Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесЭкономикаВоенные новостиКомпанииТрендыИгрыАналитикаЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Кровеносные сосуды страны

«Поезд Победы» воссоздал атмосферу лета 1943 года. Несмотря на дождь, его встречали целыми семьями. Собравшихся на платформе приветствовали протяжным гудком паровоза. «Строить и защищать» В первый день «Поезд Победы» проследовал по маршруту Курск – Кшень. В пути он сделал остановки на станциях Щигры, Черемисиново и Мармыжи, каждая из которых хранит память о защитниках Отечества. – Управлять «Поездом Победы» – это особая ответственность, – говорит машинист с 25-летним стажем Сергей Кузин. – Скорость поезда – 125 км/час, сейчас по маршруту памяти он идёт со скоростью 80 км/час. Впереди состава – ретропаровоз. Большая редкость в наше время. – В далёком 1945-м такой паровоз вывозил наши войска из Берлина, – рассказал глава делегации «Поезда Победы», почётный железнодорожник, заместитель главного инженера Московской железной дороги Владимир Беспалов. – Однако это не совсем оригинал – что-то всё равно меняли внутри за это время. Акция «Поезд Победы – Дорога Памяти» стала традицией железнодорожников, объединившей людей разных поколений и профессий. Гостей встречали хлебом-солью, живой музыкой, плясками и, конечно, словами благодарности. – Вся страна отмечает знаменательный праздник – 80 лет назад передовая машина вермахта, самые передовые вооружения гитлеровцев разбились о стойкость и героизм советских воинов, – отметил глава Щигровского района Юрий Астахов. – Хочется выразить огромную благодарность руководству Московской железной дороги за эту акцию, потому что железная дорога во время войны являлась кровеносными сосудами нашей Советской армии. История Курской битвы тесно связана с железной дорогой, о чём свидетельствуют высеченные на мемориалах имена. Так, в Мармыжах в братской могиле покоятся 140 советских воинов-железнодорожников. В 1977 году от Курска до Мармыжей прошёл первый «Поезд Победы» в Советском Союзе. – Он представлял собой два вагона и тепловоз, – рассказал кандидат исторических наук, почётный железнодорожник Александр Манжосов. – Тогда на курскую землю прибыли со всей страны ветераны 62-го особого Новосокольнического дивизиона бронепоездов. Они целовали землю, на которой не были 35 лет. Так сложилось, что в этом бронепоезде было очень много украинцев, но они никогда не думали, что их внуки и правнуки будут нам врагами. Историк рассказал, что фашисты оставили в Курске целое кладбище паровозов – 84 единицы. Устройство путеразрушитель разрывало шпалы пополам, однако наши железнодорожные составы продолжали уверенно двигаться к победе. С 5 по 10 июля 1943 года два бронепоезда 49-го отдельного дивизиона бронепоездов №663 «Железнодорожник Алтая» и №704 «Лунинец» в боях за станцию Поныри уничтожили более 850 гитлеровских солдат и офицеров. Работники железной дороги отправляли поезда с грузами к линии фронта под бомбёжками и артобстрелами, восстанавливали железнодорожное полотно. Ремонтные работы и организацию движения поездов на Курской дуге вверили 5-й отдельной железнодорожной Познанской Краснознамённой бригаде. В 1941-м она в составе войск Юго-Западного фронта дошла до Германии, была награждена орденом Красного Знамени. А за взятие Познани бригада получила право называться «Познанская». Созданная в 1932 году, 5-я бригада по-прежнему действует, базируясь в Абакане. Сегодня уже, конечно, в ином составе правнуки достойно продолжают дело прадедов, освобождая Донбасс от неофашизма. Большая часть бригады сегодня «за ленточкой» выполняет свой воинский долг. – Параллельно ведётся строительство на Байкало-Амурской магистрали. Успеваем по всем направлениям. Мы призваны строить и защищать, а в обычной жизни занимаемся боевой подготовкой, – рассказал заместитель командира 5-й отдельной бригады по военно-политической работе подполковник Александр Паченков, прибывший на мероприятия из Хакасии. Работники железной дороги творчески подошли к акции, ставшей доброй традицией. Например, проводник Павел Шилин взял с собой в поездку самовар. – Ему лет сто, наверное, год выпуска затёрт от времени, но известно, что изготовлен он на фабрике братьев Баташовых, – рассказывает Шилин. – В поездах езжу постоянно, 17 лет работаю проводником, но сегодня другое, торжественное, настроение, другая атмосфера и возможность прикоснуться к семейной истории. У нас железнодорожная династия, дед – фронтовик. И, конечно, на всём протяжении пути поезд сопровождали баянисты. Глава Советского района Владимир Жиленков отметил, что «Поезд Победы» – важнейшее событие для жителей района, а победу в Курской битве по значимости можно сравнить разве что с самим Днём Победы. Кстати, среди жителей района – девять Героев Советского Союза. – Накануне Великой Победы в Курской битве произошло грандиозное сражение, колоссальное сосредоточение живой силы и вооружения, и многие очевидцы до сих пор передают это событие такими словами: «Горели земля и небо, и не понятно было – день или ночь», – сказал глава района. – Но наши предки одержали победу, несмотря на то, что огромное количество стран поддерживало немцев. Как тогда, так и сегодня Россия не имеет другого выбора, кроме как побеждать. Книга памяти хранит тысячи имён 23 августа, в день 80-летия победы в Курской битве, поезд проследовал по маршруту Курск – Поныри. Пассажирами «Поезда Победы» стали губернатор Курской области Роман Старовойт, его коллеги из Воронежской и Рязанской областей Александр Гусев и Павел Малков, начальники Московской железной дороги Валерий Танаев и Юго-Восточной магистрали Павел Иванов, руководители законодательных собраний, ветераны-железнодорожники, представители общественных организаций, волонтёры. В пути следования на станциях Свобода и Золотухино почётные гости приняли участие в торжественных митингах. На всех остановках память павших почтили минутой молчания и возложили цветы. Роман Старовойт отметил, что масштаб акции свидетельствует о том, что Курская битва по-прежнему живёт в памяти всего мира и не даёт возродиться фашизму. В Золотухино со знаменательным юбилеем жителей районного центра поздравил начальник столичной магистрали Валерий Танаев. – Огромный вклад в победу в Курской битве внесли железнодорожники. Работники стальных магистралей и сегодня являются надёжной опорой для нашего Отечества, – подчеркнул Валерий Танаев. Основные торжества прошли на станции Поныри, где в этот день был открыт историко-мемориальный музейный комплекс, посвящённый подвигу советских бойцов и железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. К юбилейной дате работники столичной магистрали провели здесь масштабную реконструкцию исторического здания вокзала и благоустроили прилегающую территорию, создав несколько тематических функциональных зон. В здании вокзала оформлен зал, посвящённый истории станции Поныри и железнодорожных спецформирований, защищавших её в дни Курской битвы. Новыми экспонатами и виртуальной Книгой памяти пополнен существующий зал воинской славы. Рядом с вокзалом разместилась композиция «Воинский эшелон», в состав которой вошли натурные экспонаты подвижного состава периода Великой Отечественной войны, отреставрированные работниками железнодорожных предприятий станции Курск. Она установлена на специально оборудованной площадке, для которой было построено 75 м железнодорожного пути. – C 2019 года начали заниматься поисковой работой, – рассказал помощник машиниста локомотивного депо Курск Никита Кокорин. – Искали данные в архивах, где много засекреченной информации. Работа это непростая, но интересная. Некоторые документы до сих пор остаются под грифом «секретно». Спустя 80 лет собрать по крупицам данные, которые порой складываются в удивительные судьбы, – всегда настоящее чудо. Всего в Книгу Памяти железнодорожники внесли порядка 4000 имен. – Причём более 1000 – с фотографиями, – рассказывает Александр Манжосов, отвечающий за историческую часть проекта. Материальную и техническую часть взял на себя холдинг РЖД, превратив станцию в уникальный, не имеющий аналогов в нашей стране музейный комплекс. Среди экспонатов – реплика знамени 5-й отдельной железнодорожной Познанской Краснознамённой бригады образца 1942 года. Оригинал находится в музее бригады в Абакане. Часть музейного комплекса расположена под открытым небом. В память о том, что в годы войны вокзал был разрушен практически до основания, решено было оставить фрагмент стены из красного кирпича без штукатурки. Завершились торжества открытием мемориала «Курская битва», где участников акции «Поезд Победы – Дорога Памяти» ждал праздничный концерт Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Вероника ТУТЕНКО Фото из архива МЖД