На замену лифтов в регионах предложили направлять больше средств
Сегодня важно создать единую систему обслуживания и замены лифтового оборудования в многоквартирных домах. Об этом сказал заместитель генерального директора Фонда развития территорий (ФРТ) Олег Рурин на совещании в Совете Федерации 24 ноября о проблемах импортозамещения и наращивания отечественного промышленного производства лифтов.
До 15 февраля 2025 года потребность в замене лифтов в жилых домах составляет 81,5 тысячи лифтов, сообщил Рурин. Есть регионы, которые уверенно справляются с этой задачей, добавил он. «Но есть большое количество регионов, несколько десятков, которые при существующих темпах и до 2030 года с этой проблемой не справляются», — сообщил он.
Поэтому нужно подумать над рядом системных мер, которые позволят сделать механизм замены лифтов стабильным и обеспеченным источниками финансирования, уверен Рурин.
«И здесь должна работать самовоспроизводящаяся система обслуживания и замены лифтового оборудования с базовым источником средств, которым являются платежи за жилищно-коммунальные услуги и за капремонт многоквартирных домах. Это основная ресурсная база», — сказал замглавы ФРТ.
Чтобы перейти к такой целевой модели, в переходный период нужно сформировать какие-то стимулирующие механизмы с государственным участием, уверен он. К сожалению, в настоящий момент такой единой системы обслуживания и замены лифтов нет, а система капремонта решает эту проблему отчасти и не во всех регионах, отметил Рурин.
Плановые объемы средств, которые направляются в регионах на замену лифтов, очень сильно отличаются от 1-3 процентов до 50 процентов, сообщил он.
В среднем по России 18 процентов средств региональных операторов идут на эти цели и это дает эффект не во всех регионах, добавил замглавы ФРТ. «Возможно, стоит регулировать объем средств, направляемых на замену лифтов. Это один из механизмов, который позволит повысить темп замены лифтов, особенно в тех регионах, где эта доля ниже среднероссийской», — предложил Рурин. Более того, надо вернуться к вопросу о продлении срока замены лифтов, установленного техрегламентом, считает он.
«Потому что действующая тенденция, оценка и прогнозы, которые мы фиксируем, говорят о том, что мы должны уже сейчас задуматься о сдвижке этих сроков», — отметил Рурин. Ранее в дискуссиях прозвучала дата 2027 год, но и она не является достаточной, чтобы в этом горизонте перейти к устойчивой модели замены лифтов, полагает Рурин.
Лифты, отработавшие назначенный срок службы (25 лет со дня ввода в эксплуатацию, если иной срок не указан в техническом паспорте), должны быть приведены в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» до 15 февраля 2025 года, говорится в документе.
В случае непринятия в установленный срок мер по приведению лифтов в соответствие с требованиями технического регламента их эксплуатация будет прекращена.