Новокузнецкий общественный транспорт не выдержал испытаний морозами
В Новокузнецке возбуждено уголовное дело о деятельности компании-перевозчика, которая оказывала услуги, не отвечающие требованиям безопасности.
Пассажирские перевозки в южной столице Кузбасса сегодня проблема номер один. Система общественного транспорта не выдержала испытаний морозами, которые в декабре сковали регион и вывели из строя все, кроме новых троллейбусов-электробусов.
- За несколько дней обстановка в городе достигла критического уровня. Большое количество рейсов было сорвано, а остальные отклонялись от расписания. Число невыходов автобусов на линию достигало шестидесяти-семидесяти в сутки. Это уже запредельная ситуация, близкая к ЧС. Там, где интервал движения должен быть пять-семь минут, люди ждали сорок, а там, где двадцать минут - не могли уехать вообще или вызывали такси за пятьсот рублей. В часы пик автобусов было еще меньше, - констатировал глава города Сергей Кузнецов в прямом эфире местного телеканала.
В свою очередь, новокузнечане, призывая вернуть "старые добрые маршрутки", жаловались в соцсетях на долгое ожидание автобусов на остановках, холод в салонах новых машин и водителей, плохо говорящих по-русски и не соблюдающих правила дорожного движения. Всего же на счету у работников компании-перевозчика, как уточнили в региональном СУ СК РФ, 4,8 тысячи административных правонарушений.
По версии следствия, с мая по декабрь 2023-го коммерческая организация перевозила пассажиров технически неисправными транспортными средствами. В результате два автобуса загорелись прямо на линии, когда в салоне находились пассажиры. Вместе с многочисленными срывами графика перевозок и сокращением количества рейсов в лютый мороз это и правда стало для города испытанием.
После прокурорской проверки следователи возбудили уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Проведены обыски и допросы работников и представителей руководящего звена компании-перевозчика, должностных лиц администрации города. В муниципалитете создана рабочая группа, которая анализирует сложившуюся ситуацию, ее причины и последствия. И, вероятно, ситуация на рынке пассажирских перевозок скоро изменится.
В 2020-м компания из Санкт-Петербурга, выиграв девять из пятнадцати аукционов, заключила муниципальные контракты на обслуживание самых востребованных в Новокузнецке маршрутов вплоть до 2030 года.
- Это не единственный перевозчик, но он забрал самые крупные лоты, и теперь мы разрываем ряд контрактов, аннулируя их условия, - сообщил мэр, извинившись перед горожанами за нестабильную работу компании-партнера. - Принято решение закупить новые надежные автобусы, работающие, правда, не на газовом, а на дизельном топливе. Пусть это непопулярная мера, но уже скоро хорошо зарекомендовавшие себя машины выйдут на маршруты.
К десяти МАЗам, приобретаемым горадминистрацией в лизинг, добавятся десять газомоторных НефАЗов, закупленных по региональной отраслевой программе. И еще сорок автобусов Новокузнецк получит в течение 2024 года. По мнению главы города, основным перевозчиком должно стать муниципальное пассажирское автопредприятие, которое вместе с двумя частниками сейчас составляет конкуренцию питерцам.
Муниципальному ПАП передадут на обслуживание минимум семь городских маршрутов, а также все пригородные. В морозы жители села Кругленькое, что в пяти километрах от Новокузнецка, выложили в Сеть видеообращение - уехать в город на работу, учебу и лечение невозможно, автобусов нет совсем. Аналогичные жалобы поступили и из других сел. Как оказалось, обслуживавший эти направления индивидуальный предприниматель обанкротился и покинул Кузбасс.
- Закон, согласно которому муниципальные и госперевозчики вынуждены наравне с частниками бороться за право оказывать транспортные услуги, я бы назвал большой ошибкой. Мы решим проблему системно, если уйдем от пресловутых конкурсов, на которых побеждают предприниматели, способные вот так все бросить и уйти. Поэтому и отдаленные деревни должны обслуживаться ПАП-1, где уже есть отлаженная система менеджмента. Приоритет нужно отдавать муниципальным перевозчикам, которые научились работать. Помогите нам закупить для них транспортные средства, а мы будем предоставлять льготы водителям. И все вернется в нормальное русло, - подчеркивает глава города.
Не обошлось в этом году без уголовных дел в сфере пассажирских перевозок и в Кемерове. Так, например, бывший начальник городского управления транспорта и связи обвиняется в получении взятки размером полтора миллиона рублей за содействие в продаже местным пассажирским перевозчикам пятнадцати импортных автобусов. Посредником в передаче денег (по сто тысяч за каждый автобус) выступил житель Татарстана, уже осужденный на семь лет лишения свободы.
Все произошло на фоне продолжающейся транспортной реформы. Как уточнил в одном из интервью глава муниципалитета Дмитрий Анисимов, в городе больше не осталось ни одной маршрутки - только низкопольные автобусы, работающие на газе. И еще в этом году на улицы вышли двенадцать троллейбусов с функцией электробусов.
- Недавно было закуплено еще пятьдесят единиц машин "Адмирал" с рестайлинговым кузовом, ожидаем их прибытия в первом квартале 2024 года, - уточнил мэр.
Планы развития системы городского общественного транспорта в регионе большие. По словам губернатора Сергея Цивилева, электробусы через семь лет займут больше половины регионального автобусного парка. Сейчас их не закупают из-за высокой стоимости аккумуляторов.
- У нас обновлено 61 процент автобусов и 27 процентов трамваев и троллейбусов. Это далеко от идеала. Мы поставили задачу увеличить пассажиропоток в общественном транспорте с 277 миллионов до 400 миллионов человек. Сейчас около семидесяти процентов транспортных средств используют природный газ, но чтобы полностью перейти на этот вид топлива, нам предстоит газифицировать все территории и построить сеть многотопливных заправок. Подвижной состав должен быть обновлен к 2030 году. Сто электробусов с подготовкой необходимой инфраструктуры появятся в Кемерове, сто - в Новокузнецке, - сообщил глава минтранса Кузбасса Сергей Рубан. - Одна из задач - организация в области производства транспортных средств и запчастей к подвижному составу. А важнейший на сегодняшний день вопрос - ликвидация кадрового дефицита в отрасли. Необходимо вырабатывать неординарные меры, связанные не только с повышением зарплат, но и с улучшением условий труда водителей.
Прямая речь
Дмитрий Маркович, профессор, академик РАН:
- Кузбасс, к сожалению, относится к числу экологически неблагополучных регионов. И поэтому переход на электротранспорт и газовое топливо для него очень важен. Создание мощных аккумуляторов - это задача для науки, инновационной сферы. Кроме того, правильная организация логистики, управления транспортными системами, в том числе интеллектуальным, - важнейшее направление. Вплоть до создания (возможно, через несколько десятков лет) беспилотных автотранспортных систем.