От амбиций к реальности: история строительства Дворца Советов
28 января 1957 года исполком Моссовета принял решение о строительстве Дворца Советов. В сердце Москвы, вблизи Кремля, должен был появиться монументальный символ власти и архитектурного великолепия. Дворец Советов был проектом масштабных размеров и амбиций, ради которого политические лидеры СССР распорядились снести Храм Христа Спасителя. В чем грандиозность проекта, который пытались реализовать в течение нескольких десятилетий, и почему его так и не удалось построить – рассказываем в нашем материале.
Масштабы задуманного
Впервые идея строительства Дворца Советов зародилась еще в 1922 году. Однако тогда было необходимо восстанавливать страну после Гражданской войны, поэтому лишних ресурсов не было.
В 1931 году объявили Всесоюзный конкурс проектов. Более 300 архитекторов прислали свои идеи с подробным описанием Дворца Советов и чертежами. Организационные вопросы, связанные с Дворцом Советов, поручили Временному техническому совету управления строительством, в состав которого вошли не только архитекторы, но и писатели, в частности Максим Горький, художники и даже театральные режиссеры.
«Дворец Советов должен состоять из четырех основных групп помещений. Группа А заключает в себе большой зал Дворца на 15 000 человек. Группа Б состоит из малого зала на 5 900 человек. Группа В заключает в себе 2 зала на 500 человек и 2 зала на 200 человек со служебными помещениями, всего по площади 2 800 кв.м. Группа Г в 2 000 кв.м, предназначенная для комендантского и хозяйственного управления Дворца, а общая площадь – 36 800 кв.м», – таким был один из планов проекта Дворца Советов.
Надо сказать, что все идеи тщательно оценивали, анализировали и нередко разносили в пух и прах.
«Что приводит их к необходимости конструировать на большой высоте механизированную поворотную посадочную площадку, оборудовать здание специальными кранами для спуска машин, но ни в коей мере не обеспечивает действительной работы аэропорта, так как на эту площадку если и смогут садиться, то лишь геликоптеры и очень малые машины. Автор утверждает, что вид его проекта «несомненно несет на себе отпечаток индустриального расцвета страны», – писали газеты о проекте архитектора Розенблюма.
Во Дворце Советов должны были проводить сессии Верховного Совета СССР и массовые демонстрации. Первый утвержденный проект строительства принадлежал архитектору Борису Иофану, который предполагал, что Дворец украсит стометровая статуя Владимира Ленина, а общая высота составит 415 метров. Предполагалось, что здание будет не только центром новой советской Москвы, но и станет самым высоким в мире, ознаменовав победу социализма. Таким образом, строительство дворца ознаменовало переход к сталинскому ампиру в советской архитектуре. Этот стиль соединил элементы ренессанса, барокко, ампира эпохи, ампира, позднего классицизма, постконструктивизма, ар-деко и неоготики. В декоре помещений сталинский ампир проявлялся массивной деревянной мебелью, лепниной под высокими потолками, резными шкафами, бронзовыми светильниками и статуэтками. Еще одна характерная деталь – люстры из бронзы, украшенные хрустальными подвесками.
Волхонку в качестве места строительства выбрали не случайно. Несмотря на то, что предлагали и другие варианты – Охотный ряд, Болотную площадь, Китай-город и Варварку. Все же решили, что именно Волхонка поможет зданию стать доминантой города. Ко Дворцу хотели положить широкий проспект и расходящиеся лучами магистрали.
После того как в 1931 году разрушили Храм Христа Спасителя, сразу же начались подготовительные работы. Изначально проект Иофана предполагал 18-метровую скульптуру рабочего с факелом в руке, однако Сталин сказал, что Дворец Советов должен стать памятником Ленину. Кроме того, было принято решение, что статуя первого вождя коммунистической революции должна быть в три раза выше и в два раза тяжелее, чем статуя Свободы – демонстрация некого превосходства над Америкой.
Как выглядел Дворец Советов на бумаге?
Помимо статуи Ленина на вершине здания, главный вход должны были украшать памятники других героев коммунизма – Карла Маркса и Фридриха Энгельса, обращенные лицом к Кремлю. Фрески, например, должны были занять около 20 тысяч квадратных метров стен (при сравнении выясняется, что это шесть Красных площадей). И, конечно, везде были бы скульптуры, бюсты, барельефы и полотна в стиле социализма.
В центре Дворца располагался бы большой зал, в который можно было бы поместить колокольню Ивана Великого, Исаакиевский собор или любое другое здание высотой в 25 этажей. А партер большого зала можно было бы трансформировать в сцену, бассейн и даже ледовую арену. Предполагалось, что такие изменения можно было производить в течение нескольких минут с помощью электрического подъемника.
Открытый форум для народных собраний соединял бы Большой и Малый зал Дворца Советов. Кроме того, в проекте предполагались: зал героики Гражданской войны, архив документов советской власти и зал сталинской Конституции. Таким образом, в день съездов во Дворце могли бы собираться до 50 тысяч человек. Интерьер бы дополняли самовыдвигающиеся кресла, автоматические системы уборки помещений, эскалаторы, скоростные лифты и радиосвязь.
Вторая попытка построить Дворец Советов
С началом Великой Отечественной войны проект заморозили, а в 1941 году стальные конструкции фасада пришлось демонтировать, чтобы использовать их во время обороны Москвы для сооружения мостов. К идее строительства Дворца вернулись лишь спустя 15 лет. За эти годы изменился не только Советский Союз, но и архитектурная политика страны.
Никита Хрущев проводил кампанию по борьбе с архитектурными излишествами, поэтому первоначальный план Дворца назвали «бессмысленной гигантоманией». В журнале «Архитектура СССР» отмечали, что высотная форма здания негативно повлияла на внутреннюю организацию дворца. Также не нравилось Хрущеву и то, что первоначальный проект не учитывал историческую застройку рядом. Поэтому в 1956 году объявили новый конкурс проектов. Кроме того, во второй редакции предполагалось, что построят Дворец на новом месте – в Юго-Западном районе Москвы, например, рядом с МГУ.
Новый Дворец Советов состоял бы из Большого зала на 4 600 мест для проведения съездов, конгрессов, концертов, были бы отдельные залы для работы Совета Союзов и Совета Национальностей, а также залы для правительственных мероприятий и административно-технические помещения.
В открытом конкурсе участвовало 115 проектов, которые показали в Центральном выставочном зале. Несмотря на то, что победителей конкурса удалось выбрать, правительство финальный план Дворца не утвердило. Последнюю попытку построить величественное здание предприняли в 1960 году, когда учредили Управление по проектированию Дворца Советов. Однако в 1963 году его расформировали, а идея так и осталась нереализованной.
Почему Дворец Советов так и не построили?
Официальной версии на этот счет нет. Однако разного рода предположения объясняют это, например, плохими геологическими условиями, не подходящими для столь массивной постройки. По другой версии, советское правительство решило, что в случае новой войны Дворец стал бы легкой мишенью для врага, так как его невозможно замаскировать. Еще одной причиной мог быть снос густонаселенных кварталов Москвы, который пришлось бы произвести.
Дополнительной причиной могла стать и идеология, в середине 60-х годов Советскому Союзу уже не нужно было доказывать свой прогресс подобным путем. Ведь в Москве уже построили метрополитен, который тогда удивил весь мир. Однако Дворец Советов все-таки оказал огромное влияние на советскую архитектуру и современный вид столицы. Без проекта Дворца не было бы других сталинских высоток.
В 1958-60 годах на фундаменте первого Дворца Советов создали самый большой в мире открытый зимний плавательный бассейн «Москва». В 90-х его закрыли, а на его месте построили новый храм Христа Спасителя, который повторяет старый вариант. Единственный реализованный элемент Дворца, сохранившийся до настоящего времени – Кремлевская АЗС на Волхонке, сегодня это одно из последних сохранившихся зданий советского ар-деко.