Войти в почту

«Моя дочь — мой главный пассажир». Диктор московского метро — о москвичах, умении зевать и женственности под землей

Мы узнаем ее из тысячи, точнее — ее голос. Каждый, кто хоть раз спускался в московское метро, слышал, как Юлия Романова-Кутьина объявляет станции и просит пассажиров быть осторожными, если двери закрываются. Она много лет работает диктором Московского метрополитена и говорит, что была бы готова делать это даже бесплатно. Как Юлия стала самым узнаваемым голосом столицы, как объявить станцию и почему диктору нельзя отправляться в отпуск без микрофона — об этом и многом другом Юлия рассказала «Мосленте». Ниже — ее монолог.

«Моя дочь — мой главный пассажир». Диктор московского метро — о москвичах, умении зевать и женственности под землей
© Мослента

«С Малой Никитинской начался мой путь»

Малая Никитская — до сих пор одно из моих любимых мест в Москве. Именно с этой улицы начался мой путь. Еще школьницей я пришла на конкурс в Детскую редакцию Всесоюзного радио, вела детские передачи. Голос у меня был очень звонкий. А еще здесь располагался знаменитый Государственный дом радиовещания и звукозаписи. В моем детстве эта улица носила имя Качалова в честь знаменитого актера, мастера художественного слова и педагога.

Здание Государственного дома радиовещания и звукозаписи на улице Качалова, 24 в котором собран богатейший музыкальный архив.

Еще одно знаковое для меня место — Площадь Разгуляй. Это пересечение Старой и Новой Басманной улиц. Здесь находится театр, в котором я служу уже более 20 лет. Я пришла в государственный музыкальный театр «На Басманной» под руководством заслуженной артистки России Жанны Тертерян. Это место стало для меня настоящим домом.

«Придя на работу в метро, я попрощалась с детством»

Когда я закончила школу, метрополитен объявил конкурс. Искали человека, который будет объявлять станции. Меня пригласили поучаствовать. Я пришла, задорно и весело, как привыкла в детской редакции радио, объявила: «Осторожно, двери закрываются!»

«Попытка проникнуть в подземный мир — мечта греховная». Каким было бы метро Москвы, если бы его построили 110 лет назад

Мне объяснили, что это не формат метро. На записи нельзя пищать, потому что звук будет отражаться от стен и звенеть. В метро нужно говорить ниже, более женственно, согласно особенностям акустики.

Я пошла убирать детские интонации и тренировать голос, а через неделю пришла снова. Говорила уже серьезнее, по-взрослому. В результате меня приняли на работу. И тогда я попрощалась с детством.

Иначе, возможно, я бы до сих пор разговаривала, как маленькая девочка... Хотя я по-прежнему так могу, если нужно для роли в театре. Например, если играю цыпленка, то пищу, как ребенок.

«Готова объявлять станции бесплатно»

Если бы меня попросили быть голосом метро бесплатно, я бы, не раздумывая, согласилась. Мне очень нравится слышать себя там, доносить информацию до пассажиров, и это не вопрос денег.

Вы задумывались когда-нибудь, сколько заплатили человеку за фразу, которую мы слышим от автоответчика: «Абонент временно недоступен»? Неважно, много или мало, ведь мы слышим этот голос во всех телефонах. С моей работой также.

Женский голос Московского метро Юлия Романова-Кутьина (в центре) и хор Московского метрополитена перед началом парада поездов, посвященного 88-летию Московского метрополитена

«Муж считает, что у меня лучший голос планеты»

Для меня главный пассажир, который узнает мой голос в метро, – моя дочь. В эти моменты у нее возникает ощущение, что мама рядом. Меня это очень радует.

«Свою профессию не афиширую». Девушка, ставшая машинистом метро, о пассажирах, мужчинах и семейной гордости

Были и есть люди, которые пишут и говорят очень приятные слова, любят московское метро и наши голоса. К слову, много лет назад мой любимый мужчина с самого начала нашего знакомства стал говорить мне: «Лучший голос планеты». Вот это было невероятно здорово! И да, потом мы поженились.

«Не представляю свои будни без микрофона»

Мы записываем звуковую информацию для метро практически ежедневно. Московский транспорт динамично развивается. Постоянно открываются новые станции, пересадки, где-то, наоборот, начинается ремонт.

Мы озвучиваем все изменения, чтобы пассажиры всегда были в курсе событий. Так что мы постоянно на связи, даже в отпуск без микрофона не уезжаем.

Я очень люблю сам процесс записи. Для меня работа у микрофона — это чистое удовольствие, медитация.

Быть голосом Московского транспорта — не единственная моя работа. Помимо того, что я состою в труппе московского Театра «на Басманной», периодически снимаюсь в кино. Кстати, одну из ролей я получила как раз благодаря работе диктором. Режиссер ехала в метро и услышала интонацию и голос, который искала.

Также я работаю ведущей концертов в Московской филармонии и Московской консерватории, была ведущей телевизионных программ. Но никогда не оставляла метро. Я не представляю свои рабочие будни без микрофона.

Люди в поезде на Большой кольцевой линии (БКЛ).

«Надеюсь дожить до ролей комических старух»

В театре я обычно играю молодых героинь: Лизу Муромскую, обеих сестер в «Доходном месте» Островского. Играла чеховских героинь постарше: Татьяну Алексеевну в «Юбилее» и вдову Попову в «Медведе». Играла Мари в оперетте «Принцесса цирка» и Арлекина в комической опере «Доницетти». Целую стаю пернатых: от Цыпленка в «Золотом цыпленке» до царевны Лебеди в «Сказке о царе Салтане». Особенно люблю характерные роли. Например, в «Спящей красавице» я играю злую фею, которая молодеет от злых дел и стареет, когда побеждает добро. Вот бы и в жизни со злодеями так работало.

«Это надо сделать по-русски!» Что произошло с одной из самых красивых станций московского метро

Есть много ролей, которые я хочу сыграть. Когда-нибудь надеюсь дожить и до ролей комических старух. Вот где я оторвусь!

«После йоги чувствую, что мир вокруг прекрасен»

Помимо всего вышеперечисленного я еще сертифицированный тренер по йоге. В моей жизни всегда было много движения. Я занималась балетом, много плавала и увлекалась дайвингом. Но когда я впервые пришла на занятие йогой, мне показалось, что я открыла свою Америку.

Йога заменила мне фитнес и спорт. А еще после занятий я возвращалась домой умиротворенная и полная энергии, с чувством, что мир вокруг прекрасен. В какой-то момент этим чувством захотелось делиться. Мой самый любимый момент в преподавании — когда после занятия у людей светятся глаза, когда они чувствуют себя счастливыми.

«Мне приятно быть в компании знаменитостей»

Однажды звезды российского телевидения в честь 80-летия московского метрополитена объявляли для пассажиров станции.

Поезд "Краски метро" на станции "Партизанская" Арбатско-Покровской линии.

Среди них были, например, Екатерина Андреева, Никита Михалков и многие другие. Более того, даже сейчас по праздникам и другим важным датам для города и транспорта в московском метро, МЦК и на других видах транспорта можно услышать звезд — артистов, спортсменов, которые поздравляют пассажиров и сообщают важную информацию.

Мне очень приятно быть в такой компании. А пассажиров радуют поздравления и сюрпризы от знаменитостей.

Согласитесь, приятно услышать голос любимого певца или актера в транспорте. Мы делаем общее дело — стараемся улучшить и разнообразить поездки пассажиров, так что такие коллаборации ни разу не уязвляют мою профессиональную гордость.

«Дубляж — благодарная работа»

Честно, я бы очень хотела попробовать свои силы в качестве актера дубляжа, но пока не хватает времени. Дубляж — очень творческая и сложная работа, и благодарная, конечно. Я озвучиваю документальные истории, фильмы, игры, но делаю это нечасто.

Самый запоминающийся случай был, когда один авторский иностранный мультик на историческую тему переводили на разные языки. Искали мужские голоса. Но с русским голосом у них как-то не сложилось, и русскую версию озвучила я. Так что на всех языках мультик звучит мужскими голосами, а на русском — женским.

Диктор Московского метрополитена Юлия Романова-Кутьина на торжественной презентации нового состава поезда, посвящённого Кубку конфедераций FIFA 2017, в электродепо "Красная Пресня" Московского метрополитена.

«Хотите расслабить голос? Позевайте!»

Я стараюсь беречь свой голос в повседневной жизни, а также постоянно тренирую дикцию. Поделюсь своими любимыми методами. Для тренировки можно использовать обычную пробку от вина. Подойдет и карандаш, например, но с пробкой удобнее. Упражнение простое: нужно четко проговаривать слова, зажав пробку передними зубами. Именно так тренируют дикцию студенты театральных вузов.

Есть задание и посложнее. Нужно выбрать любую скороговорку и произнести ее сквозь сомкнутые губы. Все получилось, если произносимую фразу удалось понять вашему собеседнику.

Лучшее упражнение для расслабления голоса, снятия лишнего напряжения — позевать. Голос зазвучит свободнее и ярче.

«Мораль продюсеров не интересует. Им нужны цифры». Валдис Пельш — о новых телевизионщиках, умниках и фильмах за свой счет

Так что не отказывайте себе в удовольствии позевать, когда хочется. Имейте в виду, в этот момент вы работаете над голосом!

Кстати, в последние годы все больше людей хотят научиться красиво говорить. И меня все чаще просят позаниматься техникой речи, помочь зазвучать красиво. И как же вдохновляет, когда человек лет в тридцать или сорок пять вдруг впервые начинает говорить своим природным голосом, без зажимов и напряжения или вдруг понимает, что всю жизнь говорил тихо, а может говорить громко и четко. Как говорится: «А что, так можно было?»