От Мавзолея Ленина до Казанского вокзала: что построил в Москве архитектор Алексей Щусев

Станция метро «Комсомольская», Покровский храм Марфо-Мариинской обители и Мавзолей Ленина. Что объединяет эти настолько разные по стилю и назначению архитектурные сооружения? Они были созданы Алексеем Щусевым, одним из самых выдающихся архитекторов XX века, который творил в разных жанрах. За всю жизнь он стал автором более 200 проектов. Среди них — храмы, жилые и общественные здания. Свою более чем полувековую карьеру архитектор начал еще до революции 1917 года, но добился признания и в советские годы.

От Мавзолея Ленина до Казанского вокзала: что построил в Москве архитектор Алексей Щусев
© Mos.ru

В Москве по проектам Алексея Щусева построили более 15 крупных сооружений, которые стали яркими символами столицы. К 150-летию со дня рождения архитектора о самых известных его работах корреспонденту mos.ru рассказала Юлия Старостенко, главный научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Покровский храм в Марфо-Мариинской обители милосердия

улица Большая Ордынка, дом 34 

Покровский храм на территории Марфо-Мариинской обители милосердия — одна из ранних работ Алексея Щусева. Обитель была построена по поручению великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. За дело архитектор принялся в начале XX века.

«При строительстве храма Щусев использует традиционные приемы, но осмысляет их иначе, по-новому. Мы видим сочетание приемов разных школ древнерусского зодчества. Из архитектуры храмов Новгорода и Пскова XII-XVI веков была взята идея открытых звонниц и мотив треугольных щипцов. На фасадах — белокаменная резьба, символ владимиро-суздальской архитектуры XII века. Эти формы переосмыслялись Щусевым в стилистике модерна — ярким примером стали вытянутые, как свечки, главки, венчающие звонницы», — рассказывает Юлия Старостенко.

Архитектор не только проектирует само здание собора, но и уделяет внимание каждой его детали. По задумке Алексея Щусева, орнаменты с библейскими мотивами украшают стены и порталы храма, витиеватым рисунком оформляются даже дверные ручки.

Обитель открыла свои двери в феврале 1909 года, Покровский храм был освящен в 1912-м, но после революции 1917-го ее закрыли. Возродилась община сестер милосердия только спустя 92 года, в 2009-м, когда обитель праздновала свой 100-летний юбилей. Интересно, что за это время внешний вид ансамбля практически не изменился.

Казанский вокзал

Комсомольская площадь, дом 2

Следующим выдающимся проектом в жизни и карьере Алексея Щусева стал Казанский вокзал. Сегодня он признан объектом культурного наследия федерального значения. За право проектировать вокзал в 1911 году молодой архитектор соревновался с другими, не менее талантливыми представителями профессии. Конкурс он выиграл. В 1913 году Щусев приступил к воплощению проекта. Здание вокзала строили несколько десятилетий. Работы не прекратились даже в годы Первой мировой войны и Гражданской войны, когда в Москве остановилось практически все строительство.

«Казанский вокзал стал одним из самых грандиозных и долгих сооружений в биографии Алексея Щусева. По заказу мастер должен был создать не просто вокзал, а символ, связывающий Москву и Казань. Для этого Щусев обращается к архитектуре конца XVII — начала XVIII века, к нарышкинскому стилю, а главным украшением вокзала делает башню, стилизованную под дозорную башню Сююмбике Казанского кремля. Сверху мастер устанавливает позолоченный флюгер в виде крылатого змея Зиланта, который считается защитником и покровителем Казани», — говорит Юлия Старостенко.

В 2016 году был завершен полный комплекс реставрационных работ по фасадам, которым вернули исторический цвет, и интерьерам Казанского вокзала, а в 2022-м специалисты провели реставрацию флюгера. Сегодня Зилант вновь украшает верхушку главной башни.

Наследие династии Романовых: чат-бот Мосгорнаследия приглашает на новую экскурсиюЗнакомьтесь, столица: на какие экскурсии по городу можно попасть бесплатноНа портале «Узнай Москву» появился маршрут к 150-летию архитектора Алексея Щусева

Мавзолей Владимира Ленина

Красная площадь, дом 1

Но самым знаковым проектом Алексея Щусева, который без преувеличения сделал его главным советским архитектором, стал Мавзолей Владимира Ленина на Красной площади. Это здание, отделанное гранитом красного цвета, с крупной надписью «Ленин» известно не только в Москве и России, но и во всем мире. Сооружение отличает строгая форма и монументальный, но в то же время почти сакральный вид.

Заказ на строительство мавзолея пришел Щусеву практически в ночь после смерти вождя. За окном стоял январь 1924 года. Для организации прощания с Лениным здание нужно было возвести в предельно сжатые сроки.

Щусев принялся за дело, и буквально через несколько дней на Красной площади появился первый временный мавзолей. После этого глава комиссии по увековечиванию памяти Ленина Леонид Красин сформулировал концепцию архитектурного решения мавзолея — невысокое, неяркое и уступчатое сооружение в виде пирамиды. Именно такой образ лег в основу второго временного мавзолея из дерева, сооруженного в 1924 году, а затем и постоянного из камня. Его строительство было начато в 1929 году. Работы вновь поручили Щусеву.

«Говорят, что при строительстве мавзолея архитектор обращался к древней поминальной архитектуре, но связать здание с каким-либо прототипом очень сложно. Сооружение не вписывается в рамки конкретных стилей, оно будто само по себе. И в этом его феномен», — подчеркивает Юлия Старостенко.

Каменный мавзолей открыли 10 ноября 1930 года. Сегодня он тоже доступен для посетителей.

Здание Наркомзема СССР

Орликов переулок, дом 1/Садовая-Спасская улица, дом 11

Яркое сооружение необычной формы в Орликовом переулке — еще одно творение архитектора. Объект культурного наследия возведен в 1928–1933 годах в стиле конструктивизма для Наркомата земледелия (позже Министерство сельского хозяйства СССР).

Здание включает четыре корпуса, сгруппированных вокруг внутреннего двора. Это одно из наиболее масштабных и значительных общественных сооружений Москвы конца 1920-х — начала 1930-х годов.

С 2017 года специалисты провели комплекс работ по сохранению и реставрации его фасадов и интерьеров. Кроме этого, здание приспособили для современного использования. Фасадам вернули исторический цвет — бежевый с розовым оттенком и терразитовое штукатурное покрытие, воссоздали оконные и витринные заполнения из алюминия, отремонтировали интерьеры.

«Для Щусева этот проект был настоящим вызовом, ведь место, где предполагалось строительство, было для Москвы очень значимым. Там должен был пройти дублер Мясницкой улицы. Сейчас это часть проспекта Сахарова. Поэтому здание должно было выглядеть современно. Так Щусев его и представил: длинные фасады, необычные формы и полукруглый ризалит, разделенный горизонтальными “лентами” окон», — говорит собеседница mos.ru.

Изначально здание Наркомзема было серого цвета, привычный же современным москвичам терракотовый оттенок оно приобрело позднее. Деловой характер сооружения Щусев подчеркнул строгими формами, а на переломе фасада разместил квадратные часы.

В здании, как и в советские годы, располагается Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

С любовью из Москвы: какими видами столицы восхищались туристы и горожане более полувека назадКрасная площадь, ВДНХ и Нескучный сад: опубликован рейтинг самых популярных достопримечательностей на портале «Узнай Москву»Игрушки, подсвечник, медаль: какие исторические предметы находят археологи в Москве

Дом архитекторов

Ростовская набережная, дом 5

В XX веке Алексей Щусев проектировал не только значимые общественные здания, но и жилые дома. Среди них — Дом архитекторов на Ростовской набережной. Над этим монументальным сооружением необычной закругленной формы мастер работал в 1930-е годы.

«В те годы стояла задача сделать обмелевшую Москву-реку главной водной артерией столицы. Для этого и набережные должны были выглядеть парадно. Появляется идея строить грандиозные жилые комплексы. Так, Щусев проектирует Дом архитекторов. Изначально здание планировали включить в большой ансамбль, но задумку не воплотили в жизнь. Необычную форму дом получил неспроста — полукруг ориентирован на площадь Киевского вокзала», — рассказывает Юлия Старостенко.

Кроме того, существует легенда, что полукруглым Щусев сделал здание, чтобы оно огибало стоящую в то время перед ним церковь. Ее в итоге снесли, а форма сохранилась. Но, по словам Юлии Старостенко, чертежи архитектора изначально предполагали снос храма.

Дом построили для членов Союза архитекторов СССР. Его отличают строгие формы, аккуратные эркеры и ряды частых квадратных окон.

Дом академиков

Ленинский проспект, дом 13

Еще один впечатляющий жилой дом по проекту Алексея Щусева возвели на Ленинском проспекте. Дом академиков предназначался для сотрудников и членов Академии наук СССР. К строительству архитектор приступил в 1937 году, а потом и сам поселился в одной из квартир.

«Этот проект Щусев осуществил в процессе длительного сотрудничества с Академией наук. Предполагалось, что здание будет выходить, помимо Большой Калужской улицы, которая теперь стала частью Ленинского проспекта, на новую кольцевую магистраль Москвы, поэтому угол его фасада мастер сделал скошенным. Но новое бульварное кольцо так и не построили, а необычный акцент у сооружения остался», — говорит главный научный сотрудник музея.

Примечателен дом также помещенными в эркеры лоджиями, чередованием балконов на главном фасаде и большой центральной аркой, ведущей во двор.

Станция метро «Комсомольская» (кольцевая)

Комсомольская площадь

В списке самых известных работ мастера есть и подземные творения. Это станция «Комсомольская» Кольцевой линии, которую по праву считают одной из красивейших в столичном метрополитене. Заказ на ее строительство Щусев получил в 1945 году. Проект станции стал последней работой архитектора и завершался уже без его участия. В 1949 году Щусев ушел из жизни.

«“Комсомольская” проектировалась как одна из самых больших станций метро. Это позволило Щусеву оформить ее свободно, монументально и парадно. Для создания проекта он обратился к истории, стремясь запечатлеть в камне победу русского оружия. Внутреннее оформление станции посвящено победе СССР в Великой Отечественной войне», — подчеркивает Юлия Старостенко.

Главным украшением станции стали мозаичные панно, среди которых портреты великих русских полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Изображения выполнены из кусочков смальты и натуральных камней.

Станция украшена также лепными декоративными элементами: растительным орнаментом, завитками и картушами. За проект «Комсомольской» архитектора посмертно наградили Сталинской премией второй степени.

Узнать подробнее о жизни и творчестве легендарного советского архитектора можно на выставке «Алексей Щусев. 150», которая открылась в Музее архитектуры. Это самый масштабный проект музея за последние десятилетия. Экспозиция занимает два главных выставочных пространства: в анфиладе можно увидеть проекты гражданской архитектуры, а в Аптекарском приказе — храмовое зодчество мастера. На выставке представлено почти 600 экспонатов, связанных с жизнью Алексея Щусева.

Туристам на заметку: идеи для путешествий по Москве и ПодмосковьюГотический замок, пряничный домик и китайская пагода: как купцы меняли архитектурный облик Москвы«Как застывшая музыка»: экскурсоводы — об архитектуре Москвы и самых ярких ее проявлениях