Реактивные авиалайнеры и минералы Менделеева: что хранят вузовские коллекции
Произведения живописи, старинная мебель, самолеты-бомбардировщики, скелеты и чучела животных, минералы и медицинские приборы — все это экспонаты более чем 350 музеев, которые работают под крылом российских вузов. Там хранят свыше трех миллионов предметов, включенных в состав Музейного фонда России. Чтобы сохранять и развивать уникальные коллекции, группа парламентариев внесла в Госдуму законопроект о придании официального статуса подобным музеям. «Парламентская газета» заглянула в музейные фонды вузов и узнал, какие экспонаты там можно увидеть.
Миллионы ценностей
Вузовские коллекции собирали не один десяток лет, они хранят редчайшие произведения искусства, образцы техники, природные артефакты. Но статус таких музеев сейчас законодательно не определен, поэтому у институтов и университетов возникают проблемы с финансированием, надлежащим хранением экспонатов и своевременной реставрацией. Высшим учебным заведениям трудно получать и гранты на развитие своих музеев. 13 октября группа депутатов и сенаторов внесла в палату законопроект, предлагающий регламентировать статус музеев при вузах и научных организациях. Документ подготовили при участии Минкультуры, Минпросвещения и Минобрнауки.
Об одном из музеев нам рассказала инициатор законопроекта, зампредседателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Занко: «Музей истории гражданской авиации находится в Ульяновске и принадлежит Ульяновскому институту гражданской авиации. Этот музей — один из самых крупных в стране авиационных музеев по числу экспонатов, их там более четырех тысяч. Там же экспонируется около 50 единиц авиационной техники, от маленького По-2 до современных реактивных гигантов. Из них одиннадцать признаны памятниками науки и техники. Некоторые — единственные в мире. Например, Ту-144 — первый в мире сверхзвуковой авиалайнер. Он осуществлял пассажирские перевозки Москва —Алма-Ата, экспонировался на международном авиасалоне во Франции».
А в Минералогическом музее СПбГУ находится одна из самых больших коллекций минералов, которую собирали около двухсот лет. В фондах этого музея хранится более 30 тысяч образцов минералов, принадлежащих 2600 видам. Среди них есть и 245 экземпляров, собранных Дмитрием Менделеевым.
Всего в вузовских музеях хранят более 3,3 миллиона музейных предметов и коллекций, которые включены в Музейный фонд РФ, отметила Занко: «Однако до сих пор статус таких музеев четко не определен. Понятие «музей» в законе «Об образовании» не соотносится с понятием «музей» в законе «О Музейном фонде». Из-за этого возникают проблемы целеполагания, хранения, развития, в том числе финансирования из бюджетных средств, так как для таких организаций музейная деятельность не является основным видом деятельности».
Муха между наукой и культурой
В структуру МГУ тоже входят несколько музеев, и один из них — Зоологический. Он возник еще в 1791 году как Кабинет естественной истории. Там, если не считать полного скелета мамонта, можно увидеть только современных животных — от одноклеточных до птиц и млекопитающих. Последним отдан весь верхний зал, в котором большинство экспонатов — чучела, выполненные лучшими отечественными таксидермистами в конце XIX и на протяжении всего XX века.
В придании официального статуса музеям вузов много положительных моментов, уверен директор Зоологического музея МГУ Михаил Калякин: «Сейчас музеи могут воспринимать по-разному: как место, где вставлены коллекции, или как учреждение, которое занимается определенной деятельностью. В итоге возникает ситуация, что в университете фактически существуют несколько музеев, но одновременно их как бы и нет».
При этом коллекции часто бывают научными, отметил директор: «Если в ней хранят, например, отпечаток древнего животного, то это научный материал. Когда мы берем пробу ДНК для исследования, часть материала разрушается. Если это что-то маленькое, условно говоря, муха, то она пропадает целиком. Когда условная муха окажется в Музейном фонде, все научные исследования могут остановиться. И это центральная проблема для тех, у кого в музеях такие исследования проводятся».
Экспонаты, которые необходимы для научной деятельности, не останутся без внимания. «Мы работаем над этим вопросом в рамках законопроекта», — заверила Занко.
Операции на фронте и дворянская усадьба
В музее истории медицины при московском Сеченовском университете можно заглянуть в палатку, которая воссоздает условия хирургической операции вблизи линии фронта в Великую Отечественную войну. Как сообщает сайт университета, в такой палатке в 1942 году военврач Аркадий Раздьяконов извлек из тела бойца неразорвавшуюся мину. Сама мина, конечно, уже обезвреженная, тоже представлена в музее. А в экспозиции «История отечественной медицины с 1755 по 1940-е годы» можно увидеть такие раритеты, как набор инструментов конструкции Николая Пирогова, газоанализатор, созданный Иваном Сеченовым, первые учебные пособия, уникальные медицинские инструменты и приборы XVIII—XX веков.
В музее «Дворянское собрание» образовательного музейно-выставочного комплекса «Наука, техника, искусство» Московского финансово-юридического университета легко представить себе, как жили русские дворяне XIX века. Посетители проходят среди коллекций мебели, бронзовых люстр, канделябров, часов, столового серебра XVIII—ХХ веков и фарфора мастеров Венской королевской фарфоровой мануфактуры, Мейсенской мануфактуры, Императорского фарфорового завода. На стенах музея висят полотна Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Виктора Васнецова, Питера Пауля Рубенса, Паоло Веронезе, Яна Брейгеля Младшего.
Музей Владимира Набокова при Санкт-Петербургском государственном университете разместился на первом этаже трехэтажного особняка, принадлежавшего Набоковым с 1898 года. В музее хранят личные вещи писателя, первые издания его произведений, научную библиотеку и уникальную коллекцию бабочек, собранную самим Набоковым.
От Луны до радио
Не менее интересные музеи есть и в российских регионах. Музей Астрономической обсерватории имени В.П. Энгельгардта Казанского федерального университета может удивить посетителей картами лунной поверхности и астрономическими инструментами, солнечными часами, старинными и современными телескопами.
А музей истории радио- и электронной техники при Томском университете систем управления и радиоэлектроники включает около ста экспонатов — ретроспектива радио, телевизоров, измерительных и вычислительных приборов отечественного производства расскажет, чем люди пользовались в быту и на работе с начала 20-х годов XX века.
Музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского университета знакомит с жизнью многочисленных сибирских народов: телеутов, шорцев, хакасов. В собрании можно увидеть орудия рыболовства, детали оленьей упряжи, древние украшения. Посетители заглянут в хакасскую юрту, побывают в гостях у охотника и станут участниками родового моления, посвященного духу гор Таг Тайых.
При Пермском университете есть Музей палеонтологии и исторической геологии. В нем собраны уникальные образцы: девонская панцирная рыба из Прибалтики, яйцо динозавра из меловых отложений Монголии, черепа лабиринтодонтов из Поволжья и мезозойские рыбы из Казахстана.
А фонды минералогического музея университета, существующего с 1916 года, считают самым полным в Пермском крае собранием минералов, горных пород и руд. В коллекцию входят горные породы Антарктиды и железо-марганцевые конкреции со дна Атлантического и Тихого океанов. В музее посетителям покажут обломки Оханского метеорита, взорвавшегося среди бела дня в 1887 году, пепел извержения Везувия 1906 года и многие другие раритеты.
Школьный зал славы
В музее вуза может и не быть особых культурных ценностей. Там, например, часто собирают архивные материалы об истории учебного заведения или о выдающихся выпускниках. Ольга Занко отметила, что для таких музеев в законопроекте создали новую категорию: экспозиционно-воспитательные центры. Там будут демонстрировать предметы и коллекции, которые не входят в состав Музейного фонда. «Их роль очень важна для патриотического и исторического просвещения детей и молодежи», — подчеркнула депутат. Центры можно будет создавать во всех учебных организациях, от вузов до школ.
По словам депутата, с 2020 года на федеральном уровне активно занялись развитием школьных музеев: «Разъяснения по работе таких музеев были даны в письме профильного министерства. Эта система уже отлажена, поэтому наш законопроект принципиально не меняет сложившуюся систему работы школьных музеев».
Сейчас, кстати, в России насчитывается более 22 тысяч школьных музеев.