Вера Мухина: какое наследие оставила после себя создательница скульптуры "Рабочий и колхозница"?
134 года назад 1 июля 1889 года родилась известный советский скульптор Вера Мухина. Среди самых известных её работ - памятник "Рабочий и колхозница", который стал визитной карточкой "Мосфильма" в 1947 году. Какие еще работы на счёте монументалиста и где их можно увидеть, рассказывает ivbg.ru. Краткая биография Вера Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге в семье с достатком. Рано лишившись матери из-за туберкулеза, будущая создательница монументов по инициативе отца перебралась в Феодосию, где получила первые навыки в живописи. После смерти второго родителя вместе с сестрой переехала к родственникам в Курск, а оттуда - в Москву. В столице девушка продолжила изучать живопись в студиях известных художников - Константина Юона, Ивана Дудина и Ильи Машкова. Считается, что к созданию скульптур юную Мухину провело трагическое событие: скатываясь с горки на санях, 22-летняя Вера врезалась в дерево, оставшись без кончика носа. После нескольких операций лицо девушки привели в надлежащий вид, но изменили его черты, добавив мужеподобности в облике. Случившиеся повлияло на осознание имевшихся художественных талантов и их применения. В период Первой мировой войны в 1915–1917 годах Вера в числе добровольцев помогала в военном госпитале в качестве медсестры, ухаживая за ранеными солдатами, где познакомилась с будущим супругом - врачом Алексеем Замковым. Свою медицинскую деятельность девушка совмещала с работой помощницы художника-постановщика Камерного театра Александры Экстер. Последняя в те годы являлась знаменитой художницей. Известность пришла к Мухиной после выставки в Париже 1937 года, где Вера представила на всеобщее обозрение монумент "Рабочий и колхозница". Пабло Пикассо сказал о нем: "Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба". Так как женщина увлекалась изготовления изделий из стекла, многие приписывают скульптору создание граненого стакана, но по многочисленным источникам, он уже существовал. Есть также версия, что Мухина усовершенствовала стакан, наделив гладким ободком на верхней части. Она считается создателем популярных в советское время пивных кружек. "Рабочий и колхозница" Установлен: ВДНХ - проспект Мира, 123 Б Самая известная работа Мухиной "рабочий и колхозница" создавалась для советского павильона Всемирной выставки в Париже, где заняла первое место. Идея и первоначальный макет создал автор выставочного павильона Борис Иофан. Монумент изготавливали на заводе Института машиностроения в течение двух месяцев. Первоначально предполагалось, что фигуры статуи будут обнаженными, но в последствии героев СССР одели в комбинезон и сарафан. Особую сложность вызывал шарф, над которым долго работала скульптор. Директор завода отправил на Мухину донос, в котором говорилось, что на шарфе или платье (информация в разных источниках расходится - прим.ред.), якобы, можно узнать профиль Троцкого. К счастью, наводку проигнорировали. Особенность монумента в том, что его отлили из нержавеющей стали. Тогда этот материал воспринимался как непластичный и некрасивый. Сами элементы соединялись между собой с помощью сварки, тогда как обычно собирались заклепками. Это также стало новшеством. Памятник на выставку отправлялся в 28 вагонах. В ходе перевозки были повреждены левая рука колхозницы и правая рабочего. Все деформированные элементы заменили при сборке. Во время установки монумента в выставочном пальоне возникли проблемы: кто-то повредил удерживающие конструкции. Это могло привести к обрушению скульптурной композиции, поэтому к памятнику приставили охрану. Триумфальная победа в выставке повлияла не только на всемирное признание скульптора, но и способствовала тому, что семью обошли репрессии. В 1930 году Мухина вместе с мужем и сыном Всеволодом сосланы в Воронеж. Супруга обвинили в шарлатанстве из-за создания гормонального препарата - гравидана. Но после заступничества Горького, им удается вернутся в столицу. Семья после этого числилась "на заметке". Скульптуру хотела купить французская сторона, но получила отказ. На родину монумент вернулся в поврежденном виде. Во время разборки статую распилили автогеном. В результате почти все детали пришлось отливать снова. Место установки в СССР вызвало множество споров. Автор хотела видеть свою работу на Крымском валу или Ленинских горах. Но установили статую на 10-метровом постаменте, вместе положенного 33-метрового, перед Северным входом Выставки достижений народного хозяйства. Окончательный вариант с повторяющим пропорции оригинального постамента установили в ноябре 2009 года. Зато уже с 1947 года он стал "визитной карточкой" Мосфильма. Какие еще работы есть и где их можно найти? Под именем Веры Мухиной до нас дошли и другие ее работы, некоторые из них украшают Москву по сей день. Скульптура «Хлеб» Установлена: "Парк Дружбы" - Флотская улица, 1А "Хлеб" - единственная скульптура, выполненная самой Мухиной для выставки "Пищевая индустрия" в 1939 году. Остальные композиции сделаны по эскизам монументалиста после смерти. Статуя представляет собой двух девушек, которые передают друг другу сноп пшеницы. Искусствоведы полагают, скульптура отражает свободный и гармоничный труд. Памятник Максиму Горькому Установлен: площадь Тверская Застава Мухина завершила проект, который начал скульптор Иван Шадров по его просьбе. Но памятник Горького был установлен после ее смерти в 1951 году на площади Белорусского вокзала. В начале нового столетия его убрали, чтобы отстроить транспортную развязку. Демонтированного "Горький" переместили в "Музеон", где он в горизонтальном положении несколько лет. В 2007 его снова поставили на ноги. А летом 2017 года вернули на прежнее место - площадь Тверская Застава. Памятник Чайковскому Установлен: улица Большая Никитская, 13 На проект памятника Чайковскому Мухина потратила 25 лет. В 1929 году скульптор по заказу главы дома-музея Чайковского в Клину Николая Жегина изготовила бюст известному композитору и дирижеру. А через 16 лет, в 1945 году, ей поступил заказ на сам памятник. Первый эскиз, где композитор дирижировал в положении стоя, не был одобрен за счет требований к большому пространству в месте установки. Второй вариант представлял известную фигуру сидящим в кресле перед пюпитром, с нотной тетрадью на нем. Предполагалось, что композицию дополнит пастушок, демонстрирующий любовь Петра Ильича к народному творчеству. Но его заменили на фигуру крестьянина, а позже совсем исключили из эскиза. Вокруг памятника велось множество споров. Многие сетовали на то, что в позе композитора сквозит напряженность, которой в момент вдохновения быть не должно. Принятие проекта длилось несколько лет. Первый раз второй вариант памятника был отклонен. В итоге памятник установили в 1954 году на Большой Никитской улице, перед зданием Московской государственной консерватории. Также на счету скульптора такие работы, как аллегорические скульптуры "Земля и "Вода" на Лужнецкой набережной и "Наука" на фасаде МГУ.