БАТТЛ СТОЛИЦ: московские девелоперы одержали победу над командой Санкт-Петербурга
Большой или Мариинка, Тверская или Невский, Пятницкая или Рубинштейна, Бродский или Маяковский – этот ряд можно продолжать очень долго, ведь за каждым названием, за каждым именем скрываются символы двух самых крупных и популярных российских городов – Москвы и Петербурга, – а своих символов у них хватает.

Причем даже не сравнение, а их противопоставление вошло у нас чуть ли не в привычку. Москвичи, наверное, больше самих петербуржцев любят Северную столицу, это видно по практически бесконечному потоку туристов, прибывающих с Ленинградского на Московский вокзал каждые выходные, на праздники и летом. Не отстают и питерцы, но здесь признаваться в любви к более богатому соседу принято в меньшей степени, не в последнюю очередь благодаря особенному «нордическому» характеру, закаленному ледяными ветрами Финского залива, тут чаще симпатизируют «про себя».
Соперничество двух столиц, как у нас сообща принято называть Москву и Петербург, касается буквально всего, в том числе, конечно, и бизнеса. Известный московский кризисный девелопер Александр Курников предложил всем желающим застройщикам из Петербурга поучаствовать в дебатах-схватке с представителями Москвы под названием «БАТТЛ СТОЛИЦ: дотягивает ли Питер до Московского стандарта или тягаться пока рано?». Местом для встречи был предложен форум Business & Design Dialogue SPb 2023, проходивший в Санкт-Петербурге 12 и 13 октября 2023 года в инновационном пространстве Multi Plan на Малом Проспекте Васильевского острова.
Данный форум был выбран не случайно – в этом году его частью стали Next Home и Next Hotel – представительные выставки, посвященные жилой недвижимости и российскому отельному рынку.Перчатку, брошенную Курниковым, подняли сразу 6 профессионалов рынка недвижимости Петербурга – Михаил Гущин из RBI, Дмитрий Фалкин также из команды RBI, Дмитрий Ильченко из Bonava, Татьяна Халилова и Мария Кукса из GloraX, Ольга Смирнова из PLG. Москвичи, в свою очередь, усилились Артемом Ржавским из РКС Девелопмент и Олегом Буновым из коммуникационного агентства Бунов x Устинов. Модерировать баттл согласилась Маринель Суркова – основатель закрытого клуба девелоперов Dipmission. Кроме того, оперативно было образовано экспертное жюри, в которое вошли Дмитрий Чебыкин из Дом.рф, Светлана Опрышко (Всеостройке.рф), Лидия Лутовинова (КОММЕРСАНТЪ EVENTS), Галина Егорова (NSP.RU), Евгения Иванова (Деловой Петербург) и Вадим Шевченко с Тимуром Захарченко (Sales Machine). Капитаном москвичей выбрали Александра Курникова (Kurnikov), а питерцев – Михаила Гущина из RBI.
Регламент баттла предусматривал 3 тематических раунда – каждая сторона получала по 10 минут для того, чтобы поделиться своим видением темы и задать вопросы сопернику. Раунды оценивались зрителями через голосование в интернете, а также отдельно экспертами жюри. Темами были выбраны «Брендинг», «Архитектура» и, собственно, «Девелопмент».

Первый раунд фразой «Питерского брендинга нет» со свойственным Москве напором начал Олег Бунов, он аргументировал свою позицию наличием так называемого «brand gap» в восприятии города – смысловым разрывом между стереотипными парадигмами «Музеи, балет, кораблики» и «Рок, панк, пить!» - высоким стилем и трэшем, отсутствием «золотой середины», а также свойственной Петербургу одержимостью прошлым и отсутствием интереса к настоящему. По его мнению, большая часть местного креатива в девелопменте крутится вокруг дореволюционной России – с постоянными отсылками и смысловой игрой с царской эпохой, когда город был столицей. И эта тема давно исчерпана, на рынке кризис идей. Закончил Олег искрометной фразой о том, что все новые и интересные смыслы в брендинге Петербурга последних лет «придуманы москвичами». От Петербурга выступил Дмитрий Ильченко, он не согласился с категоричной оценкой Бунова, аргументировав тем, что именно питерская школа девелопмента познакомила Россию с некоторыми популярными мировыми практиками, которые после стали здесь отраслевым стандартом, например, отделка white box. Остальные представители команды поддержали Ильченко и каждый на примере своих компаний показал, что брендинг в девелопменте Петербурга не только жив, но и отлично себя чувствует, а также всегда ориентирован на человека.
«Не путайте брендинг и реальную ценность бренда - она здесь, в Петербурге», - бросили питерцы москвичам.
Второй раунд «Архитектура» начался с выступления капитана команды Петербурга Михаила Гущина, он рассказал об особенном петербургском подходе к новой архитектуре, частью которого являются ограничивающие регламенты на вид и высоту фасадов в зоне исторической застройки, а это весь центр города и о постоянной скрупулезной работе с себестоимостью тех или иных архитектурных решений. Коллеги Михаила по команде развили мысль о том, что в Петербурге застройщики тратят больше времени и проявляют незаурядную изобретательность при функциональном наполнении проектов и их индивидуализации, так как в большей, чем москвичи, степени ограничены себестоимостью строительства. От Москвы выступил Артем Ржавский, он рассказал о существенном градостроительном прогрессе Москвы за последние годы, что город не боится новизны и экспериментов, регулярно воплощает смелые архитектурные проекты (RED7, ЖК «Бадаевский», деконструктивистский ЖК «Emotion», Дом с перевернутой аркой). Артем завершил выступление фразой о том, что сама Москва, ее общественные пространства, трансформируются сейчас невероятными темпами, которые недоступны не только Петербургу, но и большинству мировых мегаполисов. И именно такие изменения городской среды создают необходимую и аккуратную «оправу» для новых и ярких проектов в области недвижимости, позволяя им выглядеть не только интересно, но и органично на фоне привычной городской застройки. Александр Курников (KURNIKOV) также отметил роль Москвы, как законодателя архитектурной моды в России, рассказав о проекте «Бродский», несколько лет назад запустившим тренд на арки в проектах премиум-класса.
Старт третьему раунду «Девелопмент» дал капитан «москвичей» Александр Курников (Kurnivov), он рассказал о своем опыте кризисного девелопмента на примере «Neva Towers» в Москва-Сити, признанного International Property Awards лучшим высотным зданием в мире, а также нового проекта «Пречистенка 8». Александр поделился, что только в Москве девелоперы, сталкиваясь подчас с, казалось бы, безвыходными ситуациями, способны не только их преодолеть, но и на выходе сделать выдающийся проект. Это и есть уникальный московский подход. От Петербурга снова выступил Михаил Гущин, он акцентировал внимание на том, что в сравнении с Москвой в питерском девелопменте всегда было значительно меньше денег, и каждый шаг здесь должен быть предварительно сто раз отмерен, в то время как в Москве часто можно позволить себе делать небольшие ошибки либо вовсе не обращать внимание на отдельные вещи – спрос и денежный поток это позволяют.

Баттл завершился уверенной победой московской команды, которая получила поддержку как со стороны зрителей, так и членов жюри.
Удивительно, нo по итогам баттла стереотипы частично подтвердились – представители Москвы вели себя более уверенно и решительно, а участники команды Петербурга – деликатно и тактично. Москва и Петербург, конечно, очень разные, у каждого города своя уникальная атмосфера и характер. Москва – столица и современный мегаполис, этот город словно излучает особенную энергию, ежегодно привлекая все новых россиян своими безграничными возможностями. Петербург, с другой стороны, столица историческая и культурная. Это город разводных мостов и романтики, где буквально каждый угол способен рассказать свою уникальную историю. Только Москва на сегодня может позволить себе реновацию старого жилищного фонда и масштабные программы модернизации городской инфраструктуры, которой позавидуют даже многие европейские столицы. Петербург, как верно отметили его представители на баттле, такими возможностями не обладает, здесь иные муниципальные расходы, да и сам город в несколько раз меньше Москвы. Но, как это не парадоксально, именно поэтому местный бизнес, в том числе застройщики, выработал особенный подход, в основе которого лежат изобретательность и импровизация. Благодаря ему питерцам часто удается реализовать в проектах новаторские идеи, о которых москвичи даже не задумываются, но зато впоследствии запросто перенимают. Петербург во многом был и остается первопроходцем, а Москва – последователем и рационализатором. И оба города только выигрывают от такой модели взаимодействия – Петербург изобретает, Москва улучшает и дорабатывает.