Третий мэр Третьего Рима. Какой сделал Москву Сергей Собянин?

На этой неделе 65 лет исполнилось мэру Москвы Сергею Собянину. За 13 лет работы градоначальником он приучил москвичей к тому, что это лучший город Земли. В этом убедился обозреватель «МИР 24» Максим Красоткин.

Третий мэр Третьего Рима. Какой сделал Москву Сергей Собянин?
© Мир24

Едва вступив в должность мэра в 2010-м, Сергей Собянин поехал на работу. Но не тут-то было. Его кортеж попал в пробку. Масштаб проблемы он оценил сразу.

«Очевидная вещь, почему здесь возникают пробки. Потому что нет современной развязки и стоянки непонятно откуда взявшиеся», – отметил тогда мэр. А тут еще торговые палатки-самострои – наследие 90-х. Портит вид, тормозит дорожное движение и развитие города.«У нас около 600 самостроев, расположенных вдоль дорог. Это ларьки, павильоны, которые были построены без разрешения. Эти самострои влияют на возможность расширения дорог, в ближайшее время будет создана программа по сносу этих строений», – заявил Собянин.

Меры непопулярные, но необходимые. Платные парковки, снос самостроя и выделенные полосы для общественного транспорта.

«Пробок сколько было, столько и останется. И в этом же потоке с машинами будут идти трамваи, автобусы, троллейбусы. Человек скажет: мне все равно, где стоять в пробке. Я лучше в машине посижу, чем в автобусе. Мы эту ситуацию должны изменить», – поставил задачу мэр.

Начали тянуть и метро. Большую кольцевую ветку построили за 11 лет, она стала самой протяженной в мире – 71 километр. Если сложить все рельсы московской подземки вместе с МЦК и МЦД, то будет почти 800 километров – как от Москвы до Казани.

«Когда-то там, наверху, где сейчас Рижская площадь, раньше она называлась Троицкой, были въездные ворота в Москву, в них упиралась Ярославская дорога. Тема ворот отображена и в оформлении станции в виде светящихся арок. А это изнанка метро, так называемые тюбинги, которыми обшивают тоннель», – рассказал журналист.

Во внешнем облике Сокольников отражен труд метростроевцев, ведь московское метро начиналось именно отсюда. Колонны в Марьиной роще словно фарфор из усадьбы графа Шереметьева, что неподалеку, а панно на Электрозаводской посвящено защитникам Отечества.

«Открыто 107 новых станций метро, запущены два диаметра еще 60 станций. Для метро закуплено более четырех тысяч вагонов новых серий. Парк обновлен уже на 71%», сказал начальник дирекции инфраструктуры Московского метрополитена Дмитрий Дощатов.

На поверхности же вместо троллейбусов, которые часто ломались и перекрывали движение, на улицы вышли электробусы, такие же экологичные, только маневренные.

«Я не хотел переходить сюда. Но когда перешел, почувствовал большую разницу с автобусом. Все легкое. Разгон очень легкий. На автобусе, бывало, жмешь-жмешь, а он не едет», поделился водитель электробуса Виктор Воинов.

С улиц города исчезли хаотичные маршрутки, появилось регулярное расписание. Обновился и парк трамваев. Этот вид транспорта стал самым популярным после метро.

«В течение всех 30 лет поставщик обслуживает и ремонтирует этот трамвай. Это для города преимущество, потому что поставщик, понимая, что ему 30 лет вагон обслуживать, будет делать его более качественным. И выгода для пассажиров, потому что трамваи работают надежнее, меньше ломаются», пояснил заместитель начальника отдела рельсового транспорта службы подвижного состава Московского метрополитена Дмитрий Касаткин.

Пересмотрели дорожное строительство: избавились от колец, которые иногда замыкались. Через город пустили хорды – магистрали, пронизывающие Москву с севера на юг и с востока на запад.

«Еще четыре года назад здесь была несанкционированная свалка. Сейчас вид, конечно, не лучше, но это же стройка. И когда она закончится, здесь высадят деревья и кустарники. А вот это участок Московского скоростного диаметра, который соединит север и юг столицы таким образом, что через весь город можно будет проехать сверху вниз за каких-то 40 минут. Это для тех, кому надоели пробки на МКАДе. А надоели они, наверное, всем», – заметил журналист.

«На первом этапе был снос всех сооружений, вынос коммуникаций. Попала река Нищенка в зоне Нижегородской улицы. Мы русло новое прокладывали», рассказал главный специалист АО «Дороги и мосты» Александр Поночевный.

И Москва-река теперь – полноценная транспортная магистраль. Регулярное пассажирское движение по ней открыли президент России и мэр Москвы. Еще в городе заработало социальное такси для людей с ограниченными возможностями. Стоит недорого – чуть больше 200 рублей в час.

«Когда человек зарегистрирован в данной базе, он может по разным видам связи: по телефону, по электронной почте – оставить заявку, и такси приедет в тот день, в то время, которое необходимо», – пояснила начальник службы внешних коммуникаций ГУП «Мосгортранс» Мария Рыбкина.В основном такси берут, когда надо посетить МФЦ или поликлинику. Еще недавно в очереди к врачу можно было провести больше времени, чем в пробке по пути к нему. Теперь у всех московских поликлиник единый стандарт, где не надо тратить время на беготню по кабинетам, есть любой специалист, а все оборудование новое.

«Вот специальные планшеты, на которых можно работать в процедурном кабинете. Очень важная история: эти планшеты можно обрабатывать дезинфицирующими средствами, и этой электронике ничего не будет», – отметила главный врач поликлиники №68 г. Москвы Наталья Кузенкова.

За 13 лет средняя продолжительность жизни в Москве увеличилась почти на четыре года. В каждом районе клубы «Московского долголетия», что важно для города, где проживает более трех миллионов пенсионеров.

Москва стала интерактивной: «Наш город», «Моя улица», «Активный гражданин». На этих ресурсах большинством голосов можно решить, что сделать во дворе: цветник или детскую площадку.

Первая детская игровая площадка появилась в Москве после революции на востоке города. Тогда это было настолько знаменательное событие, что в честь него даже назвали улицу – Игральная. Теперь это атрибут любого двора, можно даже сказать, обязательный.

Но здесь Москва столкнулась с другой проблемой. Огромное количество пятиэтажек. Через несколько десятилетий город получил бы огромное количество аварийного жилья. Так началась реновация. Хрущевки расселят до 2032-го года. В новые квартиры переехали уже 120 тысяч человек.

В Москве исторически сложились рабочие районы. Но со временем предприятия утратили былую славу, что только добавляло депрессивности. Например, раньше здесь располагался НИИ дальней радиосвязи с производственными цехами, сразу за ним завод «Изолит», где делали диэлектрики, а дальше резиновое производство. Все это называли ржавым поясом Москвы. Теперь это индустриальные кварталы – дома для миллионов людей.

Таким образом Москва избавилась почти от 40 промзон. Центр города тоже приобрел новый вид. На месте снесенной гостиницы «Россия» разбили парк с видом на Кремль и старую Москву. В нем собрали растения, характерные для каждого климатического пояса страны. Тут среднерусские березы соседствуют с южными кипарисами и тундровой растительностью – Россия в миниатюре.

Под куполом, который называют стеклянной корой, можно переждать непогоду и посмотреть на субтропические растения. Тут есть даже тис – дерево, которое растет минимум три тысячи лет. Вот уж, действительно, московский горизонт планирования. И наверняка те, кто увидят этот тис большим, посмотрят и на Москву, узнаваемую, но идущую в ногу со временем.