Кровеносные сосуды страны
«Поезд Победы» воссоздал атмосферу лета 1943 года. Несмотря на дождь, его встречали целыми семьями. Собравшихся на платформе приветствовали протяжным гудком паровоза. «Строить и защищать» В первый день «Поезд Победы» проследовал по маршруту Курск – Кшень. В пути он сделал остановки на станциях Щигры, Черемисиново и Мармыжи, каждая из которых хранит память о защитниках Отечества. – Управлять «Поездом Победы» – это особая ответственность, – говорит машинист с 25-летним стажем Сергей Кузин. – Скорость поезда – 125 км/час, сейчас по маршруту памяти он идёт со скоростью 80 км/час. Впереди состава – ретропаровоз. Большая редкость в наше время. – В далёком 1945-м такой паровоз вывозил наши войска из Берлина, – рассказал глава делегации «Поезда Победы», почётный железнодорожник, заместитель главного инженера Московской железной дороги Владимир Беспалов. – Однако это не совсем оригинал – что-то всё равно меняли внутри за это время. Акция «Поезд Победы – Дорога Памяти» стала традицией железнодорожников, объединившей людей разных поколений и профессий. Гостей встречали хлебом-солью, живой музыкой, плясками и, конечно, словами благодарности. – Вся страна отмечает знаменательный праздник – 80 лет назад передовая машина вермахта, самые передовые вооружения гитлеровцев разбились о стойкость и героизм советских воинов, – отметил глава Щигровского района Юрий Астахов. – Хочется выразить огромную благодарность руководству Московской железной дороги за эту акцию, потому что железная дорога во время войны являлась кровеносными сосудами нашей Советской армии. История Курской битвы тесно связана с железной дорогой, о чём свидетельствуют высеченные на мемориалах имена. Так, в Мармыжах в братской могиле покоятся 140 советских воинов-железнодорожников. В 1977 году от Курска до Мармыжей прошёл первый «Поезд Победы» в Советском Союзе. – Он представлял собой два вагона и тепловоз, – рассказал кандидат исторических наук, почётный железнодорожник Александр Манжосов. – Тогда на курскую землю прибыли со всей страны ветераны 62-го особого Новосокольнического дивизиона бронепоездов. Они целовали землю, на которой не были 35 лет. Так сложилось, что в этом бронепоезде было очень много украинцев, но они никогда не думали, что их внуки и правнуки будут нам врагами. Историк рассказал, что фашисты оставили в Курске целое кладбище паровозов – 84 единицы. Устройство путеразрушитель разрывало шпалы пополам, однако наши железнодорожные составы продолжали уверенно двигаться к победе. С 5 по 10 июля 1943 года два бронепоезда 49-го отдельного дивизиона бронепоездов №663 «Железнодорожник Алтая» и №704 «Лунинец» в боях за станцию Поныри уничтожили более 850 гитлеровских солдат и офицеров. Работники железной дороги отправляли поезда с грузами к линии фронта под бомбёжками и артобстрелами, восстанавливали железнодорожное полотно. Ремонтные работы и организацию движения поездов на Курской дуге вверили 5-й отдельной железнодорожной Познанской Краснознамённой бригаде. В 1941-м она в составе войск Юго-Западного фронта дошла до Германии, была награждена орденом Красного Знамени. А за взятие Познани бригада получила право называться «Познанская». Созданная в 1932 году, 5-я бригада по-прежнему действует, базируясь в Абакане. Сегодня уже, конечно, в ином составе правнуки достойно продолжают дело прадедов, освобождая Донбасс от неофашизма. Большая часть бригады сегодня «за ленточкой» выполняет свой воинский долг. – Параллельно ведётся строительство на Байкало-Амурской магистрали. Успеваем по всем направлениям. Мы призваны строить и защищать, а в обычной жизни занимаемся боевой подготовкой, – рассказал заместитель командира 5-й отдельной бригады по военно-политической работе подполковник Александр Паченков, прибывший на мероприятия из Хакасии. Работники железной дороги творчески подошли к акции, ставшей доброй традицией. Например, проводник Павел Шилин взял с собой в поездку самовар. – Ему лет сто, наверное, год выпуска затёрт от времени, но известно, что изготовлен он на фабрике братьев Баташовых, – рассказывает Шилин. – В поездах езжу постоянно, 17 лет работаю проводником, но сегодня другое, торжественное, настроение, другая атмосфера и возможность прикоснуться к семейной истории. У нас железнодорожная династия, дед – фронтовик. И, конечно, на всём протяжении пути поезд сопровождали баянисты. Глава Советского района Владимир Жиленков отметил, что «Поезд Победы» – важнейшее событие для жителей района, а победу в Курской битве по значимости можно сравнить разве что с самим Днём Победы. Кстати, среди жителей района – девять Героев Советского Союза. – Накануне Великой Победы в Курской битве произошло грандиозное сражение, колоссальное сосредоточение живой силы и вооружения, и многие очевидцы до сих пор передают это событие такими словами: «Горели земля и небо, и не понятно было – день или ночь», – сказал глава района. – Но наши предки одержали победу, несмотря на то, что огромное количество стран поддерживало немцев. Как тогда, так и сегодня Россия не имеет другого выбора, кроме как побеждать. Книга памяти хранит тысячи имён 23 августа, в день 80-летия победы в Курской битве, поезд проследовал по маршруту Курск – Поныри. Пассажирами «Поезда Победы» стали губернатор Курской области Роман Старовойт, его коллеги из Воронежской и Рязанской областей Александр Гусев и Павел Малков, начальники Московской железной дороги Валерий Танаев и Юго-Восточной магистрали Павел Иванов, руководители законодательных собраний, ветераны-железнодорожники, представители общественных организаций, волонтёры. В пути следования на станциях Свобода и Золотухино почётные гости приняли участие в торжественных митингах. На всех остановках память павших почтили минутой молчания и возложили цветы. Роман Старовойт отметил, что масштаб акции свидетельствует о том, что Курская битва по-прежнему живёт в памяти всего мира и не даёт возродиться фашизму. В Золотухино со знаменательным юбилеем жителей районного центра поздравил начальник столичной магистрали Валерий Танаев. – Огромный вклад в победу в Курской битве внесли железнодорожники. Работники стальных магистралей и сегодня являются надёжной опорой для нашего Отечества, – подчеркнул Валерий Танаев. Основные торжества прошли на станции Поныри, где в этот день был открыт историко-мемориальный музейный комплекс, посвящённый подвигу советских бойцов и железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. К юбилейной дате работники столичной магистрали провели здесь масштабную реконструкцию исторического здания вокзала и благоустроили прилегающую территорию, создав несколько тематических функциональных зон. В здании вокзала оформлен зал, посвящённый истории станции Поныри и железнодорожных спецформирований, защищавших её в дни Курской битвы. Новыми экспонатами и виртуальной Книгой памяти пополнен существующий зал воинской славы. Рядом с вокзалом разместилась композиция «Воинский эшелон», в состав которой вошли натурные экспонаты подвижного состава периода Великой Отечественной войны, отреставрированные работниками железнодорожных предприятий станции Курск. Она установлена на специально оборудованной площадке, для которой было построено 75 м железнодорожного пути. – C 2019 года начали заниматься поисковой работой, – рассказал помощник машиниста локомотивного депо Курск Никита Кокорин. – Искали данные в архивах, где много засекреченной информации. Работа это непростая, но интересная. Некоторые документы до сих пор остаются под грифом «секретно». Спустя 80 лет собрать по крупицам данные, которые порой складываются в удивительные судьбы, – всегда настоящее чудо. Всего в Книгу Памяти железнодорожники внесли порядка 4000 имен. – Причём более 1000 – с фотографиями, – рассказывает Александр Манжосов, отвечающий за историческую часть проекта. Материальную и техническую часть взял на себя холдинг РЖД, превратив станцию в уникальный, не имеющий аналогов в нашей стране музейный комплекс. Среди экспонатов – реплика знамени 5-й отдельной железнодорожной Познанской Краснознамённой бригады образца 1942 года. Оригинал находится в музее бригады в Абакане. Часть музейного комплекса расположена под открытым небом. В память о том, что в годы войны вокзал был разрушен практически до основания, решено было оставить фрагмент стены из красного кирпича без штукатурки. Завершились торжества открытием мемориала «Курская битва», где участников акции «Поезд Победы – Дорога Памяти» ждал праздничный концерт Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Вероника ТУТЕНКО Фото из архива МЖД