Третий мэр Третьего Рима. Какой сделал Москву Сергей Собянин?
На этой неделе 65 лет исполнилось мэру Москвы Сергею Собянину. За 13 лет работы градоначальником он приучил москвичей к тому, что это лучший город Земли. В этом убедился обозреватель «МИР 24» Максим Красоткин.
Едва вступив в должность мэра в 2010-м, Сергей Собянин поехал на работу. Но не тут-то было. Его кортеж попал в пробку. Масштаб проблемы он оценил сразу.
«Очевидная вещь, почему здесь возникают пробки. Потому что нет современной развязки и стоянки непонятно откуда взявшиеся», – отметил тогда мэр. А тут еще торговые палатки-самострои – наследие 90-х. Портит вид, тормозит дорожное движение и развитие города.«У нас около 600 самостроев, расположенных вдоль дорог. Это ларьки, павильоны, которые были построены без разрешения. Эти самострои влияют на возможность расширения дорог, в ближайшее время будет создана программа по сносу этих строений», – заявил Собянин.
Меры непопулярные, но необходимые. Платные парковки, снос самостроя и выделенные полосы для общественного транспорта.
«Пробок сколько было, столько и останется. И в этом же потоке с машинами будут идти трамваи, автобусы, троллейбусы. Человек скажет: мне все равно, где стоять в пробке. Я лучше в машине посижу, чем в автобусе. Мы эту ситуацию должны изменить», – поставил задачу мэр.
Начали тянуть и метро. Большую кольцевую ветку построили за 11 лет, она стала самой протяженной в мире – 71 километр. Если сложить все рельсы московской подземки вместе с МЦК и МЦД, то будет почти 800 километров – как от Москвы до Казани.
«Когда-то там, наверху, где сейчас Рижская площадь, раньше она называлась Троицкой, были въездные ворота в Москву, в них упиралась Ярославская дорога. Тема ворот отображена и в оформлении станции в виде светящихся арок. А это изнанка метро, так называемые тюбинги, которыми обшивают тоннель», – рассказал журналист.
Во внешнем облике Сокольников отражен труд метростроевцев, ведь московское метро начиналось именно отсюда. Колонны в Марьиной роще словно фарфор из усадьбы графа Шереметьева, что неподалеку, а панно на Электрозаводской посвящено защитникам Отечества.
«Открыто 107 новых станций метро, запущены два диаметра – еще 60 станций. Для метро закуплено более четырех тысяч вагонов новых серий. Парк обновлен уже на 71%», – сказал начальник дирекции инфраструктуры Московского метрополитена Дмитрий Дощатов.
На поверхности же вместо троллейбусов, которые часто ломались и перекрывали движение, на улицы вышли электробусы, такие же экологичные, только маневренные.
«Я не хотел переходить сюда. Но когда перешел, почувствовал большую разницу с автобусом. Все легкое. Разгон очень легкий. На автобусе, бывало, жмешь-жмешь, а он не едет», – поделился водитель электробуса Виктор Воинов.
С улиц города исчезли хаотичные маршрутки, появилось регулярное расписание. Обновился и парк трамваев. Этот вид транспорта стал самым популярным после метро.
«В течение всех 30 лет поставщик обслуживает и ремонтирует этот трамвай. Это для города преимущество, потому что поставщик, понимая, что ему 30 лет вагон обслуживать, будет делать его более качественным. И выгода для пассажиров, потому что трамваи работают надежнее, меньше ломаются», – пояснил заместитель начальника отдела рельсового транспорта службы подвижного состава Московского метрополитена Дмитрий Касаткин.
Пересмотрели дорожное строительство: избавились от колец, которые иногда замыкались. Через город пустили хорды – магистрали, пронизывающие Москву с севера на юг и с востока на запад.
«Еще четыре года назад здесь была несанкционированная свалка. Сейчас вид, конечно, не лучше, но это же стройка. И когда она закончится, здесь высадят деревья и кустарники. А вот это участок Московского скоростного диаметра, который соединит север и юг столицы таким образом, что через весь город можно будет проехать сверху вниз за каких-то 40 минут. Это для тех, кому надоели пробки на МКАДе. А надоели они, наверное, всем», – заметил журналист.
«На первом этапе был снос всех сооружений, вынос коммуникаций. Попала река Нищенка в зоне Нижегородской улицы. Мы русло новое прокладывали», – рассказал главный специалист АО «Дороги и мосты» Александр Поночевный.
И Москва-река теперь – полноценная транспортная магистраль. Регулярное пассажирское движение по ней открыли президент России и мэр Москвы. Еще в городе заработало социальное такси для людей с ограниченными возможностями. Стоит недорого – чуть больше 200 рублей в час.
«Когда человек зарегистрирован в данной базе, он может по разным видам связи: по телефону, по электронной почте – оставить заявку, и такси приедет в тот день, в то время, которое необходимо», – пояснила начальник службы внешних коммуникаций ГУП «Мосгортранс» Мария Рыбкина.В основном такси берут, когда надо посетить МФЦ или поликлинику. Еще недавно в очереди к врачу можно было провести больше времени, чем в пробке по пути к нему. Теперь у всех московских поликлиник единый стандарт, где не надо тратить время на беготню по кабинетам, есть любой специалист, а все оборудование новое.
«Вот специальные планшеты, на которых можно работать в процедурном кабинете. Очень важная история: эти планшеты можно обрабатывать дезинфицирующими средствами, и этой электронике ничего не будет», – отметила главный врач поликлиники №68 г. Москвы Наталья Кузенкова.
За 13 лет средняя продолжительность жизни в Москве увеличилась почти на четыре года. В каждом районе клубы «Московского долголетия», что важно для города, где проживает более трех миллионов пенсионеров.
Москва стала интерактивной: «Наш город», «Моя улица», «Активный гражданин». На этих ресурсах большинством голосов можно решить, что сделать во дворе: цветник или детскую площадку.
Первая детская игровая площадка появилась в Москве после революции на востоке города. Тогда это было настолько знаменательное событие, что в честь него даже назвали улицу – Игральная. Теперь это атрибут любого двора, можно даже сказать, обязательный.
Но здесь Москва столкнулась с другой проблемой. Огромное количество пятиэтажек. Через несколько десятилетий город получил бы огромное количество аварийного жилья. Так началась реновация. Хрущевки расселят до 2032-го года. В новые квартиры переехали уже 120 тысяч человек.
В Москве исторически сложились рабочие районы. Но со временем предприятия утратили былую славу, что только добавляло депрессивности. Например, раньше здесь располагался НИИ дальней радиосвязи с производственными цехами, сразу за ним завод «Изолит», где делали диэлектрики, а дальше резиновое производство. Все это называли ржавым поясом Москвы. Теперь это индустриальные кварталы – дома для миллионов людей.
Таким образом Москва избавилась почти от 40 промзон. Центр города тоже приобрел новый вид. На месте снесенной гостиницы «Россия» разбили парк с видом на Кремль и старую Москву. В нем собрали растения, характерные для каждого климатического пояса страны. Тут среднерусские березы соседствуют с южными кипарисами и тундровой растительностью – Россия в миниатюре.
Под куполом, который называют стеклянной корой, можно переждать непогоду и посмотреть на субтропические растения. Тут есть даже тис – дерево, которое растет минимум три тысячи лет. Вот уж, действительно, московский горизонт планирования. И наверняка те, кто увидят этот тис большим, посмотрят и на Москву, узнаваемую, но идущую в ногу со временем.