«Спасли» от сохранения: Конюшенное ведомство и другие объекты культурного наследия обсудили в Петербурге
В Петербурге эксперты по архитектуре и строительству собрались в рамках проекта «Новая жизнь старого центра» для обсуждения злободневных вопросов сферы. Темой дискуссии стали риски реализации проектов в исторической части Петербурга. По мнению собравшихся текущая ситуация несогласованности между заинтересованными сторонами ведет к уходу инвесторов и бездумным сносам.
Специалисты сообщили о стабильном интересе девелоперов к историческому центру Петербурга. Так, по сообщению руководителя департамента продаж АО «Российский аукционный дом» Дарьи Гончаровой, в прошлом году площадка реализовала на торгах 9 исторических зданий, в то время как в 2021 году их было 5, а в 2020-м – всего 2. Причем, за лоты шла активная борьба, стоимость могла подняться более, чем в 2 раза относительно стартовой цены.
Речь идет о нахождении инвесторов, готовых вложиться в реконструкцию старинных построек. По заявлению эксперта, Петербург оказался единственным регионом, показавшим прирост в подобных продажах (он составил 30%). В то же время в центре города практически каждое здание имеет обременения в виде исторической и культурной ценности. Что изначально влечет за собой риски при реализации инвестпроектов.
«Гладко у нас ничего не происходит, во всяком случае, по моему опыту. Дискуссии вокруг исторических домов и их ценности – из категории вечных», – отметила генеральный директор ООО «ГородЪ» Татьяна Новицкая.
Уже на моменте подготовки к торгам бизнесу приходится оценивать все связанные со зданием риски. Например, техническое состояние, возможность перестройки и перепланировки зданий. По словам застройщиков, в центральной части не только дефицит свободной земли, но даже построек под реконструкцию в приличном состоянии. Зачастую на торги выставляют руинированные объекты, но просто разобрать наиболее ветхие части инвестор не может из-за охранного статуса. Рентабельность подобных проектов под большим вопросом, немногие опытные инвесторы решаются связываться с таким клубком проблем.
«До последнего времени в центре скупали все здания, и наши ставки на торгах перебивали те, кто, возможно, не вполне понимал, во что лезет. Мы же приобретаем только то, что совсем никому не нужно. Нам достаются лоты по начальной цене, фактически – это только фасады, а сами здания руинированы», – сообщает инвестор Ян Бобрышев.
Эксперт давно занимается восстановлением аварийных исторических объектов. На счету его компании – реставрация целого аварийного квартала на ул. Тележной. В конце прошлого года инвестор приобрел дом Сабаевых-Замятиных, который пустует вот уже 30 лет.
Давней историей также является конфронтация бизнеса и активистов. Петербург известен своим мощным грозозащитным движением. Но без согласованной работы с остальными заинтересованными лицами их усилия могут оказать ОКН медвежью услугу. Так, например, случилось с архитектурным ансамблем Конюшенного ведомства.
«Не было большей боли у градозащитников. Спасали, добились остановки проекта и тут же потеряли к нему интерес. Теперь исторический комплекс стоит в удручающем состоянии», – заявила исполнительный директор НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» Елена Бодрова.
О реконструкции крупного исторического комплекса объявили в 2010 году. Значимость объекта сложно переоценить. Постройка находится между Мойкой, по которой идут водные туристические маршруты, и Конюшенной площадью, где регулярно проходят крупнейшие городские мероприятия. Площадь через Большую Конюшенную имеет выход к главной городской улице – Невскому проспекту.
Однако стать элитной гостиницей Конюшенному было не суждено. Заморозки ремонтных работ в 2016 году добились градозащитники. Однако куда более губительным для объекта оказались не действия инвестора, а климат и безразличие. Не единожды местный бизнес пытался получить Конюшенное для реализации проектов. Со временем шумные обсуждения сменились тишиной со стороны местных властей. В итоге за более чем 10 лет простоя постройка пришла в еще худшее состояние, чем на момент закрытия на реконструкцию.
«Каждый день хожу мимо Конюшенного ведомства. Деревья становятся мощнее и красивее – в отличие от памятника, вокруг которого было столько споров. После того, как из проекта ушли деньги, градозащитникам он перестал быть интересен. Никто не собирает средства на консервацию, никто не борется за выделение денег из федерального бюджета», – заявила очевидец Светлана Кузьменко.
При этом, с прошлого года внезапно сдвинулись с места все градозащитные споры в городе. Правда, совсем не в пользу активистов. Многие здания, которое ранее им удавалось успешно защищать от застройщиков, в один момент пошли под ковш. Многочисленные разбирательства по каждой ситуации вскрыли факты, которыми заинтересовался даже Следственный комитет РФ. Заказанные городскими комитетами экспертизы отрицают ценность отдельных зданий, что дает застройщикам освобождать землю под современное жилье.
На сегодня стало ясно, что от естественного разрушения и незаконных сносов не защищены ни архитектурные памятники, ни просто дома с историей, даже жилые. Очевидно, что инвесторы способны улучшить ситуацию. Но при условии, что это будут опытные добросовестные компании, заинтересованные в сохранении культурного наследия так же, как и градозащита. В свою очередь, без должной поддержки со стороны чиновников все стоящие проекты обречены на убытки.