М.АЛЕКСАНДРОВА: С рыбами потрясающими. Е.СТЕПАНОВ: Когда открыли БКЛ, я считаю, что никто не преувеличивает, когда говорит, что это уникальный проект. Абсолютно это не преувеличение даже с точки зрения тех людей, которые просто любят историю Москвы. Все мы с вами знаем, как сложно строился Московский метрополитен, как по очереди вводились в эксплуатацию по одной станции в год, по две станции в год, и как сейчас город решает транспортную проблему. Нужно, мне кажется, только порадоваться. Когда открыли БКЛ, я специально выделил один день и проехался по Большой кольцевой линии. Я был поражён, я бы изумлён, во-первых, тем, что несмотря на то, что станции современные, насколько они вписаны в контекст этих районов. Дизайнеры, художники и инженеры подходили не просто, чтобы станции были светлые, удобные, с правильными выходами и так далее. Именно с правильным смыслом, то есть декором правильным. Из новых станций я бы выделил те станции, которые открывались буквально ещё пятнадцать лет назад. Про них мы тоже будем скоро на экскурсиях рассказывать. Это такие станции как «Сретенский бульвар», «Славянский бульвар» — арт-нуво роскошное, ощущение, что ты в Париже. Эти станции, конечно, заслуживают отдельного внимания. А.СОЛОВЬЁВА: Я пару вопросов задам от слушателей: «Когда ближайшая экскурсия по Шаболовке?». Е.СТЕПАНОВ: Я забыл рассказать. По Шаболовке вообще серия экскурсий. А.СОЛОВЬЁВА: А когда ближайшая? Е.СТЕПАНОВ: Будет в марте. М.АЛЕКСАНДРОВА: На сайте проекта «Гуляем по Москве» можно посмотреть расписание. Друзья, у нас в гостях был Евгений Степанов — экскурсовод, автор проекта «Гуляем по Москве». Евгений, большое вам спасибо, было очень интересно. А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо большое. М.АЛЕКСАНДРОВА: Захотелось отправиться на экскурсию. А.СОЛОВЬЁВА: Мы отправимся обязательно. М.АЛЕКСАНДРОВА: В студии была Анна Соловьёва. А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова.