Люди с ограниченными возможностями здоровья оценили доступность новосибирского метро
Журналисты вместе с двумя новосибирцами, имеющими инвалидность, спустились в метро и проехали от станции "Красный проспект" до станции "Заельцовская". Можно ли считать новосибирскую подземку безбарьерной средой?
Новосибирский метрополитен еще 13 лет назад поставил перед собой цель - сделать подземку доступным видом транспорта для людей с инвалидностью. Для этого был разработан порядок сопровождения маломобильных граждан. Параллельно в метро появлялись пандусы, тактильная плитка и так далее. В этом году приобрели пять гусеничных лестничных подъемников - ступенькоходов - для инвалидов-колясочников. Теперь в метро их девять. Они располагаются на станциях "Площадь Маркса", "Речной вокзал", "Площадь Ленина", "Красный проспект", "Заельцовская", "Золотая нива".
Новосибирец Юрий Ларин - один из немногих в России специалистов по пилотированию колясок-вездеходов и победитель различных соревнований по прохождению полосы препятствий. С помощью сотрудника метрополитена он на коляске прикрепился к ступенькоходу в вестибюле на "Красном проспекте", спустился на платформу станции и заехал в вагон. По его словам, без специальной техники и сопровождения дежурного проехать в метро было бы невозможно.
"В основном я передвигаюсь по городу на машине или электроколяске. Но иногда пользуюсь и метро. На легкой коляске весом до 40 килограммов передвигаться здесь достаточно комфортно", - говорит Юрий Ларин.
На более тяжелой, например, электроколяске, которая может весить и 60, и даже 80 килограммов из-за аппаратуры, попасть в метро не получится. Дело в том, что у подъемника есть ограничение по весу до 130 килограммов. Как преодолеть этот барьер, предстоит решить руководству метрополитена и мэрии Новосибирска. Это могут быть откидные платформы или лифты, на которых колясочник может спуститься в подземку. Такие приспособления есть, например, в Москве.
Как пояснил начальник службы движения Новосибирского метрополитена Андрей Мамонтов, установка платформ вопрос времени. А для того чтобы появились лифты, нужна масштабная реконструкция станций. По его словам, за помощью сотрудников маломобильным пассажирам желательно обращаться за час до поездки. Для этого можно заполнить специальную форму на сайте в разделе "Сопровождение" или позвонить в администрацию метрополитена. За это лето заявки на помощь дежурных направили 45 инвалидов-колясочников.
Владимир Володин 10 лет назад потерял зрение. В метро с помощью трости ориентируется самостоятельно и уверенно спускается по лестнице. Подземкой пользуется регулярно - несколько раз в месяц следует от "Студенческой" до "Заельцовской".
"Главное дойти до турникета. А дальше дежурные помогают дойти до перрона, зайти в поезд, а потом выйти в город", - комментирует пассажир. С начала этого года запрос на сопровождение направили более двух тысяч слабовидящих. У сотрудников метро есть четкая инструкция, как действовать в подобных ситуациях. Алгоритм помогли составить специалисты из Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. Также на каждой станции есть таблички, написанные шрифтом Брайля, со схемой движения поездов.
Фото: Татьяна Кравченко
Владимир Володин после поездки с журналистами порекомендовал разместить предупреждающую тактильную плитку перед какими-либо препятствиями, например, перед пандусом, чтобы обезопасить незрячих от травм. Или сделать отдельный вход для маломобильных граждан, отделив их от основного потока пассажиров.
"Мы занимаемся оценкой доступности среды в городе. В процессе прохождения дистанции поступили предложения, которые облегчат движение людей с инвалидностью. К сожалению, мгновенно внедрить эти предложения не получится. В день метро пользуется около 260 тысяч человек, им нужно обеспечить свободное движение и безопасность", - считает начальник департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска Ольга Незамаева.
У метрополитена в ближайших планах приобрести дополнительные гусеничные подъемники, чтобы они были на каждой станции. Тем временем активисты готовы оценить доступность и других инфраструктурных объектов города. Например, Владимир Володин знает, какие тротуары самые неудобные и где в Новосибирске растут опасные деревья с низко расположенными ветвями.