Александр Курников, независимый девелопер сверхзнаковых объектов недвижимости, подвел итоги первого девелоперского баттла двух столиц
Представляем вниманию наших читателей интервью с Александром Курниковы, независимым девелопером сверхзнаковых объектов недвижимости, которое состоялось по итогам первого девелоперского баттла двух столиц – Москвы и Питера. Напомним, победили москвичи.
1. Почему «баттл»? Это какая-то рэперская культура, для чего она рынку недвижимости?Очевидно, рынок недвижимости требует активного развития. Если все и дальше будут «в щечки друг дружку целовать» – это не позволит ему раскрыть свой истинный потенциал. «Баттлы» и «прожарки» – это способы привлечь внимание к самым недоработанным, слабым местам, пнуть в нужном направлении. Это как в большом спорте – тут не деликатничают, здесь прут к выдающимся достижениям. 2. Почему именно этот инструмент вы выбрали для обсуждения преимуществ?Потому что формат баттлов даёт участникам нужную свободу – не надо сдерживаться и фильтровать лишнее. Хотя стоит подчеркнуть – внутри самого сообщества всегда царит дружелюбная (я бы сказал – «дружбанская») атмосфера – каждый понимает, что даже в таком жестком формате существуют рамки и границы. 3. Спор Москвы и Питера – это такая уже достаточно избитая тема, много песен на эту тему написано, много фильмов снято; и тем не менее вы считаете, что это актуально?Ну давайте честно – в девелопменте этот спор публично никто не поднимал :) Хотя он точно оправдан, поскольку Петербург, обладает достаточным количеством ярких преимуществ перед Москвой.
Я подумал, что было бы увлекательно… хотя нет – даже «увлекающе» обменяться такими преимуществами. Это даст нам возможность глубже понять, куда и как обоим (или каждому) следует развиваться.4. В чём для вас разница Москвы и Питера?Для меня основное различие, что питерцы часто люди крайне нежные и расслабленные... правда преподносят всё это как свою «фирменную интеллигентность». Москва же в основном выглядит более агрессивной и напористой (что точно даёт финансовый успех), но порой москвичи не успевают углубиться в суть вещей. Этот диссонанс городов представляется мне крайне очаровательным.5. Какие элементы Московского девелопмента вы хотите привнести в Питер, и почему считаете, что Питер в них нуждается?В Питере, лично меня чрезмерно смущает пропасть между историческим центром и новой застройкой. Кажется, культурный центр остался практически нетронутым, со множеством брошенных зданий, в то время как новые районы выглядят как Москва в начале 2000-х, с просто адовой архитектурой. Нужно кардинально пересматривать подходы и там и тут, использовать отработанные практики Москвы и лучший мировой опыт.6. По какому принципу вы выбирали участников для баттла?Выбор был до ужаса простым. Если московские девелоперы способны «завалить в баттле» лучших застройщиков Питера, это будет мощным сигналом остальным участников рынка. Небольшие и средние компании тоже осознают необходимость развития и изменений.
Если бы мы ограничились только малыми игроками – кому бы это было интересно – ну завалили и завалили.7. Вам не кажется, что баттл – это «неформат» для девелопмента? Девелопмент – это про что-то спокойное, атмосферное: жизнь, спокойствие, уют, счастье. Баттл не вписывается в этот перечень: баттл – это драка, жестокость. Ведь вряд ли кто-то захочет ассоциировать свой дом с битвой?Именно поэтому Баттл и привлекает внимание! Обычно девелоперские мероприятия – это скучные мужики в костюмах. Поболтали что-то, выпили и разошлись. Мы хотим подвзбодрить это «болото».
Девелопмент – это, по-мне, про талантливых, ярких людей, про остроту ума! Это должно бы то, чем точно хочется заниматься и за чем хочется следить.8. О чём вы спорили на этом баттле? И почему считаете, что именно Москва победила?Было три раунда: брендинг, архитектура и девелопмент в целом.
Наш партнер Олег Бунов, основатель бюро «Bunov + Ustinov”, поднял настоящую проблему – пропасть в восприятии Питера – с одной стороны это «Культуры, Мосты и Кораблики», с другой – «Панк, рок и пить». А вот между ними ничего нет. Забавно было и его наблюдение, что весь хороший питерский брендинг сделан москвичами.
В раунде об архитектуре Артём Ржавский (РКС Девелопмент) ярко показал как рванула Москва при Сергее Семеновиче и при Главном Архитекторе Москвы – Кузнецове Сергей Олеговиче.
А я решил не нападать, я посвятил всё выступление простой мысли – можно делать невозможное… Можно использовать нестандартные, и даже кризисные подходы чтобы преодолевать любые препятствия. Показал как создавалось «Лучшие высотное здание в мире» – Neva Towers, и клубный дом «Пречистенка 8».
Все раунды были выиграны нами по баллам. Впрочем, на заключительном этапе организаторы попытались «помирить» нас, накрутив Питерцам очков. Но в результате признали нашу безоговорочную победу – 5:1.9. В чём московский девелопмент лучше питерского?Ключевое отличие московского и питерского девелопмента в подходах как преодолевать препятствия. Московские девелоперы часто сталкиваются с сильными преградами, такими как власть, собственники, местные жители. Тем не менее как таран пробивают все стены.
Питерский девелопмент очень спокойный, даже расслабленный… Не продаётся – ну, ок. Ерунду какую-то нарисовали – тоже ок.10. Почему питерский девелопмент развивается именно так?Питерский девелопмент, безусловно, отражает особенность стиля жизни северной столицы… Все тут как будто на чиле :) Тут у них красивая речка, кафешки, девушки, погода странная... и порой кажется, что люди не могут оторваться от этой атмосферы даже в процессе работы.
С моей точки зрения, это подход тупиковый. Нужно найти баланс между релаксом и профессиональной деятельностью. 11. Каково будущее Питерского девелопмента?Считаю, что Петербургу важно найти свою уникальную самоидентичность! Не пытаться успеть за Москвой, а наработать свои способы самовыражения.
Мне кажется это в сторону чувствительности и романтичности. Это поможет привлекать и людей, которые хотят переживать этот особую питерскую атмосферу и инвесторов.
Петербург может занять уникальную нишу, предоставляя людям возможность выбирать между московской и питерской жизнью. А это как вы понимаете «ой как давит» на цены и Питерские девелоперы смогут заработать гораздо больше.12. Вам не кажется что давно пора – как в Праге, например – отделить «старый» Питер от новостроя?Я считаю, что только сильный главный архитектор города может сыграть ключевую роль в развитии Питера. Подобно Сергею Олеговичу Кузнецову (главный архитектор Москвы), такой человек сможет вдохновить и направить, ориентируясь на правильное развитие, а не просто абы что строить, или вообще всё налево-направо запрещать. Его решения и видение могут внести уникальный вклад в сохранение и укрепление архитектурного наследия и самобытности Питера.13. Нет ощущения, что Москва – это «город без стиля»?Стиль подразумевает наличие ограниченного количества атрибутов, которые внимание(!!!) должны повторяться (это определение слово «стиль»). Однако когда речь идёт о таком мегаполисе как Москва, с 13 миллионами жителей, стандартная визуальная однородность сделает его как бы это сказать… картонным.
В городе с таким количеством людей и культур важно воспринимать это многообразие не как проблему, а как уникальную возможность для каждого найти своё место и сформировать собственную идентичность в этой удивительной смеси культур и стилей.14. Что вам нравится в девелопменте Москвы?В Москве единственно где в России можно делать инновационные и радикальные проекты – всегда найдется платежеспособная аудитория.
В регионах же ситуация обратная – там аудитория может быть просто не готова к чему-то новую и даже красивому. Ведь красоту тоже нужно уметь видеть и уметь ей наслаждаться. Там и получается замкнутый круг – нет красивого – люди не развиваются – нет красивого.15. Каким вам видится будущее российского девелопмента?Сейчас я не предсказываю, а скорее желаю российскому девелопменту:
Я бы хотел видеть, как индустрия станет более открытой для талантливых людей: архитекторов, дизайнеров, креативных команд, инженеров. Чтобы формировались равные коллаборации. Это означает, что компании перестанут инкапсулировать процессы – они начнут активно сотрудничать с внешними одаренными профессионалами, а не будут пытаться вырастить их внутри.
Я желаю, чтобы девелоперы поняли, что гордится нужно не тем, что вы сами что-то сделали (нарисовали свои фасады, сами разработали логотип), а что вы работаете с признанными гениями.16. Что дальше? После баттла столиц что нас ждёт? Баттлы городов-миллионников? Казань против Астрахани?Я не хочу делать баттл ради баттла. Цель – таким способ двигать индустрию, находить слабые места и давить-давить-давить. Это могут быть как и конкретные застройщики, так и даже вопросы управление городом, планировка развития – власть, иными словами. Я хочу чтобы баттлы приносили реальную пользу, пусть даже в такой несколько развлекательной форме. 17. Чего не хватает современному российскому девелопменту?Девелопменту не хватает осознание что это не застройка. Девелопмент предполагает ВСЕГДА создание чего-то нового. ВСЕГДА! И если вы в своем проекте не создали чего-то чего раньше до вас никто не делал – вы не девелопер! 18. Что главное в современном девелопменте?Современный девелопменту нужно наконец перестать копировать и «раскачивать свое видение прекрасного», а выйти и поговорить со своими покупателями. И не маленьких менеджеров нужно отправлять, а главного человека за проект – автора – девелопера. Так можно узнать что реально людям нужно.
Например, при перезапуске «Пречистенка 8» я начал устраивать показы и просто слушать, что говорят потенциальные клиенты. Хотя по-началу это было вот совсем неприятно – «тут плохо!», «там не люкс!», «кому это вообще может понравится!». Но шаг за шагом мы меняли проект – дорабатывали его, пока не получился признанный участниками рынка шедевр.
В сухом остатке – слушание – ключевой элемент успешного девелопмента.19. Что является основным драйвером рынка девелопмента сегодня? А завтра?Крупные корпорации, подобные «Самолёту», сегодня действительно играют ключевую роль – они прям мегалодоны в мире бизнеса. Проблема в том, что они сконцентрированы на масштабировании и оптимизации процессов, что как вы понимаете прямо противоположно – новому и уникальному.
Именно те, кто привносит уникальность и инновации, должны играть роль двигателей рынка. На них нужно смотреть – смотреть что сработало, что нет (такое бывает) и использовать лучшие практики. Так всё получит свое основное развитие.