Подземные дворцы и иностранные делегации: как строили московское метро

Slide 1 of 22
Рабочие бурят скважину для строительства станции метро у гостиницы "Националь", 1932 год
1/18
Рабочие бурят скважину для строительства станции метро у гостиницы "Националь", 1932 год 
© РИА Новости
Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс, 1934 год
2/18
Первый поезд Московского метро совершает пробный рейс, 1934 год 
© РИА Новости
Бригадир Татьяна Федорова и члены ее бригады на строительстве первой очереди Московского метрополитена, 1934 год
3/18
Бригадир Татьяна Федорова и члены ее бригады на строительстве первой очереди Московского метрополитена, 1934 год 
© ТАСС
Строительство станции "Площадь Свердлова" (ныне "Театральная") Московского метрополитена, 1935 год
4/18
Строительство станции "Площадь Свердлова" (ныне "Театральная") Московского метрополитена, 1935 год 
© РИА Новости

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

Метростроевцы - первые пассажиры метрополитена, 1935 год
5/18
Метростроевцы - первые пассажиры метрополитена, 1935 год 
© ТАСС
Строительство Московского метрополитена, 1937 год
6/18
Строительство Московского метрополитена, 1937 год 
© РИА Новости
Гости столицы на станции "Таганская" Московского метрополитена, 1950 год
7/18
Гости столицы на станции "Таганская" Московского метрополитена, 1950 год 
© РИА Новости
Президент Франции Жюль Ориоль с супругой в вагоне поезда во время посещения Московского метрополитена, 1954 год
8/18
Президент Франции Жюль Ориоль с супругой в вагоне поезда во время посещения Московского метрополитена, 1954 год 
© РИА Новости
Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и его дочь Индира Ганди во время поездки в вагоне Московского метрополитена, 1955 год
9/18
Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и его дочь Индира Ганди во время поездки в вагоне Московского метрополитена, 1955 год 
© ТАСС

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

Пассажиры на станции метро "Фрунзенская", 1957 год
10/18
Пассажиры на станции метро "Фрунзенская", 1957 год 
© ТАСС
Подземный вестибюль станции Московского метрополитена "Комсомольская", 1960 год
11/18
Подземный вестибюль станции Московского метрополитена "Комсомольская", 1960 год 
© РИА Новости
Ф. Кастро и Н. Хрущев в московском метро, 1963 год
12/18
Ф. Кастро и Н. Хрущев в московском метро, 1963 год 
© ТАСС
Вещи, забытые пассажирами, в бюро находок Московского метрополитена, 1963 год
13/18
Вещи, забытые пассажирами, в бюро находок Московского метрополитена, 1963 год 
© ТАСС
Пассажиры московского метрополитена, 1964 год
14/18
Пассажиры московского метрополитена, 1964 год 
© РИА Новости

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

Последний поезд, 1965 год
15/18
Последний поезд, 1965 год 
© РИА Новости
Станция "Аэропорт" Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена, 1972 год
16/18
Станция "Аэропорт" Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена, 1972 год 
© ТАСС
Станция "Рижская" Калужско-Рижской линии Московского метрополитена имени В. И. Ленина, 1972 год
17/18
Станция "Рижская" Калужско-Рижской линии Московского метрополитена имени В. И. Ленина, 1972 год 
© ТАСС
Пассажиры в вагоне Московского метрополитена имени В. И. Ленина, читающие номер газеты "Московская правда", 1982 год
18/18
Пассажиры в вагоне Московского метрополитена имени В. И. Ленина, читающие номер газеты "Московская правда", 1982 год 
© ТАСС

Московское метро – одна из крупнейших подземных транспортных систем в мире. На май 2023 года поезда курсируют по 14 линиям, для пассажиров открыты 258 станций. Также в текущем году Москва первой в мире уменьшила интервалы движения поездов метро до 80 секунд.

Жизнь современного мегаполиса уже нельзя представить без развитой и удобной системы подземного транспорта. Только представьте, ежедневно услугами московского метро пользуются более 9 миллионов пассажиров.

Первые проекты строительства метрополитена в Москве появились еще в начале XX века. Первая мировая война и последующая за ней Гражданская война в России не позволили осуществить эти планы. Лишь в конце 1920-х годов, когда столица СССР столкнулась с транспортным кризисом из-за массового притока населения, правительство вновь вернулось к проектам строительства подземной транспортной системы.

В 1933 году был утвержден план первой очереди будущей транспортной системы. Уже через год, 15 октября 1934 года в 8.20 утра первый пассажирский поезд, состоящий из двух вагонов, совершил пробную поездку из электродепо «Северное» до станции «Сокольники». А еще через полгода, 15 мая 1935 года была открыта первая линия метро «Сокольники» - «Парк культуры» («Крымская площадь») с десятью станциями протяженностью 9,2 км и ответвление от нее – «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») – «Смоленская» с тремя станциями (2,4 км). В день пуска столичного метро были перевезены 370 тыс. человек.

Станции первой очереди метрополитена проектировали и оформляли известные архитекторы и художники - Владимир Гельфрейх, Иван Фомин, Алексей Щусев, Александр Дейнека, Павел Корин, Евгений Лансере и другие.

Вестибюли и станции, больше похожие на подземные дворцы, украшены мраморными колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками, витражами.

Осенью 1941 года Московский метрополитен был переведен на особый режим: днем перевозил пассажиров, а после 19 часов служил бомбоубежищем. Но даже в годы Великой Отечественной войны строительство столичной подземки не прекращалось.

В марте 1954 года закончилось сооружение кольцевой линии, связавшей основные железнодорожные вокзалы Москвы. Всего к этому времени пассажиров принимали 49 станций метро.

В 1955 году от излишней помпезности при проектировании новых станций столичного метрополитена решили отказаться. Это позволило кратно увеличить темпы строительства. К 1991 году число станции достигло 147, а протяженность подземки составила 239,45 километров.

Как строили и какими были первые пассажиры Московского метрополитена – в галерее «Рамблера».