Новый Московский диаметр соединяет Зеленоград и Раменское
У Московских центральных диаметров — прибавление. К двум существующим маршрутам, связывающим столицу и областные города, добавляется еще один. Важным эффектом, уже проверенным на первых двух диаметрах, станет существенная оптимизация дорожного трафика: разгрузятся прилегающие дороги. Снизится нагрузка и на метро. Также улучшится транспортное сообщение между районами города. Рассказываем о новом маршруте.
Флагман проекта
Третий диаметр соединяет два разрозненных направления железных дорог — Московской и Октябрьской. Это Казанское и Ленинградское направления. Раньше здесь не было пригородно-городского сообщения, а по соединительной ветви следовали только пассажирские поезда дальнего следования и грузовые составы. Чтобы создать новые маршруты для жителей Москвы и Московской области, улучшить транспортную связь всей агломерации, была проделана огромная работа: в самом центре столицы реконструирована, фактически построена с нуля Митьковская соединительная ветвь, по которой поехали городские поезда МЦД, в том числе самые современные — «Иволга 3.0». Современные составы — это флагман развития пассажирских поездов пригородно-городского сообщения, самая современная разработка, которая, прежде чем выйти в рейс с пассажирами, прошла все необходимые тестирования.
Помимо обустройства соединительной ветви, также велась работа по обновлению путевой инфраструктуры, строительству парков отстоя и экипировки поездов на конечных станциях. Это Ипподром и Зеленоград-Крюково, где создан современный московский городской вокзал. Он возводился по уникальному проекту. Здесь реализована пересадка на наземный транспорт по карусельному принципу, скоро появится возможность посадки и высадки на автобусы прямо на действующей эстакаде. Важно отметить, что все эти сложнейшие работы велись без остановки движения поездов. Сегодня для пассажиров доступна новая современная инфраструктура: надземный зал с лифтами и эскалаторами, с возможностью выхода на три современные платформы, где есть понятная и удобная навигация. Само пространство стало эстетически привлекательным, удобным и рассчитанным на повышенную нагрузку.
К запуску диаметра велась и работа по обновлению промежуточных станций. На Казанском направлении проводился капитальный ремонт платформ, установили новую навигацию, освещение, оповещение, стойки SOS, информационные табло, обновили турникетную линейку.
Это коснулось всех станций направления. Некоторые из них в будущем будут перестроены в городские вокзалы — к примеру, Выхино. Работы много, и она продолжится и после запуска диаметра.
Ленинградское направление является не просто частью диаметра. Оно в перспективе войдет в состав первой в стране высокоскоростной магистрали «Москва — Санкт-Петербург», которая станет новой линией регионального метро между двумя субъектами Российской Федерации. Поэтому станции здесь перестраивают по самому современному стандарту. На этапе запуска часть из них работает на временной инфраструктуре — это решение принято для того, чтобы пассажиры могли пользоваться станциями во время их масштабного переустройства.
В целом новый диаметр создаст десятки новых вариантов маршрутов и для тех, кто привык пользоваться железной дорогой, и для тех, кто впервые воспользуется диаметром. К примеру, можно будет доехать от Электрозаводской до Останкино всего за 15 минут. Раньше для этого маршрута необходимо было делать несколько пересадок, и занимал он более 40 минут. Теперь появилась прямая линия, проезд по которой можно оплачивать всем привычной картой «Тройка». Еще один пример — маршрут от Авиамоторной до Ховрино, который будет занимать примерно 40 минут. Раньше нужно было не просто сделать несколько пересадок, а ехать через центр по Замоскворецкой линии метро, увеличивая тем самым нагрузку на такие станции, как «Новокузнецкая» и «Третьяковская». Теперь маршрут пассажиров будет пролегать по земле в комфортных поездах, а сама поездка пролетит незаметно — поезда на МЦД-3 по сквозному маршруту от Зеленограда до Раменского будут ходить каждые десять минут.
Развитие транспортной системы в городе является драйвером и территориального развития в целом, площадок возле транспортной инфраструктуры, и для перезагрузки городских пространств. Столичные власти отмечают рост малого и среднего бизнеса, активное строительство жилых комплексов вокруг первого и второго диаметра. Такого же эффекта ожидают и от МЦД-3.
Усиленная учеба
Для запуска третьего и в скором времени четвертого Московских центральных диаметров проводилась большая работа по обучению сотрудников. Более полутора тысячи человек обучили вместе с перевозчиками — Центральной пригородной пассажирской, Московско-Тверской пассажирской компаниями и Российскими железными дорогами.
В первую очередь, делали упор на специалистов локомотивных бригад для работы с новым подвижным составом и с более интенсивным движением на будущих направлениях. Совместно с ЦППК подготовлены 300 локомотивных бригад: машинистов и их помощников.
— Я и мои коллеги из Центральной пригородной пассажирской компании проходили обучение на Тверском вагоностроительном заводе и в депо Нахабино. Нас учили квалифицированные специалисты, которые четко и грамотно объясняли принципы работы современных электропоездов, — рассказал машинист ЦППК Евгений Дружинин. — Основы управления и практические поездки выполнялись под контролем машинистов-инструкторов на участке Нахабино-Волоколамск. Здесь проводились испытания нового подвижного состава и обучение локомотивной бригады.
По его словам, инструкторы рассказывали обо всех особенностях и конструктиве электропоезда, чтобы обеспечить локомотивным бригадам бесперебойное и безотказное движение на линии. Также подготовка шла на путях депо, где сотрудники Тверского вагоностроительного завода вживую, на рабочем составе, обучали тонкостям управления и устранения возможных неисправностей электропоезда.
— Запуск новых диаметров позволит освоить новые направления, и ЦППК проделала для этого огромную работу. Конечно, управлять современным электропоездом — одно удовольствие.
И я рад, что мы даем пассажирам с других направлений железных дорог столичного узла возможность добираться по делам быстро и комфортно, — признался Евгений Дружинин. — Моя работа — мечта детства. Поэтому воспринимаю ее не как рутину, а как что-то особенное, от чего каждый день получаю неимоверное удовольствие. Управляя поездом, понимаю, что все зависит только от меня и моего помощника. Я очень рад быть частью молодой профессиональной команды. Мне 26 лет, и я машинист первого класса. По-прежнему тянусь к знаниям и хочу совершенствовать свой профессионализм.
Евгений Дружинин подчеркнул, что «Иволги 3.0», которыми управляют локобригады ЦППК на диаметрах, — инновационные электропоезда, удобные в эксплуатации и автоматизированные на высшем уровне. У них новый дизайн с комфортными и просторными кабинами для машиниста и его помощника.
— А для движения по МЦД создана новая инфраструктура: проложены новые железнодорожные пути, установлены новые светофоры, открыты новые платформы. Динамика движения здесь значительно выше, а значит, наша смена проходит активнее, — добавил машинист.
По любимым тарифам
Совместно с Московско-Тверской пригородной пассажирской компанией для Ленинградского направления обучили билетных кассиров, кассиров-контролеров, контролеров-ревизоров — больше 600 человек. С Центральной пригородной пассажирской компанией также обучили кассиров для других направлений — подготовили более 500 человек. Все сотрудники знакомы с новой системой оплаты проезда: пассажиры смогут ездить по тарифам карты «Тройка» с бесплатной пересадкой на метро и Московское центральное кольцо.
— Наше обучение длилось два месяца, — рассказала о прошедших курсах кассир МТППК Юлия Медведева. — Практическим навыкам учились и на участке, дополнительно организовали обучение в кассах. Изучили маршрут следования третьего диаметра. Очень удобно! Люблю железную дорогу, движение, узнавать новых людей, совершенствоваться. Много навыков приобрела, работая в кассе, а также многому научилась у наших пассажиров. Стараюсь развиваться по всем направлениям.
Здесь важны хорошие менторы рядом, поэтому повышаю свой уровень квалификации в МИИТе, на дополнительных технических занятиях. Мне очень нравится моя работа.
Коллега Юлии Медведевой, билетный кассир МТППК Светлана Крюкова добавила, что условия для их работы сегодня очень комфортные: в кассах провели ремонт, обновили мебель.
— Есть все необходимое для работы и хорошего настроения. И пассажирам становится от этого лучше, они заряжаются от нас хорошим настроением, — сказала она. — Отдельно отмечу нашу гордость: красивую форму.
Кроме того, для запуска обоих диаметров подготовили вместе с РЖД рабочих по комплексному обслуживанию и дежурных по залам транспортных узлов — больше 180 человек. Все сотрудники, которые постоянно взаимодействуют с пассажирами, прошли обучение по клиентскому сервису: повысили квалификацию для качественного взаимодействия с пассажирами.
Днем и ночью ежедневно в любую погоду готовились к запуску путейцы и строители, сотрудники предприятий. Отдельно стоит сказать и о диспетчерах — тех, кто обеспечивает безопасность на дороге и следит за графиком движения поездов и инфраструктурой. Эти люди работают в Едином диспетчерском центре ГУП «Московский метрополитен». В процессе своей работы они используют систему контроля поездной обстановки по всем типам данных для мониторинга исполнения графика движения и его отклонений от плана на общих и диаметральных мнемосхемах в режиме реального времени. Они же оперативно докладывают обо всех сбоях, изменениях в графике и поломках.
Благодаря труду инженеров, аналитиков, проектировщиков, транспортных планировщиков, графистов и других специалистов масштабный проект нового Московского центрального диаметра воплотился в жизнь. Невозможно сосчитать количество тех, кто трудился на благо запуска, но именно благодаря слаженной работе большой команды масштабный проект стал частью нашей реальности.
Только цифры
Протяженность третьего Московского центрального диаметра — 85 километров. Он охватывает более 20 районов Москвы и Подмосковья. Благодаря запуску разгрузятся Люблинско-Дмитровская, Таганско-Краснопресненская и Калужско-Рижская линии метро — примерно на 15 процентов. Интервалы движения поездов: 5–6 минут в часы пик. Пересадка на метро, Московское центральное кольцо, между диаметрами — бесплатно.