Собянин: Центру обеспечения мобильности пассажиров исполнилось 10 лет
Центру обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП) исполняется 10 лет, с момента создания его помощь получили более 1,2 млн пассажиров. Об этом мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем Telegram-канале. «Центру обеспечения мобильности пассажиров – 10 лет. Его сотрудники помогают безопасно и комфортно передвигаться маломобильным горожанам с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, пожилым людям, родителям с детскими колясками и другим», – написал он.
Мэр добавил, что инспекторы центра находятся рядом на протяжении поездок в метро, сопровождают на вокзалах, до автовокзалов и «Аэроэкспресса», в поездках по Московскому центральному кольцу (МЦК), до Северного и Южного речных вокзалов и социально значимых объектов. С момента создания ЦОМП помощь получили более 1,2 млн пассажиров. На официальном сайте мэра Москвы сообщается, что к юбилею центра Московский метрополитен открыл выставку, посвященную его сотрудникам. В переходе между станциями «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской и Большой кольцевой линий можно увидеть фотографии инспекторов, которые каждый день помогают пассажирам городского транспорта.
«Мы развиваем сервисы для пассажиров городского транспорта. В 2013 году для комфортного передвижения маломобильных пассажиров было принято решение создать ЦОМП. Сначала мы сами не очень понимали, чем надо заниматься и как себя вести. Мы изучали, кто такие маломобильные пассажиры. Смотрели на станциях, как часто они встречаются, где именно ходят. Подходили и предлагали помощь, но нередко получали отказы от тех, чье личное пространство было нарушено. Тогда мы начали изучать этот вопрос вместе с общественными организациями инвалидов, искали подходы, составляли технологические процессы и обучали наших сотрудников», – приводятся в сообщении слова начальника Центра обеспечения мобильности пассажиров Романа Чернышова.
Как уточняется, ежедневно в ЦОМП поступает около 300 заявок. Их можно оставить несколькими способами, по телефону или онлайн. Каждую заявку обрабатывают в кол-центре: операторы уточняют имя пассажира, маршрут, вид помощи, задают дополнительные вопросы, чтобы точнее понять, кому лучше отдать заявку в работу. Например, если пассажир передвигается на инвалидной коляске, важно узнать его вес и исправна ли коляска. Если нет, ему предложат воспользоваться коляской ЦОМП. По правилам заявку необходимо подать не менее чем за 24 часа до поездки. Если же пассажиры подают ее позже, им могут предложить выбрать ближайшее свободное время. При этом многие пассажиры оставляют сразу по несколько заявок, чтобы покрыть все запланированные поездки. Они ездят с сопровождением на работу, учебу или медицинские обследования и записываются в график на недели вперед.
«Готовая заявка попадает специалистам, которые формируют графики и маршруты инспекторов. Те видят все свои поездки в мобильном приложении. В них указано время, имя пассажира, где его нужно встретить, куда проводить, и отмечены ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание», – приводятся в сообщении слова главного специалиста центра Вадима Мельникова.
Приоритет для ЦОМП – маломобильные пассажиры. Большинство заявок поступает от людей с нарушениями зрения – таких пассажиров более 50%. Инспекторы также сопровождают людей с нарушениями слуха и функций опорно-двигательного аппарата. Не всегда в помощи нуждаются люди с инвалидностью. Бывает, что человек имеет временные трудности с передвижением по городу. Это может быть сложно, даже если сломать руку. Если у вас в гипсе правая рука, удерживаться на эскалаторе затруднительно, а поворачиваться спиной к движению – это нарушение правил безопасности, поясняет Мельников.
В ЦОМП могут обратиться пассажиры с особенностями психического здоровья или их представители. Так, людям с аутизмом инспекторы помогают учить новые маршруты. Кроме того, они сопровождают людей с различными фобиями (боязнью высоты, замкнутого пространства). При этом никаких справок в центре не требуют. Заявки на сопровождение оставляют также пожилые люди, родители с детьми до семи лет и многодетные семьи. Принимают заявки и от школ – для сопровождения детей с первого по шестой класс. Если раньше инспекторы обслуживали только станции метро, сегодня с ними можно проехать по МЦК, до поездов «Аэроэкспресса», добраться до железнодорожных, речных и автовокзалов, социальных объектов, музеев и театров.
«Мы вышли далеко за пределы метро – у нас более 300 городских маршрутов. Безусловно, за 10 лет Москва стала доступнее для маломобильных людей. Не только благодаря нашей работе, но и работе всего города – он действительно развивается в этом направлении», – приводятся в сообщении слова начальника центра Романа Чернышова.
Как отмечается, инспекторы ЦОМП помогают пассажирам ежедневно с 05:30 до 01:00 – все время, пока открыто метро. Они распределены по участкам, большинство из которых находится на узловых станциях, например, «Комсомольской» или «Курской», где помощь нужна чаще всего. Основная часть заявок обычно приходится на утренний час пик. Далее, по мере освобождения, сотрудников могут задействовать на другой работе. Например, в жару они раздают москвичам бутылки с водой, в дни закрытия участков метро информируют пассажиров о способах объезда, а во время больших концертов и матчей помогают развести потоки людей в метро, чтобы не затруднять работу станций.
Обычно на работу в ЦОМП приходят кандидаты с образованием или опытом в сфере психологии, медицины и социальной работы. Иногда после практики остаются студенты профильных вузов и колледжей. Молодые люди чаще работают на энтузиазме, для людей среднего возраста это уже осознанный выбор, поясняет Мельников.
Все инспекторы проходят курсы повышения квалификации и дополнительную подготовку, в том числе психологическую.
В Москве постепенно адаптируют инфраструктуру для удобства маломобильных людей. На всех новых станциях метро делают лифты, в вагонах поездов предусматривают места для колясок, дублируют шрифтом Брайля надпись «Вход» на турникетах. Также тактильные надписи есть на колоннах экстренного вызова в метро и на МЦК. Однако, по словам инспектора, безбарьерная среда не всегда может обеспечить комфорт для всех пассажиров. Многие пассажиры сами с удовольствием помогают маломобильным людям, мамам с колясками и пожилым попутчикам. Инспекторы ЦОМП в таких случаях рекомендуют оставаться тактичными и постараться не навязывать свои услуги. Людей с нарушениями зрения не стоит хватать за трость или за руку. Как правило, они хорошо ориентируются на привычном маршруте, и их это может только сбить. Со слабослышащими и глухими пассажирами не стоит повышать голос или менять мимику, добавляет инспектор Татьяна Карева.