В прокуратуре назвали типичные черты московского преступника
Обыватель лет 30, выпускник техникума, не нашедший или даже не искавший постоянную работу, - так выглядит портрет среднестатистического московского преступника. Его составили сотрудники прокуратуры Москвы, проанализировав 100 тыс. преступлений, совершенных в столице в этом году.
Вроде бы огромная цифра - 100 тыс. - не должна вводить в заблуждение. Преступность в городе снижается уже который год благодаря современным системам видеонаблюдения, в том числе и камерам с распознаванием лиц. Они даже в толпе запросто вычисляют преступников, находящихся в федеральном розыске.
Тем не менее типичный портрет правонарушителя вырисовывается довольно четко. Как правило, нарушают закон мужчины в возрасте от 30 до 49 лет. Образование преимущественно - не выше общего или профессионального. Но и этим образованием преступники в большинстве случаев не пользуются, а потому не имеют постоянного источника дохода.
Год от года самым "популярным" преступлением в столице остаются кражи. Их доля превышает 41 процент
Чаще всего преступления совершаются в Центральном округе, что объяснимо: здесь сосредоточено значительное число общественных мест. Каждое пятое преступление совершается в публичных зонах. Реже всего правонарушители орудуют в Зеленограде, где за девять месяцев зарегистрировано 2435 преступлений.
Впрочем, и по количеству населения Зеленоградский округ значительно уступает другим округам, поэтому и абсолютные цифры преступности невелики. Но и тут стоит отметить, что по сравнению с тем же периодом 2022 года уровень криминала упал на 10%. В целом по городу количество преступлений снизилось на 4%. Но есть в городе округа, которые все больше привлекают преступников. Незначительный подъем криминалитета (на 0,9% и 1,9% соответственно) отмечен на севере и северо-востоке Москвы.
Год от года самым "популярным" преступлением в столице остаются кражи. Их доля превышает 41%. Основная причина - высокая посещаемость общественных мест, в которых проще совершить преступление, считает столичный адвокат Владимир Постанюк. Повесь хоть миллион камер, но искусственный интеллект не вычислит алгоритм ювелирной работы "щипача". "Эти бригады работают годами, в прочной связке, незаметно для обывателей, - поделился адвокат, полковник милиции в отставке Евгений Черноусов. - Только опытный оперативник может вычислить преступника наметанным глазом. Камера тут менее эффективна".
По информации полиции и прокуратуры Москвы, более половины таких преступлений совершают не москвичи и даже не мигранты, а жители регионов: кто-то из них давно живет в Москве без регистрации, а кто-то в процессе "гастролей". Особенно опасны вокзалы. Там "гастролер" может отработать и при удачном раскладе к вечеру вернуться на поезде в свой регион.
Что касается мигрантов из Средней Азии, их доля среди фигурантов резонансных дел не достигает и четверти. "Эти парни чаще всего идут на преступления от отчаяния: выгнали с работы, нет денег. Человек и ворует - другого выхода найти не может", - комментирует Евгений Черноусов.
Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Сергей Буланов
Эта категория преступников рассчитывает, что камеры не вычислят их личность. Ведь не все в России находятся на легальном учете. К тому же они прекрасно знают, что человека азиатской наружности бывает крайне трудно описать. На самом деле мигрантов ловят довольно часто на самых банальных кражах. Сценарий чаще всего самый простой: уснул человек в вагоне, устал или выпил. Злоумышленник, улучив возможность, просто забирает сумку или смартфон - и бежать.
И тем не менее Москва остается безопасным городом. Здесь на душу населения совершается значительно меньше преступлений, чем в большинстве других столиц мира.