Войти в почту

Игра форм и магия цвета: архитекторы — о концепциях, идеях и секретах самых красивых новых станций БКЛ

Большую кольцевую линию (БКЛ) метро полностью открыли в первый день марта, и за два месяца работы новые станции уже успели полюбиться москвичам. Поделиться своим мнением о лучшем дизайне платформ и вестибюлей жители столицы смогли в голосовании проекта «Активный гражданин». Самым красивым архитектурным решением горожане признали проект «Марьиной Рощи», второе место заняла «Рижская», а замкнул тройку лидеров «Нагатинский Затон».

Игра форм и магия цвета: архитекторы — о концепциях, идеях и секретах самых красивых новых станций БКЛ
© Mos.ru
«Не будет преувеличением сказать, что самые красивые станции получились благодаря конкурсной практике, которая рождает новые идеи и имена, позволяет найти оптимальный баланс между интересным, стильным, ярким решением в оформлении и разумным вложением средств. Все участники получают колоссальный опыт, и речь не только про отдельно взятые бюро, а в целом про подходы в строительстве, работу с подрядчиками, какие-то новые находки в архитектуре. И самое главное — теперь не только в центре есть красивые станции, которые люди приезжают смотреть со всего мира, но и в более отдаленных районах. Для развития города это очень важно», — отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

О том, как создавались проекты станций ― победителей голосования, чем они были вдохновлены и как воплощались в жизнь, рассказали работавшие над ними архитекторы.

«Нагатинский Затон»: образы из глубины и иллюзия речной пены

Неординарность и особая красота отличает станцию «Нагатинский Затон», замыкающую тройку победителей. Ее облик посвящен обитателям рек московского региона, поэтому главными элементами украшения стали мозаичные панно с изображениями рыб. Дизайн был разработан московским архитектурным бюро Za Bor Architects. Проект стал победителем международного конкурса.

«Работая над проектом станции, мы хотели сделать привязку к месту и использовать тему воды, поэтому обратили внимание на речных обитателей. Стали размышлять, как стилистически эту идею воплотить, и поняли, что должны сделать подземный музей Нагатинского затона. Мы выбрали рыб, которые водятся здесь, и затем нам нужно было повторить их точно, почти энциклопедически», — говорит Арсений Борисенко, управляющий партнер архитектурного бюро.

Чтобы узнать, кто водится в Нагатинском затоне, эксперты провели исследование и из всего разнообразия видов выбрали самых узнаваемых. Это лещ, карась, бычок, ротан, голавль, щука, уклейка, налим, окунь, судак и плотва. К ним присоединился и маленький головастик.

Все 12 панно украшают стены платформ. Каждое из них имеет свой размер. Самая большая мозаика — «Щука» размером 14 на 3,6 метра. И это неслучайно: в природе из всех представленных рыб щука на порядок больше других. «А вот головастик здесь самый маленький, его расположили и чуть пониже остальных, чтобы с ним могли сфотографироваться дети. Он находится в неочевидном месте, поэтому его не сразу видно. Наша небольшая пасхалка, как принято говорить», — подчеркивает Арсений Борисенко.

Автором всех панно из смальты и натурального камня стал художник-монументалист Максим Козлов. Он разрабатывал эскизы, отрисовывал рыб и вместе с командой выполнял их в мозаике.

«У нас была задача выполнить изображения рыб энциклопедически точно и в то же время творчески осмыслить их образ. Для этого использовали смешанную технику: не просто выкладывали однотипные кубики камня и смальты, а собирали рисунок из разноразмерных и разноцветных индивидуальных деталей. Разная текстура, размер и оттенки дают ощущение, что рыбы объемные, живые. Например, у ротана сложная цветовая палитра: сине-зеленая с вкраплением розовых, фиолетовых и желтых цветов», — говорит Максим Козлов.

Задумку архитекторы воплотили и в оформлении вестибюля. В переходе из входного павильона в кассовый зал можно увидеть тех же рыб, что представлены на панно, но в уменьшенном размере. Здесь специалисты использовали редкую технику интарсии по камню: в мраморе сделали углубления и заполнили их прочным составом, придав вид речных обитателей.

Невозможно не обратить внимания при входе в вестибюль и на большой золотистый потолок в виде гигантской чешуи. При его создании использовали 3D-моделирование, а получившиеся детали вручную крепили на специальные рейки — ламели. На потолке установлено свыше 26 тысяч декоративных элементов.

Еще одну изюминку архитекторы спрятали в подсветке эскалатора. Светильники на балюстраде разместили на разной высоте, поэтому, отражаясь в темных глянцевых стенах, они образуют иллюзию речной пены.

«“Нагатинский Затон” притягивает внимание москвичей, не оставляя ни одного пассажира равнодушным. На мой взгляд, это один из ярчайших объектов метрополитена, возможно, самая необычная станция метро», — подчеркивает Максим Козлов.

Полюбоваться естественной красотой металла: какие станции БКЛ выполнены в стиле лофтПри отделке станций БКЛ использовали уникальные для метростроения материалы

«Рижская»: порталы места и времени

Дизайн «Рижской» тоже определили по итогам международного архитектурного конкурса. Автором проекта стало архитектурное бюро Blank Architects: оно предложило сделать главным элементом станции светящиеся арки.

«Нам хотелось объединить историю с архитектурой, сделать станцию современной. “Рижская” находится на одноименной площади, где исторически располагался въезд в город. Это и сегодня важная в транспортном плане часть столицы. Поэтому большие металлические арки отражают концепцию портала в город и в то же время являются достаточно узнаваемым элементом», — рассказывает Владимир Тихонов, руководитель отдела уникальной архитектуры и градостроительства архитектурного бюро.

На платформе разместили 16 светящихся арок, по восемь с каждой стороны. Через них пассажиры могут выйти непосредственно к поездам. Арки сделаны из нержавеющей стали, их высота составляет около четырех метров. Интересно, что форма у арок весьма необычная, похожая на вытянутый кверху козырек. Такая футуристичность неслучайна: ровные и прямые арки сжимают пространство. Здесь же создается впечатление динамичности и открытости.

Немаловажную роль играют и световые панели на арках. Они отражаются от гранитного пола, превращая пространство под сводом в портал. Поэтому, проходя под такой конструкцией, пассажиры могут представить, что переносятся во времени и пространстве — из центрального зала к линиям на платформе.

В оформлении станции архитекторы использовали только нейтральные цвета: белый, серый, коричневый. «Важно, чтобы в дизайне было не больше трех цветов, иначе внимание пассажиров будет рассеиваться. Мы подобрали оттенки так, чтобы они были комфортны для восприятия», — подчеркивает Владимир Тихонов.

На «Рижской», а также на «Марьиной Роще» путевые стены оставили открытыми. Это, согласно задумке архитекторов, позволяет разнообразить дизайн. На путевой стене пассажиры видят чугунные тоннельные тюбинги, которые обычно скрыты от глаз. Каждый тюбинг весит более тонны, строители доставляли их через шахтные стволы на глубину более 60 метров. Впервые такое решение применили на станции «Савеловская» северо-западного участка БКЛ.

«Картинка сложилась, и мы поняли, что получилось даже лучше, чем представляли. Я считаю, секрет кроется в том, что мы понимали — станцией много лет будут пользоваться миллионы людей. И в своем дизайне думали в первую очередь о функциональности, но не забывали и про творческий подход», — отмечает собеседник mos.ru.

«Марьина Роща»: округлость форм и величие мрамора

Архитектурно-художественный облик «Марьиной Рощи», названной москвичами самой красивой из новых станций БКЛ, разработал победитель международного конкурса — архитектурное бюро AI-architects. В основу дизайн-проекта легло расположение станции: она является самой глубокой на БКЛ и на ней самый длинный эскалатор в московском метро — 130 метров.

«В оформлении вестибюлей мы использовали простые формы, павильон станции выполнен в виде параллелепипеда. Возле входа мы установили большие фигуры эллипсоидов из нержавеющей стали. Уникальность расположения “Марьиной Рощи” мы постарались передать с помощью формы платформенных колонн, напоминающих слегка сплющенные фигуры, как будто сверху на них давит большой пласт земли», — говорит Александр Томашенко, управляющий партнер архитектурного бюро.

Платформенный участок «Марьиной Рощи» состоит из трех залов, отделенных друг от друга 10 пилонами необычной округлой формы. Каждый представляет собой сложную конструкцию. Сначала строители возвели пилоны из бетона и создали специальный металлический каркас, а затем закрепили на них мраморные плиты, которые предварительно выпиливали и скульптурировали, придавая деталям нужную закругленность. На каждый пилон пришлось по 156 таких элементов.

При создании проекта авторы вдохновлялись работами советских мастеров, изучали архитектуру существующих станций, чтобы сохранить знакомую пассажирам монументальность и на «Марьиной Роще». Для этого на мраморные пилоны нанесли кракелюр — механическую гравировку с эффектом мелких трещин.

Для пола архитекторы выбрали гранит — один из самых износостойких и долговечных материалов. А путевые стены, как и на станции «Савеловская» БКЛ, оставили открытыми, чтобы пассажиры могли видеть чугунные тюбинги. Их устанавливают для укрепления стен тоннелей. Так авторы проекта создали контраст между монументальными светлыми пилонами и темным каркасом стен.

При проектировании станции архитекторы уделили внимание не только оттенкам, покрытиям и материалу, но и освещению на платформе.

«У нас была задача спрятать прямой источник света, так как он раздражает глаза, а это несопоставимо с комфортом пассажиров, а главное — небезопасно для работы машинистов. Поэтому освещение мы поместили в специальные лотки — карнизы. Кроме того, практически все источники мы направили вверх, что позволило визуально увеличить пространство за счет игры света на купольных поверхностях», — отмечает архитектор.

Благодаря нейтральным цветам, простым формам и архитектурной подсветке ожидание поезда на станции становится для пассажиров приятным и комфортным.

«Мы довольны результатом. Нам удалось воплотить задуманное, передать ощущение спокойствия и комфорта, но в то же время и исторической монументальности. И это награда для архитектора», — подчеркивает Александр Томашенко.

Рекордная кольцевая: интересные факты о строительстве БКЛМифология подземного города: как создается дизайн станций московского метро