Войти в почту

От Триумфальной арки до метро: Главархив рассказал о загадочной истории Красных ворот

<p style="text-align: justify;">В Москве есть площадь Красные ворота и находящаяся на ней одноименная станция метро. Откуда могло появиться это название, если названных ворот или зданий с ними на площади нет? Этим вопросом могут задаваться многие москвичи и гости города. Название это носит исторический характер и связано с несуществующими сейчас триумфальными воротами. Документы об истории Красных ворот сохранились в Главархиве Москвы. </p> <p style="text-align: justify;">Первые Красные ворота в Москве были построены из дерева по приказу Петра I в честь победы в 1709 году над шведами в Полтавской битве. В городе было сооружено несколько таких деревянных арок, расположенных по маршруту шествия победных полков. Открывали то шествие трубачи и литаврщики, ехавшие на украшенных лошадях. Далее торжественно маршировал Семеновский полк с обнаженными палашами и распущенными знаменами. Шествующие за полком люди несли богатые трофеи, также позади шли шведские пленные, взятые в 1708 году в битве под деревней Лесной (сейчас находится в составе Могилевской области в Белоруссии). Далее верхом следовала бомбардирская рота Преображенского полка. За ней также несли трофеи, завоеванные под Полтавой. В числе прочих богатств там были носилки Карла XII, запряженные двумя лошадьми под попонами с королевским гербом. За ними цепью шли шведские генералы и более 20 тысяч пленных офицеров. За пленными на небольшом расстоянии следовал Преображенский полк в новых мундирах и с развернутыми знаменами. Возглавлял шествие сам Петр I в обыкновенном гвардейском мундире с обнаженным палашом и шляпе, простреленной в Полтавском сражении. Рядом с ним ехали генерал-фельдмаршал князь Александр Меншиков и командир Преображенского полка князь Василий Долгоруков. Вся процессия проходила сквозь Красные ворота.</p> <p style="text-align: justify;">Позже Императрица Екатерина I заменила ворота новыми, тоже деревянными, перед собственной коронацией в 1724 году. Через восемь лет эти ворота сгорели и были восстановлены лишь в 1742 году по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны. Ее торжественный кортеж следовал из Кремля в Лефортовский дворец. Однако уже в 1748 году и эти ворота сгорели.</p> <p style="text-align: justify;">В 1753 году главный архитектор Москвы князь Дмитрий Ухтомский построил новую каменную арку – это был типичный образец стиля барокко. Стены из красного кирпича, украшенные белым рельефом и золотыми капителями с 50 рисунками, рассказывающих о гербах российских губерний. В столичных архивных фондах сохранилось это более позднее изображение Красных ворот. Над пролетом арки располагался портрет Елизаветы, окруженный блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации императора Николая I в 1825 году. Конструкцию венчала бронзовая статуя трубящего ангела (скульптура сейчас находится в экспозиции Государственного исторического музея, перед залом Петра I). </p> <p style="text-align: justify;">Возможно, из-за последнего красно-кирпичного цвета арка и получила название «Красные ворота», которое осталось в истории Москвы до сегодняшнего дня. Есть и другая версия о том, что изначально каменные ворота не были красными, а прозвали их так из-за красоты (старинное значение слова «красный» – «красивый»). Третья версия названия связана с топографией - дорога, пролегающая сквозь арку, вела в Красное село. </p> <p style="text-align: justify;">Во второй половине XIX века великолепие Красных ворот дисгармонировало с общим состоянием площади, где торговали сеном. Площадь тогда называли Красноворотской сенной площадью. Движение и проезд к главным вокзалам у Каланчевской площади здесь были затруднены и решением возникшей проблемы занималась Московская городская дума. Согласно сохранившимся архивным документам в 1881 году на основе доклада Московской городской управы было принято решение перенести сенной торг с Красноворотской площади, а на его месте разбить сквер «в интересах оздоровления местности». К тому же и Красные ворота на фоне сквера смотрелись бы совсем иначе. </p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> </div> </div> <p style="text-align: justify;">Но в начале ХХ века Красные ворота были снесены при расширении Садового кольца в 1920- е годы, в соответствии с планом перепланировки Москвы. Позже здесь была открыта станция метро «Красные ворота» (с 29 мая 1962 года по 25 августа 1986 года станция называлась «Лермонтовская»). </p> <p style="text-align: justify;">С документами об истории Красных ворот из фондов Главархива можно познакомиться по адресу: Профсоюзная улица, дом 82, корпус 1 в дни и часы работы читального зала для посетителей. </p> <p style="text-align: justify;"> </p>

От Триумфальной арки до метро: Главархив рассказал о загадочной истории Красных ворот
© Главное архивное управление города Москвы